Оценка имущества, обязательств
Процесс оценки представляет собой процедуру присвоения объектам бухгалтерского учета определенных денежных величин, полученных таким образом, чтобы их можно было использовать как агрегировано (для итоговой оценки активов), так и отдельно в зависимости от конкретной ситуации. Объекты можно разделить на имущество (дебиторская задолженность, здания, финансовые вложения и т.д.) и действие и события (реализация товаров и услуг, выплата дивидендов). В результате оценки имущество, обязательства и финансовые результаты деятельности организации выражаются в денежном измерителе.
На денежный измеритель влияет большое количество факторов, которые необходимо учитывать, потому что от правильности оценки зависит достоверность и объективность учетных данных, а соответственно и финансовое положение организации.
Правильность оценки имущества организации зависит от ее основополагающих принципов реальности и единства.
Принцип реальности оценки – это отражение в денежном измерителе реальных затрат, включаемых в произведенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Соблюдение данного принципа обеспечивается тем, что оценка имущества и обязательств в балансе должна проводиться по фактической себестоимости на дату его составления пообъектно и это означает, что каждая статья имущества и обязательств получает самостоятельную оценку, при этом уменьшение стоимости одного объекта не компенсируется путем увеличения стоимости другого объекта. Не допускается оценка имущества выше фактических затрат на покупку или производство.
Инфляционные процессы, а также изменение рыночных цен на отдельные виды приобретенных производственных запасов, основных средств организации приводят к необходимости периодической их переоценки. Оценка имущества откорректированная с учетом инфляции доводится до их реальной стоимости, которая сложилась в этот период на рынке.
Принцип единства оценки предполагает единообразного денежного измерения однородных средств во всех организациях. Так как активы могут быть оценены с разных позиций, то в интересах инвесторов или других пользователей финансовой отчетности необходимы определенные подходы к выбору методов оценки активов, которые соответствуют международным стандартам.
Общие правила оценки имущества и обязательств в Республике Беларусь определены в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», статья 11.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату его оприходования; имущества, изготовленного в самой организации - по стоимости его изготовления. В состав фактически произведенных расходов на покупку имущества включаются стоимость самого объекта имущества, таможенные пошлины, иные платежи, а также затраты на заготовку и доставку имущества, в том числе осуществляемые другими организациями.
Формирование рыночной стоимости производится на основе цены на данный или аналогичный вид имущества, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно. Данные о действующей на дату оприходования имущества цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
В стоимость изготовления имущества включаются фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и иных затрат на его изготовление. Обязательства оцениваются в денежном выражении на основании цены, указанной в договорах.
Оценка имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции.
В качестве базы оценки в учете используют различные виды стоимости.
Первоначальная стоимость – денежное выражение, по которому было учтено приобретенное в прошлом имущество или зафиксированы в момент их возникновения соответствующие долговые обязательства.
Перевод первоначальной стоимости в восстановительную осуществляется в результате переоценки имущества, проводимого по решению Правительства или самой организацией.
Остаточная стоимость используется для исчисления реальной оценки основных средств, нематериальных активов, т.е. первоначальной стоимости за минусом суммы их амортизации (износа).
Чистая реализационная стоимость – это денежная сумма, которую можно получить в данный момент от продажи имущества с учетом затрат, связанных с их реализацией.
Оценка является одним из элементов метода бухгалтерского учета, играет важную роль и определяющее место способов, формирующих содержание методологии бухгалтерского учета.
Более подробно и детально оценка объектов бухгалтерского учета с применением международных стандартов будет рассмотрено в курсе бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях.
5.2. Калькуляция, ее виды и содержание
Калькуляция – способ группировки (обобщения) затрат, выраженных в денежной форме, приходящихся на единицу произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретенных материальных ценностей.
