Концепции курса, применимые к данной ситуации
Управление оборотным капиталом
Финансовые относительные показатели
Почему Константина так волнует рост стоимости запасов? Запасы являются частью оборотного капитала наряду с денежными средствами и дебиторской задолженностью. Оборотный капитал вместе с внеоборотным составляет операционные активы фирмы, стоимость которых и есть стоимость используемого капитала. Владельцы требуют от Константина повышения отдачи на вложенный капитал (ROCE = Операционная прибыль / Операционные активы). Рост запасов мешает достижению этой цели, вызывает снижение отдачи на капитал. Это происходит из-за уменьшения скорости оборота капитала AUR, в частности замедляется оборот одной из его частей – оборот запасов.
Управление бюджетом, отклонения
Что Константину нужно сделать с имеющимися данными, чтобы понять, какие требуются корректирующие действия? – Ему нужно выделить влияние отдельных факторов, исключив влияние остальных.
Решение:
2-й квартал | 24 150 | |||||
22 050 | 2 100 | за счет закупочных цен | ||||
18 900 | 3 150 | за счет акцизов | ||||
1-й квартал | 18 000 | за счет физического объема (числа бутылок) |
*Верхнее число из предпоследнего столбца минус нижнее
Студенты могут использовать иной порядок замены факторов и тогда получат результаты, несколько отличающиеся от указанных выше. Это допустимо, поскольку вопрос об очередности замены факторов в курсе не обсуждается. Справочно для тьюторов заметим, что общепринятым при использовании этого метода соглашением является замена сначала интенсивных (или качественных) факторов, а затем экстенсивных (т.е. количественных). Сам же метод носит название метода цепных подстановок.
Рациональный бюджетный процесс, учет по центрам ответственности
Учет по центрам ответственности предполагает ответственность менеджеров за те показатели, на которые они могут оказывать влияние.
Константин направил свой гнев не по адресу.
Отдел продаж меньше всех виноват в росте стоимости запасов, в этом Сергей прав. Следующий по значимости виновник - отдел закупок. Именно туда и нужно направлять основную силу корректирующих воздействий, вместе с начальником отдела закупок решать, что делать - искать другого поставщика, договариваться о скидках и т.д.
Главная же причина – действительно акцизы. Но этот фактор является внешним по отношению к фирме, с ним ничего нельзя сделать, только нейтрализовать его отрицательное влияние.
Константин мог бы, проделав соответствующие расчеты, поставить перед Сергеем задачу:
На сколько нужно сократить количество непроданных бутылок, чтобы компенсировать удорожание поставок и роста акцизов (т.е. чтобы стоимость запасов не увеличивалась): q = 18000 / (95+20) = 157 тыс. шт.
Количество товара, тыс. бутылок | Закупочная цена, руб./шт. | Акциз, руб./шт. | Стоимость непроданных запасов, тыс. руб. | |||
q | z | a | (a+z)*q | |||
1-й квартал | 18 000 | |||||
2-й квартал | ??? | 18 000 | ||||
2-й квартал | 18 000 | |||||
16 435 | 1 565 | за счет закупочных цен | ||||
14 087 | 2 348 | за счет акцизов | ||||
1-й квартал | 18 000 | -3 913 | за счет физического объема (числа бутылок) |
И его речь тогда могла бы звучать примерно так:
Понимаешь, Сергей, рост акцизов и закупочных цен ставит нас в очень трудное положение – стоимость твоих запасов на 6 млн больше, чем в прошлом квартале. Мы не можем омертвлять настолько большой капитал. Нужно срочно продать еще 43 тыс. бутылок. Разрешаю использовать скидки. Впредь старайся, чтобы больше 157 тыс. бутылок на складе не было.
Передача финансовой информации
1. Определите цель обмена информацией.
2. Определите, какая информация нужна.
3. Убедитесь, что сами понимаете ее.
4. Представьте информацию так, чтобы коллеги могли ее понять.
5. Поощряйте обратную связь.
6. Помогите коллегам овладеть финансовыми целями.
У Константина можно отметить недостатки по пунктам 3 и 5.
Представление данных
Как ему представить эти данные своим подчиненным, чтобы они поняли, что от них требуется? – Используя графики и диаграммы. Например: