Учебная ситуация 1 «Ветеринарная клиника»

Ольга и Анна посменно работают в принадлежащей им ветеринарной клинике. Они открыли ее два года назад, уже имея достаточный круг клиентов, поэтому дела сразу пошли хорошо. До сих пор клиника всегда приносила прибыль, однако в последнее время ее становится все меньше.

В связи с кризисом подруги опасаются, что спрос на их услуги может упасть процентов на 30. Хватит ли у клиники запаса безопасности? Выживет ли она в таких условиях?

Ольга знает, что существует теория насчет точки безубыточности. Но она не понимает, как применить эту теорию к работе клиники. Наверное, это минимально необходимое для выживания число клиентов. Или количество часов? Непонятно, как считать, ведь все клиенты разные! Вчера выписывали справку попугаю, чтобы хозяйка могла взять его с собой на отдых за границу, и делали сложную операцию попавшей под машину собаке, сегодня прописывали лекарство удаву и выезжали на дом к персидской кошечке, которая принесла трех котят, и т.д. Учет числа клиентов ведется, но плату с каждого клиента они взимают не за визит и не за час работы, а в зависимости от стоимости использованных препаратов и сложности процедур. У них упрощенная система налогообложения, поэтому они ведут только книгу учета доходов и расходов.

Ольга выписала из книги итоговые данные за каждый квартал:

Год Квартал Выручка, тыс. руб. Затраты, тыс. руб.

Ну и что с ними делать дальше? Ясно, что чем больше животных они вылечат, тем больше будет выручка. Ясно также, что при этом возрастают и затраты на лекарства, но на сколько именно, неизвестно, потому что каждый раз это разные лекарства.

А если число посетителей сократится, то затраты на лекарства снизятся, это верно, но все равно нужно обновлять запас препаратов, стерилизовать инструменты, платить за помещение, за телефон, уборщице, регулярно давать объявления в местной газете и т.п. Да и самим им нужно что-то есть!

Анна предложила просто рассчитать средние затраты на рубль выручки и убежала. Она недавно получила диплом хирурга и теперь выезжает на все вызовы, связанные с травмами у животных. А Ольге остается вести текущий прием, возиться с аптекой и с цифрами. Ольга вздохнула и, пока нет клиентов, попробовала посчитать средние затраты, но никакой точки безубыточности не увидела. Получились цифры в диапазоне от 63 до 80 коп. на рубль выручки, в среднем за два года 67 коп., и последние три квартала затраты действительно выше среднего.

Но Анна все-таки подала дельную мысль: надо считать объем деятельности не в часах или клиентах, а в рублях выручки!

Как же отделить затраты, связанные с объемом деятельности, от не зависящих от него? Видно, что чем больше выручка, тем больше затраты. Но зависимость эта нечеткая, иногда при одной и той же выручке затраты разные. А при нулевом объеме какие будут затраты? Анна попробовала нанести на график по оси Х – выручку, по оси У – затраты, но получила не линию, а облако точек. Решение где-то тут, в этих цифрах. Видимо, следует графически отобразить имеющиеся данные и посмотреть, что получится.

Вопрос Помогите Ольге понять, останется ли клиника прибыльной при 30% сокращении объема деятельности?

Что бы Вы еще посоветовали учитывать и рассчитывать, чтобы принимать более обоснованные решения по управлению клиникой в условиях кризиса?

Руководство по поиску решений

Учебные цели

· Использовать на практике подходящие методы для анализа и представления количественных данных

· Интерпретировать взаимозависимости между различными группами данных

· Практическое проведение анализа уровня безубыточности

Направления поиска решений

Прежде всего, нужно вспомнить формулу для расчета точки безубыточности. Затем они должны показать, что понимают, как определить безубыточный уровень деятельности, даже если сама деятельность неоднородна и не может быть измерена в натуральных показателях, в штуках выпуска.

Решающий шаг будет сделан, если студент воспримет подсказку Анны «измерять объем деятельности в рублях» и перейдет от формулы

Х0 = С / УМП, шт.

к формуле

Х0 = С / УМП, руб.

В этом случае УМП будет означать маржинальную прибыль на рубль выручки.

Обычно удельную маржинальную прибыль рассчитывают на 1 шт. (1 клиента, 1 час и т.п.):

УМП = цена 1 шт. – переменные затраты на 1 шт.

Если же за единицу измерения деятельности принять 1 руб. (1 шт. = 1 руб.), то цена этой единицы – 1 руб., а значит,

УМП = 1 – переменные затраты на 1 руб. выручки.

Проблема состоит в необходимости отделения переменных затрат от постоянных на основе только количественных данных о затратах и выручке. Студентам ничего не известно о структуре затрат клиники. Ольга могла бы, приложив известные усилия, рассортировать затраты на постоянные и переменные «по смыслу» исходя из их содержания, и студенты могут упомянуть об этом в своем ответе.

Однако в данном случае и для самой Ольги, и тем более для студентов намного более эффективным будет подход, направленный на выявление зависимости между выручкой и затратами. Мы не рассчитываем, что студенты вручную вычислят коэффициенты корреляции и регрессии. Но они вполне могут построить диаграмму разброса, как это сделано на рис. 4.10 книги 1 (с. 96), отложив по оси Х выручку в рублях, а по оси Y – затраты, тоже в рублях. Затем они могут провести на глаз прямую линию, как в задании 4.4 (с. 98), рис. 4.11, так, чтобы она проходила через среднее значение (выручка 775, затраты 510) и по обе стороны прямой лежало бы примерно равное количество точек. Некоторые точки окажутся прямо на этой линии, некоторые – рядом с ней. Эта линия примерно соответствует линии регрессии и изображает зависимость затрат от выручки в линейной форме. Наклон линии положительный, т.е. чем больше выручка, тем больше затраты.

Учебная ситуация 1 «Ветеринарная клиника» - student2.ru Учебная ситуация 1 «Ветеринарная клиника» - student2.ru

Пересечение этой прямой с осью Y покажет величину затрат при нулевом объеме деятельности, т.е. даст возможность определить размер постоянных затрат. Он составляет примерно 200 тыс. руб. в квартал. Поскольку студенты составляют график от руки, приблизительный ответ тоже следует считать верным.

Для определения переменных затрат можно воспользоваться тем же графиком. Возьмем на линии суммарных затрат любую точку. Например, за последний квартал (500; 400). Опустим из этой точки перпендикуляр на ось выручки. Его длина составляет 400 ед., из которых 200 – постоянные затраты, а 400 – 200 = 200 – переменные.

Таким образом, выручке в 500 тыс. руб. соответствуют переменные затраты 200 тыс. руб., т.е. доля переменных затрат в выручке

200 / 500 = 0,4,

или 40 коп. переменных затрат на каждый рубль выручки. Это верно и для любой другой точки линии затрат, даже если студенты построят данную линию лишь приблизительно. Вот и ответ на первый вопрос Ольги – сколько в среднем уходит на лекарства. Только мы получили этот ответ не на одного пациента, а на 1 руб. оплаты услуг.

Тогда УМП = 1 – 0,4 = 0,6,

т.е. на каждый рубль выручки клиника получает 60 коп. маржинальной прибыли.

Желательно, чтобы студенты нарисовали график безубыточности, изобразив на нем линии постоянных, переменных и полных затрат. Линия дохода в данном случае проходит из начала координат под углом 45º, так как по обеим осям отложены рубли: по горизонтали это объем деятельности, по вертикали – выручка или затраты в рублях.

Учебная ситуация 1 «Ветеринарная клиника» - student2.ru

Точка безубыточности расположена в районе 334 тыс. руб. Верным можно считать любой ответ от 300 до 350, если он получен по графику. Однако более высокой оценки заслуживают ответы, в которых графическое решение дополнено аналитическим:

Х0 = 200 / (1 – 0,4) = 200 / 0,6 = 334 тыс. руб.

