МСФО 1 «Представление финансовой отчетности»
Данный стандарт является основополагающим в определении принципов составления и представления финансовой отчетности. Целью настоящего стандарта является обеспечение базы для представления финансовой отчетности общего назначения с тем, чтобы достичь сопоставимости как с финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности, о движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании. Для достижения этой цели финансовая отчетность обеспечивает информацию о следующих показателях компании: активах; обязательствах; капитале; доходах и расходах, включая прибыли и убытки; движении денежных средств.
Полный комплект финансовой отчетности включает следующие компоненты: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; отчет, показывающий все изменения в капитале; отчет о движении денежных средств; учетная политика и пояснительные примечания.
МСФО 14 «Сегментная отчетность»
Целью составления отчетности по сегментам деятельности является предоставление пользователям финансовой отчетности возможности: анализировать основные направления деятельности компании; оценивать риски и прибыльность компании; принимать адекватные решения в отношении компании.
Сегментирование — это вид анализа информации, содержащейся в финансовой отчетности в соответствии с различными типами продукции или услуг и географическими районами, в которых компания осуществляет свою деятельность. IAS 14 определяет такие понятия, как сегмент деятельности, географический сегмент и отчетный сегмент. Сегментом деятельности называется структурный элемент компании, который производит однородную продукцию и отличается от других тем, что подвержен иным рискам и имеет другой уровень прибыльности. Критериями выделения таких сегментов служат: вид продукции или услуг; характер производственного процесса; тип покупателя продукции или услуг; методы реализации продукции или оказания услуг.
МСФО 34 «Промежуточная финансовая отчетность»
Промежуточная финансовая отчетность должна включать, как минимум, следующее:
сжатый отчет о финансовом положении компании; сжатый отчет о совокупном доходе; сжатый отчет, показывающий все изменения в собственном капитале; сжатый отчет о движении денежных средств; и выборочные пояснительные примечания.
Билет 18
1.По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.
Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно- передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и не ниже банковского процента ( арендный процент).
Если сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности, то расходы по этой деятельности учитываются на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы – на счете учета выручки от продажи (90).
Если эта деятельность не является предметом деятельности организации, то доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитываются на счете 91 в составе прочих доходов и расходов.
Учет у лизингодателя. Затраты, связанные с осущ. Кап. вложений по приобретению лизингового имущества, отражаются на счете 08, субсчет « приобретение объектов основных средств». Лизинговое имущество приходуется по Д03 с кредита 08. Передача лизингового имущества лизингополучателю отражается записями в аналитическом учете по счету03. Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, записи в б/у осуществляется транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя. В зависимости от условий договора лизинговое имущество может учитываться на балансе лизингодателя или на балансе лизингополучателя.
Учет у лизингополучателя.
Если лизинговое им-во учитывается на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя поступившее лизинговое им-во учитывается на забалансовом сч001. Начисленные лизингодателю лизинговые платежи отраж. по Д счетов учета издержек производства и обращения (20,26,44) и кредиту сч 76. При погашении задолженности дебетуют 76 и кредитуют счета учета денеж. ср. При возврате лизингового имущества лизингодателю его стоимость списывают со счета 001. При выкупе лизингового имущества списывают по дебету счета 01 и кредиту 02.
2.Методика составления и предоставления бух(финн)отчетности
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:
1. Бухгалтерский баланс - форма N 1;
2. Отчет о прибылях и убытках - форма N 2;
3. Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
-отчет об изменениях капитала - форма N 3;
-отчет о движении денежных средств - форма N 4;
-приложение к бухгалтерскому балансу - форма N 5;
-отчет о целевом использовании полученных средств - форма N 6;
4. Пояснительная записка;
МСФО 18 «Выручка»
Данный Стандарт дает определение дохода и раскрывает вопросы признания доходов, возникающие в результате осуществления различных видов деятельности.
Выручка — это валовой приток экономической выгоды в течение отчетного периода, возникающий в процессе обычной деятельности предприятия и приводящий к увеличению собственного капитала (кроме взносов акционеров).
Доходы включают: выручку от реализации продукции (работ, услуг), проценты и дивиденды, арендную плату и прочие доходы (например, поступления от продажи основных средств, переоценки рыночных ценных бумаг и др.).
Величина дохода от сделки обычно определяется соглашением сторон и оценивается по реальной стоимости. Реальная стоимость представляет собой сумму, на которую обменивается актив или погашается обязательство между осведомленными и готовыми к сделке независимыми сторонами.
IAS 18 определяет правила признания дохода, возникающего в результате:
продажи товаров; оказания услуг; использования других активов организации, приносящих проценты и дивиденды.
Обмен товаров или услуг на товары или услуги, имеющие аналогичный характер и стоимость, не является сделкой, приносящей доход. Если же был совершен неадекватный обмен товарами или услугами, то сделка считается приносящей доход.
Доход от продажи товаров признается в том случае, когда удовлетворены все последующие условия: предприятие передало покупателю все значительные выгоды и риски, связанные с владением товаром; предприятие не сохраняет ни преемственности руководства, ни эффективного контроля над проданным товаром; величина дохода может быть измерена с большой степенью достоверности; понесенные или ожидаемые расходы по сделкам могут быть измерены с большой степенью достоверности.
МСФО 12 «Налоги на прибыль»
Исходный МСФО 12 требует от компании учитывать отложенный налог с помощью метода отсрочки или метода обязательства, который иногда называют методом обязательств по отчету о прибылях и убытках.
Метод обязательств по отчету о прибылях и убытках фокусирует внимание на временных разницах, тогда как метод обязательств по балансу сосредоточивает внимание на временных разницах. Временные разницы — это разницы между налогооблагаемой прибылью и учетной прибылью, которые возникают в одном периоде и восстанавливаются в одном или нескольких последующих периодах. Временные разницы — это разницы между налоговой базой актива или обязательства и его балансовой стоимостью.
Более того, существуют некоторые временные разницы, не являющиеся временными, к ним относятся, например, такие, которые возникают, когда:
(a) стоимость неденежных активов и обязательств, относящихся к зарубежной деятельности;(b) неденежные активы и обязательства пересчитываются согласно МСФО 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»; или
(c) балансовая стоимость актива или обязательства при первоначальном признании отличается от первоначальной налоговой базы.
Билет 19
1.В случае выявления ревизорами признаков преступления материалы ревизий передаются правоохранительным органам и могут служить поводом к возбуждению уголовного дела.
Основной целью ревизии есть проверка полноты оприходования и обоснованности списания в расход товарно-материальных ценностей и денежных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и своевременности проведения инвентаризаций.
УПК предусматривает лишь право следователя требовать проведения ревизии. Требование порождает процессуальные правоотношения между следователем и должностным лицом, правомочной назначить ревизию. Причем должностное лицо обязанное не только назначать ревизию, а и обеспечивать ее проведение и затем, подавать следователю соответствующий документ — акт ревизии.
На требование следователя непосредственным основанием для проведения ревизии есть приказ или распоряжения соответствующего должностного лица. Ведомственные инструкции о порядке проведения ревизий предусматривают, что назначения ревизии на требование судейско-следственных органов должен происходить в кратчайший срок. Ревизор, который осуществляет ревизию, выполняет должностное поручение и целиком подчиняется лицу, которое назначило ревизию, ее права и обязанности грунтуются на нормах административного права и осуществляются вне криминального процесса. Ревизор не только применяет специальные знания, опыт, а и выполняет функции, присущие в криминальном процессе лишь следователю (суда). Как результат, следователь получает акт ревизии с добавленными к нему документами и другими материалами.
