Учебная ситуация 3 «Виноторговцы»

Константин – коммерческий директор оптовой фирмы, торгующей алкоголем. Владельцы требуют от него повышения отдачи на вложенный капитал. Просматривая баланс, Константин обнаружил, что стоимость складских запасов во 2-м квартале возросла более чем на 6 млн руб. Он вызвал к себе начальника отдела продаж:

¾ Сергей, что творится, в самом деле? Совсем разленились? Всех уволю к чертовой матери! Почему так плохо продаете? Товар завис на 6 млн. руб.!

¾ А что такое? У нас на складе примерно недельный запас, все как обычно.

¾ Ну да! Было на 18 млн руб., а стало на 24 млн руб.!

¾ А, это если в рублях…Акцизы* повысились, в стоимости запасов все это отражается.

¾ Акцизы повысились всего на 10 рублей!

¾ Вдвое повысились! Были 10 руб., а стали 20. Это же рост 100%! А запасы по числу бутылок – всего на 5%. Так что мы не виноваты.

¾ А кто виноват? Ты продажник – ты и виноват. И не тычь мне свои проценты! Иди работай! Быстро чтобы раскидал эти лишние бутылки! Как хочешь! Но чтобы стоимость запасов опять вернулась к 18 млн руб., не больше!

¾ Можно мне дать агентам бонус**? По 20 руб. за бутылку?

……………( а что бы Вы ответили на этот вопрос?)

Вопрос. Так кто же виноват и, главное, что делать?

Дополнительная информация

У Константина имеются следующие данные:

  количество товара, тыс. бутылок Закупочная цена, руб./шт. Акциз руб./шт. Стоимость непроданных запасов, тыс.руб.  
  q z a (a+z)×q    
1-й квартал 18 000    
2-й квартал 24 150    
        6 150 рост запасов  

Организационная структура фирмы

                     
   
Генеральный директор, он же владелец
 
    Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru
 
  Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru   Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru
 
    Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru
 
 
  Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru
 
   
Транспортный отдел
 
  Учебная ситуация 3 «Виноторговцы» - student2.ru

вопросы :

· Почему Константина так волнует рост стоимости запасов?

· Что ему нужно сделать с имеющимися данными, чтобы понять, какие требуются корректирующие действия?

· Как ему представить эти данные своим подчиненным, чтобы они поняли, что от них требуется?

· Как организовать процесс постановки и согласования бюджетных целей, чтобы Сергей был достаточно мотивирован на их выполнение?

· О чем Константину нужно подумать, разрешая или запрещая бонусы?

Руководство по поиску решений

Учебные цели

· Связать бюджетные показатели с организационными целями и процессами контроля.

· Использовать понятие центров ответственности за формирование затрат для определения правильных управленческих воздействий.

· Определять и правильно интерпретировать отклонения от бюджета, выявлять причины отклонений.

· Учитывать человеческие факторы, усложняющие рациональные процессы работы с бюджетами.

Направления поиска решений

На рис. 1.2 (с. 11) книги 4 изображен контур управления бюджетом. Описанная ситуация имеет отношение к следующим его блокам:

3 – сравнение бюджета с фактическими результатами (просматривая баланс, Константин обнаружил, что стоимость складских запасов во 2-м квартале возросла более чем на 6 млн);

4 – объяснение отклонений (этого Константин не сделал);

5 – определение корректирующих действий (что Константин сделал неправильно).

От студентов требуется определить, насколько сильно влияют на рост стоимости запасов три фактора:

· количество бутылок вина на складе;

· закупочная цена;

· акцизы.

Во втором квартале по сравнению с первым изменились все три фактора. Выявить влияние каждого фактора в отдельности можно, если проследить его влияние при прочих равных условиях. Стоимость запасов равна:

Q × (Z+A),

где Q – число бутылок; Z – закупочная цена; А – акциз.

Заменяя поочередно каждый из факторов и оставляя без изменения другие, можно определить вклад каждого фактора в изменение стоимости запасов.

Студенты должны определить, что основные проблемы состоят не в росте числа бутылок, за что отвечает Сергей, а в увеличении закупочных цен, за которые отвечает другой менеджер. Второй по степени влияния фактор – рост акцизов. Поскольку он является внешним по отношению к предприятию, управленческое воздействие на внутренние факторы должно носить компенсирующий характер. В данном случае можно рассчитать, на сколько надо уменьшить число бутылок на складе, чтобы компенсировать неблагоприятное изменение внешних факторов, т.е. чтобы стоимость запасов не увеличивалась.



Наши рекомендации