Экономическое значение калькуляции себестоимости состоит в том, что себестоимость показывает величину издержек, связанных с заготовлением, производством и реализацией продукции. Суммы затрат учитываемые на калькуляционных счетах, служат основанием для определения себестоимости. В процессе исчисления себестоимости продукции важное значение имеет правильность выбора объектов калькуляции определения калькуляционной единицы. Объектами калькулирования являются отдельные виды продукции, работ, услуг; продукция (работы, услуги) подразделений основного и вспомогательных производств; вся полученная продукция организации. Например, объектами исчисления себестоимости продукции в растениеводстве являются отдельные виды основной и сопряженной продукции. Побочная продукция не калькулируется, а оценивается по ценам ее возможной реализации. Калькуляционная единица представляет собой измеритель в натуральном выражении выполненного однородного объема работ или полученной готовой продукции. По характеру использования калькуляционные единицы могут быть: натуральные, трудовые, стоимостные; по содержанию выполненных работ – видовые (для отдельных видов работ), комплексные (для расчета себестоимости совокупности работ); с точки зрения целей калькуляции – хозрасчетные (на уровне центров ответственности), хозяйственные (для оценки издержек всей организации); по отношению к смежным технологическим производствам и качеству производимой продукции – условно натуральные единицы, укрупненно – натуральные единицы. Затраты формирующие себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по экономическим элементам, т.е. по видам затрат и по статьям затрат.
Затраты группируются по следующим экономическим элементам:
· материальные затраты;
· расходы на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация основных производственных фондов;
· прочие затраты.
Для организации аналитического учета затрат, контроля за производственной деятельностью организации, его подразделений, а также планирования затрат по объектам учета и калькуляции соответствующими министерствами и ведомствами разрабатывается единая номенклатура статей затрат. Разрабатываются также способы и методы исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) – нормативный способ калькулирования, способ суммирования издержек производства, способ исключения стоимости побочной продукции из общей суммы издержек производства, способ прямого расчета, комбинированный способ калькулирования, позаказный, попередельный, попроцессный, пропорциональный, метод ценовых коэффициентов исчисления себестоимости.
В зависимости от своего назначения калькуляция подразделяется: по времени составления; по периодам, охватывающем калькуляцию; по объему включаемых затрат в себестоимость.
По времени составления калькуляции подразделяются на плановые, нормативные, провизорные, отчетные.
Плановая калькуляция составляется перед началом отчетного периода и представляет собой расчет плановой себестоимости производства конкретных видов продукции (работ, услуг). Плановая себестоимость исчисляется на основании плановых затрат и планового выпуска продукции (работ, услуг). Продукция получаемая в сельском хозяйстве учитывается в плановой оценке.
Нормативная калькуляция составляется на начало отчетного периода и представляет собой величину затрат, которую организация на момент расчета себестоимости может израсходовать на единицу выпускаемой продукции с учетом действующих норм и нормативов. Нормативная калькуляция используется при организации нормативного метода учета и управления издержками производства.
Калькуляция, составляемая после совершения хозяйственный процессов, называетсяфактической калькуляцией.
Для анализа и прогнозирования хозяйственной деятельности с целью принятия необходимых управленческих решений в отдельных сезонных производствах составляют калькуляцию до завершения всего производственного цикла. Такая калькуляция называетсяпровизорной калькуляцией себестоимости продукции.
Исходя из периода времени, цикла производства, технологического передела, процесса, за какой взяты данные для исчисления себестоимости, калькуляции бывают: месячные, квартальные, годовые, цикла производства, конкретного технологического передела или процесса.
По объему включаемых затрат в себестоимость калькуляции подразделяются: калькуляция себестоимости по прямым затратам; калькуляция себестоимости по переменным затратам; калькуляция себестоимости по совокупным затратам; калькуляция полной коммерческой себестоимости; общехозяйственная калькуляция себестоимости: бригадная (цеховая, технологическая) калькуляция себестоимости.
Учет процесса заготовления
Процесс заготовления представляет собой систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья и материалов, товаров, инструментов, оборудования, основных средств и других материальных ценностей, обеспечивающих непрерывность процесса производства. В результате процесса заготовления в собственность организации поступают основные и оборотные средства. В бухгалтерском учете расходы связанные с приобретением основных средств выделяются в самостоятельный учетный объект.
В процессе заготовления организации заключают договора с поставщиками на поставку товарно-материальных ценностей. Поэтому все операции связанные с процессом заготовления отражаются в учете в соответствии с условиями, определенными в договорах (объемы поставок, цены, суммы НДС, условия перехода ТМЦ в собственность покупателя, порядок и формы расчетов, санкции за несоблюдение условий договора и т.д.), на основании первичных документов, выписываемых поставщиками и транспортными организациями (счета-фактуры, платежные требования, товарно-транспортные накладные и т.д.).