С его помощью следователь устанавливает фактические данные, которые важны для дела, и использует их для обоснования соответствующих обстоятельств. В связи с этим проведения ревизии на требование следственного можно считать способом собирания доказательств. Таким образом, доказательства собирает не ревизор, а следственный, получая материалы ревизии и устанавливая с их помощью соответствующие фактические данные. Вместе с тем, поскольку благодаря ревизии собирают материалы и устанавливают фактические данные, которые могут иметь значения для судебных доказательств, то осуществления ревизии на требование следователя есть одним из способов, который применяется следственным для получения доказательств. Итак, средством собирания доказательств есть не само проведения ревизий, не действия ревизора, а деят-ть следователя, к-рое побуждает к проведению ревизии и появления в деле соответствующего док-та - источника доказательств (инвентаризационного описания, сравнительной ведомости и т.п.).
Во время ревизий, которые проводятся на требование следственных органов, следователь определяет их задачи, помогает ревизору в выборе наиболее рациональных приемов и способов, принимает меры, которые обеспечивают выявление действительного состояния ценностей, а также сохранение документов, проведения внезапных инвентаризаций и т.п.
2. Нематериальные активы погашают свою стоимость по частям, по мере износа, путем начисления по ним амортизации в течение срока полезного использования.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется предприятием при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя из:
♦ срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
♦ ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого предприятие может получать экономические выгоды (доход).
Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
Если срок полезного использования объекта нематериальных активов определить невозможно, он принимается равным двадцати годам (но не более срока деятельности предприятия).
Амортизация нематериальных активов производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:
♦ линейным способом;
♦ способом уменьшаемого остатка;
♦ способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных нематериальных активов производится в течение всего их срока полезного использования.
Начисление амортизации по вновь поступившим нематериальным активам начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и исчисляется до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета в связи с уступкой (утратой) предприятием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Согласно п. 21 ПБУ 14/2007, амортизационные отчисления по нематериальным активам могут отражаться в бухгалтерском учете по одной из двух схем:
♦ накоплением соответствующих сумм на пассивном, контрарном
счете 05 «Амортизация нематериальных активов»;
♦ уменьшением первоначальной стоимости объекта.
3. Существенность – это свойство информации, которая делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
Качественная формируется на основании профессионального суждения аудитора.
Количественная – аудитор должен установить превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественных критериев – уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Методы расчета уровня существенности устанавливаются аудиторской организацией самостоятельно.
Аудиторский риск.
В аудите выделяют два основных риска: предпринимательский риск и риск аудитора, хотя встречаются и другие риски.
Предпринимательский риск аудиторазаключается в том, что аудиторская компания или индивидуальный аудитор может потерпеть неудачу вследствие конфликта с клиентом даже при положительном заключении.
Риск аудитора (аудиторский риск)означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или вероятность ошибочного признания факта, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
1) Внутрихозяйственный риск– выражает вероятность возникновения ошибки в бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом при сложившемся способе ведения финансово-хозяйственной деятельности до ее проверки системой внутрихозяйственного контроля. 2) Риск средств контроля – выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена системой внутрихозяйственного контроля. 3) Риск необнаружения – выражает вероятность того, что выполнение всех аудиторских процедур и надлежащий сбор доказательств не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Является показателем эффективности и качества работы аудитора, зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, от квалификации аудитора степени его предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого предприятия.
Приемлемый аудиторский риск не должен превышать 5%.
Билет 20
1. НМАПБУ14/2007–активы, не имеющие вещественного содержания, но принимающие участие в деятельности организации и длительный срок. Для принятия к учету объекта необходимо единовременное выполнение следующих условий: а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов; г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена; ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.В составе НМА учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).НМА не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.Фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании актива и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.Последующая оценка НМА
Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, по которой они принимались к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. Исключение - переоценка и обесценение объектов, которые являются нововведением.
