Порядок подведения итогов практики
В трехдневный срок после окончания практики студент представляет преподавателю – руководителю практики от университета отчет вместе с дневником для последующей защиты.
При положительном отзыве преподавателя отчет о практике выносится на защиту. На титульном листе преподаватель делает надпись "Отчет по учетно-аналитической (производственной) практике допущен к защите", ставить дату и подпись.
Отчеты, не имеющие дневника, не подписанные руководителем практики от организации и не заверенные печатью организации, к защите не принимаются.
После проверки отчета руководителем практики от университета студент защищает свою работу перед комиссией, в состав которой входят: преподаватель, ведущий профильный теоретический курс, по которому проводится практика, руководитель практики от кафедры, заведующий кафедрой. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации.
На основании материалов о практике, а также результатов защиты комиссия в присутствии студента выставляет дифференцированную оценку. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Оценка по итогам защиты отчета о практике заносится в ведомость и зачетную книжку студента.
Студенты, не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета, повторно направляются на практику в свободное от учебы время.
Итоги практики обсуждаются на заседании кафедры и отражаются в отчете кафедры, который представляется руководителю практики университета.
Критерии оценки
Критериями оценки учетно-аналитической (производственной) практики являются:
● уровень квалифицированности собранного материала в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием;
● умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы по исполнению должностных обязанностей и знанию нормативных актов, регламентирующих деятельности организации – объекта практики;
● содержание характеристики-отзыва.
Оценка отчета по учетно-аналитической (производственной) практике студентов и оценка их достижений в процессе написания отчета и его защиты производится по десятибалльной шкале. Для оценки учебных достижений студентов по ознакомительной практике используются следующие критерии:
Оценка "10 баллов (десять)" (зачтено):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы практики, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
– точное использование специальной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– безупречное владение инструментарием экономических дисциплин, умение эффективно его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– выраженная способность самостоятельно находить решение в сложившихся нестандартных ситуациях;
– полная самостоятельность и творческий подход при изложении материала по программе практики;
– полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– высокий уровень культуры исполнения заданий;
– оформление отчета в соответствии с требованиями программы практики;
– отличная характеристика и отсутствие замечаний от руководителей практики.
Оценка "9 баллов (девять) " (зачтено):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы практики;
– точное использование специальной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение эффективно его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно находить решение в сложившихся нестандартных ситуациях в рамках программы практики;
– полное усвоение основной и дополнительной литературы, нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– высокий уровень культуры исполнения заданий;
– оформление отчета в соответствии с требованиями программы практики.
Оценка «8 баллов (восемь)» (зачтено):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы практики;
– точное использование специальной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно решать сложные задачи в рамках программы практики;
– усвоение основной и дополнительной литературы, нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– высокий уровень культуры исполнения заданий;
– оформление отчета в соответствии с требованиями программы практики.
Оценка "7 баллов (семь) " (зачтено):
– систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам программы практики;
– использование специальной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках программы практики;
– усвоение основной и дополнительной литературы, нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– высокий уровень культуры исполнения заданий;
– оформление отчета в соответствии с требованиями программы практики.
Оценка "6 баллов (шесть)" (зачтено):
– достаточно полные и систематизированные знания по всем разделам программы практики;
– использование необходимой терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках программы практики;
– усвоение основной литературы, нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– высокий уровень культуры исполнения заданий;
– частичное несоблюдение требований оформления отчета по ознакомительной практике.
Оценка "5 баллов (пять)" (зачтено):
– достаточные знания по всем разделам программы практики;
– использование необходимой терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответов на вопросы, умение делать выводы;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
– способность самостоятельно принимать типовые решения в рамках программы практики;
– усвоение основной литературы, основных нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– достаточный уровень культуры исполнения заданий;
– самостоятельная работа на практических занятиях по ознакомительной практике;
– частичное несоблюдение требований оформления отчета по ознакомительной практике.
Оценка "4 балла (четыре)" (зачтено):
– достаточный объем знаний в рамках программы практики;
– использование необходимой терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
– владение инструментарием учебных дисциплин, умение его использовать в решении типовых (стандартных) задач;
– способность под руководством преподавателя принимать типовые решения в рамках программы практики;
– усвоение основной литературы, основных нормативных и законодательных актов, рекомендованных программой практики;
– достаточный уровень культуры исполнения заданий;
– частичное несоблюдение требований оформления отчета по ознакомительной практике.
Оценка "3 балла (три)" (не зачтено):
– недостаточный объем знаний в рамках программы практики;
– использование необходимой терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными, логическими ошибками;
– слабое владение инструментарием учебных дисциплин;
– некомпетентность в решении типовых (стандартных) задач;
– знание части основной литературы по вопросам программы практики;
– низкий уровень культуры исполнения заданий;
– пассивность на практических занятиях по ознакомительной практике;
– несоблюдение требований оформления отчета по ознакомительной практике.
Оценка "2 балла (два)" (не зачтено):
– фрагментарные (лишь по отдельным разделам) знания в рамках программы практики;
– неумение использовать научную терминологию, наличие в ответе грубых логических ошибок, искажающих изложение материала;
– неумение решать типовые (стандартные) задачи;
– знание отдельных литературных источников по вопросам программы практики;
– низкий уровень культуры исполнения заданий;
– пассивность на практических занятиях по ознакомительной практике;
– несоблюдение требований оформления отчета по ознакомительной практике.
Оценка "1 балл (один)" (не зачтено):
– отсутствие знаний и компетенций в рамках программы практики, отказ от ответа по программе практики, неявка на аттестацию без уважительной причины.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / В. Г. Гизатуллина [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Гизатуллиной, П. Я. Папковской ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2007. – 511 с.
2. Гизатуллина, В. Г. Теория бухгалтерского учета : учеб.-метод. пособие / В. Г. Гизатуллина, Н. В. Кравченко, О. В. Липатова. – Гомель : БелГУТ, 2010. – 222 с.
3. Гизатуллина, В. Г. Основы организации бухгалтерского учета / В. Г. Гизатуллина, Н. В. Кравченко. – Гомель : БелГУТ, 2011. – 47 с.
4. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте : учеб. пособие / В. Г. Гизатуллина [и др.] ; под общ. ред. В. Г. Гизатуллиной, Д. А. Панкова ; М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель : БелГУТ, 2008. – 386 с.
Дополнительная ЛИТЕРАТУРА
5. Астахов, В. П. Теория бухгалтерского учета / В. П. Астахов. – М.: Инфа-М, 2010. – 416 с.
6. Вахрушина, М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. / М. А. Вахрушина. – М.: Омега Л, 2010. – 570 с.
7. Ладутько, Н. И. Бухгалтерский учет в промышленности: учеб. пособие / Н. И. Ладутько. – Мн.: Интерпрессервис, 2005. – 688 с.
8. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 512 с.