Затраты связанные с закупкой и доставкой сырья, материалов и других ТМЦ называются транспортно - заготовительными расходами (услуги транспортных организаций, расходы по погрузке, разгрузке, таможенные пошлины и сборы, страхование грузов и т.д.).
Фактическая себестоимость заготовления ТМЦ складывается из покупной стоимости (цена поставщиков) и затрат связанных с их доставкой. Исходя из этого перед бухгалтерским учетом процесса заготовления стоят задачи: осуществлять контроль за выполнением договорных обязательств, правильно и своевременно определить объем заготовления, фактическую себестоимость приобретенных ТМЦ. В плане счетов бухгалтерского учета наличие и движение ТМЦ отражается на счетах 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция». Для учета процесса заготовления предназначены счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам».
В текущем аналитическом учете организации учет процесса заготовления ТМЦ может осуществляться по фактической себестоимости, а также по планово-учетным ценам. В том случае, когда аналитический учет ТМЦ ведется по фактической себестоимости, на счете 10 «Материалы» в оценке по фактической себестоимости отражают начальный остаток, приход и расход ТМЦ. При этом варианте учета транспортно-заготовительные расходы учитывают на отдельных аналитических счетах, с целью контроля правильности их списания по направлениям использования ТМЦ.
Когда текущий учет ТМЦ ведется по планово-учетным ценам, их фактическая себестоимость предварительно накапливается на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», а образующаяся разница между стоимостью ТМЦ по твердым учетным ценам и исчисленными фактическими издержками по заготовлению отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Рассмотрим первый вариант порядка учета заготовления на счетах бухгалтерского учета ТМЦ по фактической себестоимости приобретения.
Первая операция. Поступили в организацию материалы: договорная стоимость материалов – 200 тыс.руб., в т.ч. материал «А» в количестве 30шт по цене 3 тыс. руб./шт. на сумму 90 тыс.руб.; материал «Б» в количестве 22шт по цене 5 тыс.руб./шт. на сумму 110 тыс.руб.; налог на добавленную стоимость по приобретенным материалам – 40 тыс.руб. Поступившие материальные ценности оприходованы на склад оплата не произведена. Сумму договорной стоимости материалов следует отразить по дебету счета 10 «Материалы», а также налог на добавленную стоимость по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и одновременно на общую сумму кредитовать счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В результате данной операции в организации увеличились запасы материалов, а также одновременно увеличилась задолженность перед поставщиком в размере их договорной стоимости материалов и суммы НДС. Схема отражения данной операции на счетах бухгалтерского учета выглядит следующим образом:
Дебет счета 10 «Материалы» - 200 тыс. руб.
Дебет счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» - 40 тыс. руб.
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 240 тыс. руб.
Вторая операция. Расходы на транспортировку материалов по железной дороге от поставщика до организации покупателя составили 12 тыс. руб. Налог на добавленную стоимость по услугам железной дороги согласно предъявленному счету-фактуре составил 2 тыс. руб. Данная операция показывает, что организации оказали покупателю услуги по перевозке материалов (транспортно-заготовительные расходы).
Дебет счета 10 «Материалы» - 10 тыс. руб.
Дебет счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» - 2 тыс. руб.
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 12 тыс. руб.
Третья операция. Перечислены с расчетного счета денежные средства в счет погашения кредиторской задолженности поставщику за ТМЦ в сумме 240 тыс. руб., в том числе НДС 40 тыс. руб., а также железной дороге за доставку ТМЦ 12 тыс. руб., в том числе НДС – 2 тыс. руб.
Данная операция отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 252 тыс. руб.
Кредит счета 51 «Расчетный счет» - 252 тыс. руб.
Таким образом, фактическая себестоимость приобретения и заготовления ТМЦ включает их покупную стоимость (без НДС) и сумму транспортно-заготовительных расходов.