Возможно также, что студенты предпочтут не графическое, а чисто аналитическое решение, которое тоже следует считать верным. Например:

Пусть р – доля переменных затрат в выручке, или удельные переменные затраты на 1 руб. выручки. Обозначим выручку через В, постоянные затраты через С, прибыль – П. Студенты легко могут вычислить прибыль каждого квартала как разность между выручкой и затратами. Тогда

В – р×В – С = П

Возьмем любые две точки, например средние значения выручки, затрат и прибыли. Подставим известные значения и получим два уравнения, из которых нужно вычислить два неизвестных – р и С:

775 – 775 × р – С = 265;

500 – 500 × р – С = 100.

Вычитаем из первого уравнения второе, получим:

275 – 275 × р = 165,

275 × (1 – р ) = 165,

(1 – р ) = 165 / 275,

1 – р = 0,6,

р = 0,4.

Подставив р в любое из двух исходных уравнений, получим постоянные затраты

С = 200.

И далее Х0 = 200 / (1 – 0,4) = 200 / 0,6 = 334 тыс. руб.

(333,333 тыс. руб., но более правильным следует считать ответ, округленный в большую сторону).

Еще один подход, который позволяет получить тот же результат:

Определив по графику примерную величину постоянных затрат (200 тыс. руб. в квартал), студенты могут дополнить исходную таблицу столбцами постоянных затрат и переменных, рассчитанных вычитанием постоянных затрат из величины полных затрат. Затем по столбцу переменных затрат можно рассчитать их среднюю величину и средние переменные затраты на 1 рубль выручки:

Год Квартал Выручка, тыс. руб. Затраты всего, тыс. руб. Постоянные Переменные
Средние

р = 310 / 775 = 0,4,

что приводит к той же точке безубыточности: 200 / (1–0,4) = 334 тыс. руб. / кв.

Анализ безубыточности позволяет установить тот объем деятельности, при котором компания не несет убытков, но и не получает прибыли. В данном случае это тот объем выручки, при котором затраты на входные ресурсы будут равняться стоимости выходов. Измеряя объем деятельности в рублях выручки, Ольга может определить точку безубыточности для своей клиники.

Вычисление этой точки позволяет Ольге определить, до какого уровня может упасть объем деятельности, прежде чем клиника станет убыточной.

Можно проверить прямым счетом (по аналогии с упр. 2.5 кн.2, с. 44), что при выручке 334 тыс. руб. в квартал прибыль клиники становится нулевой:

Выручка 334

Переменные затраты 334×0,4 134

Маржинальная прибыль 200

Постоянные затраты 200

Операционная прибыль 0

Получить ответ на вопрос «выживет ли клиника?» Ольга может, сравнивая безубыточный объем деятельности с ожидаемым объемом продаж. Студентов следует поощрить за сам факт такого сравнения и правильный вывод (выживет), независимо от того, по отношению к чему они будут считать 30% снижения объема – к последнему кварталу, к среднему за два года или к среднему за последний год. Тем не менее следует вознаградить дополнительными баллами тех студентов, которые в явном виде покажут понимание того, что тут возможны разные толкования, и дадут разумные объяснения использованного подхода.

Возможно также, что студенты, определив постоянные и удельные переменные затраты, сразу перейдут к вычислению затрат и прибыли при прогнозируемом значении квартальной выручки, минуя оценку запаса безопасности. В этом случае они тоже получат правильный ответ (клиника выживет, так как прибыль остается положительной), но такое решение можно признать лишь удовлетворительным.

В отличных решениях, помимо точки безубыточности, будет рассчитан запас безопасности в рублях и в процентах и проведено сравнение запаса безопасности с ожидаемым снижением объемов продаж ветеринарных услуг:


Год Квартал Выручка, тыс. руб. Затраты, тыс. руб. Запас безопасности, тыс. руб. Запас безопасности, %
Средние

Студенты могут отметить, что Ольга и Анна сохранят свой бизнес, если прогноз спада верен и объемы продаж не упадут на более значительную величину. Об этом свидетельствует тот факт, что во всех кварталах, в том числе и в последнем, запас безопасности больше ожидаемого спада 30%.

Однако Анну должен насторожить тот факт, что запас безопасности уменьшается. Разница между 33% запасом и 30% спадом совсем невелика, она находится в пределах ошибки прогноза, поэтому положение все-таки опасное. Возможно, им следует подумать о снижении затрат или о повышении цен на свои услуги.

Наши рекомендации