Порядок составления отчета о практике

Отчет по учетно-аналитической (производственной) практике является основным документом, подтверждающим работу студента в период практики. Его защита проводится с целью выявления качественного уровня работы студента на практике. Отчет должен раскрывать все вопросы и требования программы практики.

Отчет по учетно-аналитической (производственной) практике представляет собой конкретное, точное и подробное описание проделанной работы, изложенное в пояснительной записке объемом 40-45 страниц печатного текста.

Отчет по учетно-аналитической (производственной) практике имеет следующую структуру:

● титульный лист;

● содержание (оглавление);

● введение;

● основная часть;

● заключение;

● список использованных источников;

● приложения.

Содержание включает наименование всех разделов (глав и параграфов) отчета по учетно-аналитической (производственной) практике с указанием номеров страниц, с которых они начинаются.

Во введении описываются цели и задачи прохождения учетно-аналитической (производственной) практики, значение практики для формирования практических навыков и закрепления теоретических знаний, причины и целесообразность выбранной организации в качестве базы практики.

Основная часть отражает вопросы организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля в организации (предприятии), ее учетную политику, методику ведения учета по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности, а также контроль и экономический анализ организации.

В основной части отчета студент дает общую характеристику изучаемого объекта, производит описание выполненной работы по каждому разделу программы практики. Каждый раздел программы практики представляет собой отдельную главу.

К текстовой части отчета необходимо приложить заполненные и пронумерованные первичные документы, учетные регистры и формы отчетности.

Заключение в обобщенном виде представляет собой итоги практики, раскрывает достоинства и недостатки ведения учета в соответствии с нормативно-правовыми актами; содержит выводы и предложения по улучшению организации бухгалтерского учета.

В текстовой части отчета при рассмотрении каждой темы раздела по бухгалтерскому учету (разделы 3-9)необходимо изучить и описать:

1) основные положения нормативно-правовых документов, регулирующих порядок проведения хозяйственных операций и методику их учета;

2) организацию документооборота по конкретному участку работы;

3) документальное оформление текущих хозяйственных операций за отчетный период;

4) организацию и методику синтетического и аналитического учета хозяйственных операций;

5) соответствие используемых в организации методик учета действующим нормативно-правовым актам;

6) порядок обобщения информации текущего бухгалтерского учета по окончании отчетного периода;

7) степень автоматизации изучаемого участка учетных работ.

Записи по каждому синтетическому счету следует представить в отчете в виде таблицы следующей формы (таблица 20).

Таблица 20 – Хозяйственные операции по счету … за ………месяц

Содержание хозяйственной операции Корреспондирующие счета Сумма, руб. Наименование документов (учетных регистров) и ссылка на номер приложения Примечание
дебет кредит
           

В графе "Примечания" приводятся расхождения в бухгалтерских записях, производимых в организации, по сравнению с типовой корреспонденцией счетов согласно нормативным документам, а также иная информация, которую студент считает необходимым отразить по конкретной хозяйственной операции.

При изложении методики синтетического учета следует описать порядок:

● заполнения первичных документов, являющихся основанием для осуществления хозяйственных операций, а также учетных регистров по каждому конкретному счету;

● сверки информации, содержащейся в каждом учетном регистре, с данными первичного учета;

● переноса данных в Главную книгу.

При рассмотрении методики аналитического учета необходимо описать:

● систему аналитических счетов, открываемых к счетам синтетического учета;

● осуществление взаимоувязки данных синтетического и аналитического учета.

В случае, когда для составления бухгалтерских записей требуется проведение расчетов (например, расчет амортизации основных средств, распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов), следует указать, из каких документов или учетных регистров получены необходимые для этого данные.

В условиях автоматизированной обработки учетных работ по каждому разделу программы практики отражается порядок и степень кодирования исходной информации, а также описываются и прилагаются выходные формы документов и учетных регистров, формируемых на ПЭВМ.

По каждому разделу программы практики по бухгалтерскому учету к отчету должны прилагаться копии первичных и сводных документов, учетных регистров и форм отчетности, данные которых использовались студентом при описании организации и методики ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Первичные и сводные документы и учетные регистры по всем разделам программы практики целесообразно предъявлять по одному отчетному периоду (месяцу) с соблюдением максимальной увязки информации по ним.

При отсутствии изучаемых операций в отчетном периоде допускается использовать данные за предыдущие периоды.

При завершении изучения каждого раздела программы практики студент должен проанализировать применяемый порядок ведения бухгалтерского учета в организации, его соответствие законодательству Республики Беларусь.

Все разделы, предусмотренные программой практики по бухгалтерскому учету, должны найти отражение в отчете.

При описании каждого раздела программы практики по бухгалтерскому учету следует отразить схему документооборота, начиная с первичных документов и заканчивая переносом записей в Главную книгу и составлением отчетности.

При проведении анализа показателей по темам 10-14 необходимо:

● изучить систему показателей, рекомендуемых для проведения анализа (студент может их видоизменять, дополнять с учетом специфики организации);

● определить и подготовить источники информации для анализа этих показателей;

● составить аналитические таблицы для обобщения необходимых данных, используемых для проведения анализа;

● заполнить аналитические таблицы, рассчитать отклонения в показателях, дать оценку динамики изучаемых показателей. Перед каждой таблицей обязательно давать ссылку на номер Приложения, в котором представлены документы – источники информации для анализа.

В отчете по данным темам должны быть отражены результаты конкретного анализа, выполненного на основе практического материала с использованием различных аналитических приемов. Проводя анализ, студент должен показать умение использовать свои теоретические знания при изучении конкретных ситуаций. В отчете не следует описывать технику расчета показателей и методику проведения анализа, излагаемую в учебниках.

Анализ должен проводиться по фактическим данным за период не менее двух последних лет деятельности организации. В тех случаях, когда не представляется возможным получить информацию за такой период, анализ можно провести по данным за два сопоставимых периода (два полугодия, два квартала и т. п.).

В конце каждой темы должен быть оформлен вывод, в котором дается оценка полученных результатов, с указанием положительных и отрицательных моментов. Завершается аналитический раздел программы практики оформлением общего вывода по результатам выполненного анализа с разработкой основных тактических и стратегических направлений повышения эффективности деятельности организации и улучшения ее финансового состояния.

В комплект отчета по учетно-аналитической (производственной) практике входит также дневник.

Дневник учетно-аналитической (производственной) практики ведется с целью систематического учета проделанной работы и накопления материалов для написания отчета. Дневник ведется каждым студентом и рассчитан на все виды практики.

При заполнении дневника по практике следует обратить внимание на следующие особенности его оформления. На титульном листе указываются вид практики (учетно-аналитическая (производственной)), наименование организации, где проводиться практика, сроки практики, номер приказа по университету о направлении на практику, руководители практики от университета и организации.

В путевке, которая остается при дневнике, обязательно проставляются даты прибытия и даты выбытия с практики, которые заверяются подписями руководителя от организации и печатями организации (подписи и печати проставляются в отдельности на отметках: "Прибыл на предприятие" и "Убыл с предприятия").

В разделе "Календарный план работы студента"указываются разделы программы практики, и сроки, в течение которых будет выполняться работа, которые заверяются подписями руководителя практики от университета и от организации.

Раздел "Индивидуальное задание" заполняется руководителем практики от университета.

Раздел "Отметка о сдаче студентом техминимума или квалификационных норм" не заполняется.

Раздел "Оценка студентом соответствия условий практики требованиям программы, организации практики и предложения по ее улучшению" заполняется студентом. В данном разделе студент дает характеристику организации в целом как базе практики и порядку ведения бухгалтерского учета. Следует также отметить, как сотрудники организации относились к практиканту, предоставляли ли необходимую информацию, разъясняли ли непонятные вопросы, можно ли в последующем эту организацию использовать как базу практики.

Раздел "Характеристика-отзыв" составляется руководителем практики от организации. Характеристика студента должна содержать примерно следующие сведения:

1 Фамилия, имя, отчество студента-практиканта.

2 Как относился студент к работе (интерес к работе, инициатива, честность, исполнительность, аккуратность, дисциплинированность)?

3 Качество выполненной студентом работы, степень самостоятельности, уровень овладения практическими навыками по специальности и помощь организации.

4 Насколько полно выполнена программа практики и какие ее разделы остались невыполненными? Указать причины невыполнения.

5 Как участвовал студент в общественной работе коллектива работников организации?

Характеристика-отзыв должна быть подписана руководителем практики от организации и заверена печатью.

Наши рекомендации