Определение фактической себестоимости приобретения ТМЦ необходимо для калькулирования себестоимости произведенной продукции. При исчислении фактической себестоимости поступивших ТМЦ необходимо определить сумму транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) приходящихся на каждое наименование ценностей. Для нахождения суммы ТЗР на каждое наименование ценностей, определяем их процент:
Находим сумму ТЗР приходящийся на материал «А»:
сумма ТЗР приходящаяся на материал «Б»:
Таблица 5.1
Определение фактической себестоимости заготовления товарно-материальных ценностей | ||||
Показатели | Материал «А» | Материал «Б» | ||
на все количество (30шт), тыс. руб. | на 1 шт., тыс. руб. | на все количество (22шт), тыс. руб. | на 1 шт., тыс. руб. | |
1.Договорная стоимость | ||||
2. Транспортно-заготовительные расходы | 4,5 | 0,15 | 5,5 | 0,25 |
3.Фактическая себестоимость | 94,5 | 3,15 | 115,5 | 5,25 |
Рассмотрим второй вариант процедуры учета заготовления ТМЦ на счетах бухгалтерского учета с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учета затрат на заготовление и приобретение ТМЦ перешедших в собственность организации – покупателя, а также распределения данных затрат на стоимость ТМЦ по учетным ценам и отклонения фактической себестоимости от учетной стоимости.
Затраты на заготовление и приобретение ТМЦ по покупным (договорным) ценам (без НДС) относятся в дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с кредита счетов:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на договорную стоимость (без НДС), указанную в акцептованных счетах-фактурах, товарно-транспортных накладных поставщиков по поступившим и оприходованным на склад ТМЦ; услуг оказанных по их доставке транспортными организациями; суммы оплаченных комиссионных вознаграждений; стоимости услуг товарных бирж и т.д.;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» - на сумму денежных расходов на оплату командировок; на стоимость ТМЦ купленных за наличный расчет;
23 «Вспомогательные производства» - на стоимость транспортных работ по доставке ТМЦ на склад организации, выполненных собственным транспортом.
В конце отчетного периода фактически поступившие ТМЦ по учетным (покупным, договорным или планово-расчетным) ценам отражаются с кредита счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет счета 10 «Материалы».
Сумма разницы между покупной и учетной ценой поступивших и оприходованных в отчетном периоде ТМЦ, а также сумма ТЗР отражается бухгалтерской записью: дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Сальдо на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на конец месяца показывает наличие ТМЦ в пути.
Затраты по приобретению основных средств и оборудования, не требующего монтажа, по мере их возникновения учитываются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счетов: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на договорную стоимость (без НДС)указанную в счетах-фактурах поставщиков; сумму оплаченных комиссионных вознаграждений и т.д.; 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость транспортных услуг по доставке основных средств, выполненных собственным транспортом. По мере приемки в эксплуатацию приобретенных основных средств в эксплуатацию составляется бухгалтерская запись: дебет счета 01 «Основные средства», кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Учет процесса производства
Процесс производства представляет собой совокупность технологических операций, связанных с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Для функционирования процесса производства и производства продукции необходимо взаимодействие рабочей силы, средств труду и предметов труда.
К основным задачам учета затрат на производство и выхода продукции относят:
· определение объема производства выпускаемой продукции в целом и по ее отдельным видам, выраженных в денежном и натуральном измерении;
· наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат в сравнении с их нормативно-прогнозными размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;
· исчисление себестоимости всей выпущенной из производства продукции и отдельных ее видов;
· выявление и оценку экономических результатов производственной деятельности организации и ее структурных подразделений
Для решения вышеперечисленных задач в плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены специальные счета учета затрат: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (в части их производственной деятельности), 97 «Расходы будущих периодов», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Объектами учета затрат являются места их возникновения, т.е. производственные участки, бригады, цехи, отделы, организация в целом. К объектам калькулирования будут относиться отдельные изделия, группы изделий, полуфабрикаты, а также выполненные работы и оказанные услуги. Себестоимость отдельных видов продукции, работ и оказанных услуг определяется на основе данных аналитических счетов, открываемых к счетам синтетического учета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Учет затратпо объектам аналитического учета ведут по общеустановленной номенклатуре элементов и статей затрат.
Фактическиезатраты на производство продукции постепенно собираются на счете 20 «Основное производство». На данном счете в течение отчетного периода учитывают только прямые затраты, т. е. затраты, которые можно сразу отнести на изготовление конкретной продукции.