2.Сост-е дебиторской и КЗ, их размеры и качество оказывают сильное вл-ие на фин-ое сост-е орг-ции. Для улучшения фин-ого положения орг-ции не обходимо: 1) следить за соотн-ем дебиторской и КЗ. Значительное превышение дебиторской задолж-ти создает угрозу фин-ой устойчивости орг-ции и делает необходимым привлечение дополнительных источников финанс-ния;2) контролировать сост-е расчетов по просроченным задолженностям;3) по возм-ти ориентироваться на увеличение кол-ва заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам. Ан-з дебиторской и КЗ проводится на основе данных Приложения к бухг-рскому балансу (ф№ 5, раздел 2). Для оценки состава и движения дебиторской задолж-ти составим аналитическую таблицу. ОДЗ= Выр от продаж/ средн ДЗ(оборотов). Средн ДЗ=(ДЗ на нач +ДЗ на конец)/2. ОДЗ (в днях)= 360 дн/ оборачив ДЗ в оборотах.Пок-ли, характ качество ДЗ: 1-доля ДЗ в общем объёме текущих активов=ДЗ/текущие активы*100%;2- доля сомнительной задолж-ти в составе ДЗ = сомнит ДЗ(≥6 мес)/общая ДЗ*100%. Замедление оборач-ти ДЗ равнозначно «замораживанию» части оборотных активов и может повлечь за собой ув-е заёмных источников финанс-ния для покрытия активов, выведенных из оборота. Ускорение оборачиваемости ДЗ, напротив, способствует высвобождению части оборотных активов и создаёт возм-ть их использ-ния в иных целях.В дополнение оценки оборачиваемости необходимо добавить ан-з возраста ДЗ и его сопоставление с контрактными усл-ями. Очевидно, что для такого ан-за необходима хорошая аналитика учётных данных. На её основе можно просчитать такие пок-ли, как:
1)Коэф-т просроченной ДЗ:Кп.д/з=ДЗп/ДЗ,
2)Средний «возраст» просроч. ДЗ:
Тп.д.з.=ДЗп.ср./Вдн, где: ДЗп.ср. – сред. остаток неоплаченной в срок ДЗ;
Вдн – однодневный объём продаж.
3)Эффект от инвестирования ср-в в ДЗ.Для его опред-ния сумму доп-ной П, полученной от увеличения объёма продаж за счёт предоставления покупателям отсрочки платежа (К-та), сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению К-та и инкассации долга покупат-ми (безнадёжная дебиторская зад-ть):Эд/з=Пдоп – Здоп – Дзбез,
Где: Пдоп – дополнительная приб.,Здоп – дополнительные з-ты,ДЗбез – безнадёжная ДЗ. Ан-з оборачиваемости ДЗ следует проводить в сравнении с предыдущим отчётным периодом. Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской зад-тью:1. Необходимо постоянно контролировать сост-е расчетов с покупат-ми, особенно по отсроченным задолженностям.2. Установить определенные усл-я К-тования дебиторов, например: пок-ль получает скидку 2% в случае оплаты полученного товара в теч. 10 дней с момента получения товара;пок-ль оплачивает полную ст-ть, если оплата совершается в период с 11-го по 30-й день К-тного периода; в случае неуплаты в теч. месяца пок-ль будет вынужден доп-но оплатить штраф, вел-на которого зависит от момента оплаты.3. По возм-ти ориентироваться на большое число покуп-й, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими покупат-ми.4. Следить за соотн-ем дебиторской и КЗ.
3. Аудиторский стандарт «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» регламентирует подходы аудитора к оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля. Аудитор оценивает их как высокую, среднюю, низкую, отражая результаты изучения в рабочих документах.
Система бухгалтерского учета считается эффективной, если выполняются следующие требования:
- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;
- операции в учете зафиксированы в правильных суммах;
- операции правильно отражены на счетах;
- зафиксированы детали операции, имеющие существенное значение для учета и отчетности;
-ограничена возможность появления злоупотреблений.
В ходе аудита рекомендуется использовать:
• специально разработанные тестовые процедуры;
• перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
• специальные бланки и проверочные листы;
• блок-схемы и графики;
• перечни замечаний, протоколы или акты.
Изучение и оценка системы внутреннего контроля
Система внутреннего контроля должна включать:
• надлежащую систему бухгалтерского учета;
• контрольную среду;
• отдельные средства контроля.
