Налоговая проверка отчетности
Сдавая любую налоговую декларацию либо расчет, следует быть готовым к тому, что данный отчет может быть подвергнут камеральной налоговой проверке.
Указанная проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Как правило, налоговый инспектор проверяет согласованность показателей. Речь здесь идет о следующих показателях:
- правильность арифметического подсчета данных;
- логическая связь между показателями;
- связь показателей налоговой отчетности с бухгалтерской отчетностью (на выполнение контрольных соотношений);
- сопоставимость отчетных показателей с данными предыдущего периода;
- соответствие представленных сведений и информации, содержащихся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных в ходе налогового контроля.
Также инспекторы обращают внимание на обоснованность примененных льгот и заявленных налоговых вычетов.
Если во время камеральной проверки отчета не обнаружено никаких ошибок, противоречий и несоответствий, то инспекция не вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Исключение составляют следующие ситуации (пп. 6, 8, 8.1 - 8.3, 9, 9.1 ст. 88 НК РФ):
1) наличие налоговых льгот (истребуются документы, подтверждающие право на налоговые льготы);
2) декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (истребуются документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов);
3) налоги, связанные с использованием природных ресурсов (истребуются документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов).
Если что-то в отчетности не понравится инспекторам, они потребуют от налогоплательщика представить разъяснения либо внести соответствующие исправления.
Обратите внимание, что представить такие разъяснения (пояснения) нужно в течение пяти рабочих дней после того, как вам сообщили о неточностях. При этом вы можете по собственной инициативе отправить в инспекцию выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или другие дополнительные документы.
В большинстве случаев многим "несоответствиям" в отчетности существуют разумные объяснения. Так что при наличии обоснованных расхождений можно заранее подготовиться. Ведь именно в тщательном составлении пояснений по отчетности и заключается дальнейшее удачное прохождение камеральной налоговой проверки. Тем более что согласно п. 4 ст. 88 НК РФ проверяемое лицо вправе дополнительно представить в налоговый орган пояснения и приложить оправдательные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию.
Отметим, что камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Внимание! Нормы НК РФ не ставят дату начала камеральной налоговой проверки в зависимость от того, была ли представлена декларация налогоплательщиком с нарушением срока либо нет.
Если до окончания камеральной налоговой проверки будет представлена уточненная декларация, то проверка ранее поданного отчета прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Если же уточненная налоговая декларация подана после составления акта проверки либо за пределами установленного для камеральной проверки трехмесячного срока, проверка первичной декларации будет завершена, и налоговый орган вынесет решение по ее итогам.
С 1 января 2014 г. при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации, представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу, в которой уменьшена сумма налога или увеличена сумма полученного убытка, налоговики вправе истребовать (п. 8.3 ст. 88 НК РФ):
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации;
- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.
Следует знать, что при непредставлении пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности вы можете стать кандидатом на выездную налоговую проверку. Об этом сказано в п. 9 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ (далее - Общедоступные критерии).
Внимание! Перечни писем, устанавливающих Контрольные соотношения к налоговым декларациям, приведены в Письмах ФНС России от 27 ноября 2012 г. N ЕД-4-3/19964@ и от 3 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6043@.