Записи хозяйственных операций на суммы затрат, относящихся к основному производству, выглядят следующим образом:
Дебет счета 20 «Основное производство»
Кредит счета 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы рабочим, занятым в основном производстве
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» –на сумму отчислений в фонд социальной защиты населения
Кредит счета 10 «Материалы» – на стоимость израсходованных ТМЦ
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на стоимость отпущенной электроэнергии.
Косвенные расходы (расходы на обслуживание и управление) предварительно собираются на собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Учет общепроизводственныхи общехозяйственных расходов отражается бухгалтерскими записями:
Дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы»
Кредит счета 70 «Расчеты по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы управленческого и обслуживающего персонала на уровне цехов, бригад, участков и т. д.
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»–на сумму отчислений в фонд социальной защиты населения.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»–на сумму амортизационных отчислений основных средствобщепроизводственного назначения.
Кредит счета 23 «Вспомогательные производства»–на сумму выполненных работ и оказанных услуг вспомогательными производствами.
Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы административно-управленческому персоналу.
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»–на сумму отчислений в фонд социальной защиты населения.
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»-на сумму амортизационных отчислений основных средств общехозяйственного назначения.
Кредит счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами»- на сумму расходов связанных с охраной объектов и установкой сигнализации, техникой безопасности.
Кредита счета 23 «Вспомогательные производства»-на сумму выполненнных работ и оказанных услуг вспомогательными производствами.
В конце отчетного периода общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются по объектам учета затрат и калькуляции пропорционально прямым затратам, или заработной плате производственных работников, или другой выбранной базе в соответствии с учетной политикой организации. При списании данных расходов составляются бухгалтерские записи:
Дебет счета 20 «Основное производство».
Кредит счета 25 «Общепроизводственные расходы»–в части общепроизводственных расходов отнесенных на основное производство.
Кредит счета 26 «Общехозяйственные расходы»–в части общехозяйственных расходов отнесенных на основное производство.
Кредита счета 23 «Вспомогательные производства»–на сумму выполненных работ и оказанных услуг вспомогательными производствами.
Таким образом, по дебету счета 20 «Основное производство» в конце отчетного периода будут собраны все фактические затраты по производству продукции, а по кредиту отражен выпуск продукции в оценке по нормативно-прогнозной себестоимости или же фактической себестоимости продукции (в зависимости от выбора варианта оприходования продукции отраженного в учетной политике организации).
Оценка готовой продукции по фактической производственной себестоимости для текущего учета используется редко. Так как данную себестоимость можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Данный способ оценки применяется в организациях индивидуального производства (на сданную заказчику продукцию по законченному заказу) или в организациях, реализующих отдельные этапы выполненных работ.
Если фактическая себестоимость ниже нормативно-прогнозной себестоимости то в организации получена экономия, если выше (перерасход). Разница между фактической и нормативно-прогнозной себестоимостью списывается при составлении отчетной калькуляции на счета, куда использована продукция. Стандартами бухгалтерского учета Республики Беларусь предусмотреныдваварианта учета выпуска готовой продукции: с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» или без него.
При использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в бухгалтерском учете составляют следующие записи:
Дебет счета 43 «Готовая продукция»
Кредит счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – в течение отчетного периода по нормативно-прогнозной себестоимости.
Дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 20 «Основное производство» – на сумму фактической себестоимости готовой продукции.
Дебет счета 43 «Готовая продукция»
Кредит счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» – на сумму калькуляционной разницы методом «красное сторно» если нормативно-прогнозная себестоимость выше фактической себестоимости или методом дополнительной записи если нормативно-прогнозная себестоимость ниже фактической себестоимости.
Бухгалтерский учет поступления готовой продукции на склад без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в учете имеет следующий вид:
Дебет счета 43 «Готовая продукция»
Кредит счета 20 «Основное производство» – в течение отчетного периода по нормативно-прогнозной стоимости. Разница между фактической и нормативно-прогнозной себестоимостью списывается при составлении отчетной калькуляции на счета, по каналам использования продукции в течение отчетного периода.
Дебет счета 90 «Реализация».
Кредит счета 20 «Основное производство» – на количество реализованной продукции.
Дебет счета 43 «Готовая продукция».
Кредит счета 20 «Основное производство» – на количество продукции оставшейся на складе.
Дебетовое сальдо по счету 20 «Основное производство» показывает стоимость незавершенного производства.