Контрольная среда включает в себя:
• стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;
• организационную структуру экономического субъекта;
• распределение ответственности и полномочий;
• осуществляемую кадровую политику;
• порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
• порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
• соответствие хозяйственной деятельности требованиям действующего законодательства.
Аудитор оценивает систему внутреннего контроля в три этапа:
• общее знакомство;
• первичная оценка надежности;
• подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.
Билет 21
1.Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном цикле.
К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются следующие активы:
- используемые в качестве материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
- предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;
- используемые для управленческих нужд организации (топливо, запасные части).
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы отражаются в учете и отчетности по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещенных налогов. Сумма НДС, уплаченная поставщику при покупке материально-производственных запасов, не включается в их первоначальную стоимость. Она учитывается обособленно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям». Фактическая себестоимость материалов определяется по счетам поставщиков и расчетным документам. Она может быть исчислена по каждой партии материалов и по всем поступившим за месяц.
Первичные документы: принятые кладовщиком МПЗ оформляются приходными ордерами, актом о приемке материалов, товарно-транспортная накладная, товарная накладная.
Синтетический учет МПЗ ведется на счете 10.
Д15 К60 – на покупную стоимость материалов, поступивших от поставщиков
Д10 К15 – на учетную стоимость материалов
Д16 К15 – начислено отклонение в стоимости материалов
Д20 К16 – списано отклонение
Сальдо счета 15 на конец месяца показывает наличие МПС в пути.
Допускается оприходование материалов без использования сч.15
Д10 К60 - стоимость МПЗ
Д 19 К60 – учтен НДС по приобретенным МПЗ
Д60 К51 – перечислена поставщику оплата за материалы.
2. Чистые активы есть разница между полными активами компании и полными обязательствами (также называемая собственным капиталом или собственным капиталом акционеров). Этот показатель деятельности используется при определении показателей, характеризующих платежеспособность коммерческой организации, иначе называемыми показателями структуры капитала.
Стоимость чистых активов как показатель состояния дел коммерческой организации отражает стоимость той части имущества, которая служит обеспечением интересов кредиторов, но не обеспечивает конкретных обязательств коммерческой организации. Иными словами, речь идет об имущественной базе, которая при наступлении неблагоприятных обстоятельств может быть использована для исполнения ее обязательств (область применения).
Чистые активы рассчитывают на основании данных бухгалтерского баланса. Для этого из суммы активов вычитают сумму пассивов. При этом, в расчете участвуют не все показатели баланса. Так, из состава активов надо исключить стоимость собственных акций, выкупленных у акционеров, и задолженность учредителей по взносам в уставный капитал. А в составе пассивов не учитывают капитал и резервы (разд. III) и доходы будущих периодов (код 640 разд. V).
Чистые активы - это реальная стоимость имеющегося у общества имущества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов.
3.Целью и задачами проверки операций с основными средствами и нематериальными активами является контроль за соблюдением экономическим субъектом установленного порядка учета и списания основных средств и нематериальных активов, начисления износа, обоснованностью расходов на ремонт основных средств, правильностью отражения в учете и отчетности данных о наличии и движении основных средств и нематериальных активов.
Объектами аудиторской проверки являются:
- первичные документы по движению основных средств
- хозяйственные операции по поступлению основных средств, их внутреннему перемещению
- финансовые результаты от реализации и прочего выбытия основных средств
- операции, связанные с поддержанием основных средств в рабочем состоянии
- сохранность основных средств
При проведении аудита сохранности, учета и использования основных средств аудитор проверяет обеспечение контроля за наличием и сохранностью основных средств; правильность отнесения предметов к основным средствам, оценку основных средств в учете; оформление и отражение в учете износа и ремонтов основных средств; правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств; эффективности использования основных средств; правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.
При проверке правильности начисления амортизации основных средств исследуются применяемые нормы амортизации основных средств и нематериальных активов, точность их определения.
При проверке операций по приобретению и движению нематериальных активов аудитор проверяет правильность и обоснованность принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных.
Аудитор проверяет наличие в учетной политике выбранного метода начисления амортизации нематериальных активов и правильности расчетов сумм амортизации, исходя из срока полезного использования объектов.
По результатам проверки операций с основными средствами и нематериальными активами аудитор составляет аудиторское доказательство, в котором излагаются результаты проверки.
Билет 22
1.Материально-производственные запасы – это различные вещественные элементы, используемые в качестве предметов труда в производственном цикле.
Расход материалов, отпускаемых в производство оформляют лимитно-заборными картами, требованиями накладными. Списание материалов оформляют актом на списание материалов. Так же используются карточки по учету материалов.
При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально -производственных запасов (метод ФИФО).
При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
включая все расходы с приобретением запаса;
включая только стоимость запаса по договорной цене.
Средняя стоимость определяется по каждому виду запасов как частное от деления общей себестоимости вида запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течении месяца.
При методе ФИФО применяется правило: первая партия на приход- первая на расход, т.е. материалы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости материалов, числящихся на начало месяца.
Д20, 23, 25,26 К 10- отпущены в производство МПЗ
Д 91 К 10 – проданы материалы
Д 94 К 10 – списана стоимость недостающих МПЗ
2. Задачами ан-за ОС явл-ся: ан-з структурной динамики Ос; а. воспроиз-ва и оборачиваемости; а. эффективности использов-я; а. эффективности затрат на содержание и экспл-ию оборуд-я.
ОС – один из важнейших факторов любого пр-ва. Их сост-е и эф-ть использов-я прямо влияют на конечные рез-ты хоз. деят-ти предпр-тий. Рацион-ное исп-ние ОФ и производ-ных мощностей предпр-й способствует улучшению всех технико-экон. пок-лей, в т.ч. увел-нию выпуска пр-ции, снижению с/с, трудоемкости изгот-ния.
Источники инфо-ции: бизнес-план предпр-тия, план технич. развития, ф. № 1 «Баланс предпр-тия», ф. № 5 «Приложение к бухг. балансу», инвент-е карт-и учета ОС и др.
Ан-з обычно начин-ся с изучения объема ОС, их динамики и структуры. Большое значение имеет ан-з движения и технич. сост-я ОС, кот. проводится по данным бухг. отч-ти (ф. № 5). Для этого рассч-ся след. пок-ли: коэф. износа ОС: Киз = ам-ция ОС/первонач. ст-ть ОС;
коэф. годности ОС: КГ = 1 – Киз; коэф. обновления: Коб = поступило ОС/остаток ОС на конец периода;срок обновления ОС: Тобн = ст-ть ОС на нач. периода/ст-ть поступивших ОС; коэф. интенсивности обновления: Кинт = ст-ть ОС, вновь введенных за год/ст-ть ОС, выбывших за год; коэффициент выбытия: Кв = выбыло ОС/остаток ОС на нач. период; коэф. реальной ст-ти ОС в имуществе орг-ции: Крс = среднегод. остаточ. стоим-ть ОС/среднегод. стоим-ть имущ-ва. Крс показ-ет, наск-ко эффективно используется ср-ва орг-ции для предпринимательской деят-ти.
Для ан-за эффективности использов-я ОС используются след. пок-ли: -фондоотдача: Фо = ст-ть выпущенной пр-ции/среднегод. ст-ть ОС; -фондоемкость: Фе = среднегод. ст-ть ОС/ст-ть выпущенной пр-ции; -фондовооруженность: Фв = среднегод. ст-ть ОС/численность рабочих; -фондорент-ть: Rф = приб. от продажи пр-ции/среднегод. ст-ть ОС*100%. -относиетльная экономия ОС
3.Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит проводится в: ОАО; Кредитных организациях; Страховых организациях; Обществах взаимного страхования; товарных или фондовых биржах; Инвестиционных фондах; Государственных внебюджетных фондах; Благотворительных и иных (неинвестиционных) фондах (источники образования – добровольные пожертвован