ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
Ниже приводятся 100 вариантов контрольной работы. Студент выполняет задание того варианта, номер которого соответствует последней цифре личного шифра, обозначенной по горизонтали, и предпоследней — по вертикали. Некоторые вопросы контрольной работы могут быть заменены при выдаче индивидуального задания после чтения лекции на I курсе.
При оформлении контрольной работы следует выполнять общие требования, которые изложены в начале методических указаний. Весь программный материал разбит на 98 вопросов. В каждом варианте имеется 9 вопросов, которые охватывают различные разделы курса. Как правило, во всех вариантах первые и вторые вопросы относятся или к общим вопросам систематики растений, или к низшим растениям, третьи и четвертые --к архегониальным растениям, с пятого по восьмой -- к цветковым, девятые касаются ботанической географии.
Контрольные вопросы носят различный характер. Некоторые задания затрагивают ботанические понятия (гаметофит, спорофит, зигота, спора и другие). Обычно в конце учебника имеется предметный указатель, пользуясь которым можно найти соответствующий раздел и дать краткий ответ на вопрос, кроме того, выше указано, к какому разделу относятся вопросы.
Если речь идет о систематическом положении вида растения, то указываются таксономические (систематические) единицы более высокого ранга, к которым он относится: род, семейство, порядок, класс, отдел.
Большое внимание в контрольных заданиях уделяется характеристике условий местообитания растений. При описании внешнего строения растения и его биологии (особенно оплодотворения, размножения) следует подчеркнуть приспособленность к условиям существования.
Если речь идет о какой-либо экологической группе растений (бентосные или планктонные водоросли) или растения с одинаковым способом питания (грибы-паразиты, грибы-сапрофиты), то в ответе следует рассмотреть несколько организмов, которые описаны в одном из учебников основного списка литературы, а не ограничиваться одним — двумя примерами.
В контрольных заданиях имеется много вопросов сравнительного характера. В таком случае надо не просто описать два растения или два явления, а отметить черты сходства и различия и показать более совершенный тип строения.
При описании жизненного цикла архегониальных растений должно быть четко показано чередование двух поколений: гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поколение), а также отмечено преобладающее поколение.
Если в задании требуется описать эволюцию гаметофита или спорофита у определенной группы растений, то прежде всего следует указать, какие растения входят в эту группу, какое строение имеет гаметофит или спорофит, а также отметить, совершенствуется или упрощается их строение в процессе эволюции, с чем это связано.
В каждом варианте имеется задание по характеристике определенного семейства цветковых растений. Семейство следует характеризовать по следующему плану:
1. Географическое распространение и среда обитания семейства.
2. Жизненные формы (деревья, кустарники, полукустарники, травы и другие) представителей семейства.
3. Подземные органы (тип системы, видоизменения корней
и побегов) на конкретных примерах.
4. Надземные органы: стебли, листья и листорасположение,
цветок (дать описание и формулу) и плод на конкретных при
мерах.
5. Представители и их практическое значение по группам:
зерновые, плодовые, ягодные, овощные, технические, кормовые, лекарственные, сорные, ядовитые, декоративные, медоносные.
6. Рациональное использование и охрана растений дан
ной группы. В список включаются наиболее важные растения. Видовые названия растений даются на латинском и русском языках.
В некоторых вопросах требуется привести примеры растений, имеющих определенное практическое значение (ядовитые, лекарственные, овощные, плодовые и другие). За основу берутся семейства, которые указаны в «Списке основных семейств и видов растений», желательно использовать также и растения других семейств, руководствуясь учебником.
Ниже приводим пример характеристики семейства Бобовых по вышеуказанному плану.
1—2. Семейство Бобовые - Leguminosae, или Мотыльковые - Papilionaceae, насчитывает около 12 тысян видов. В северных районах произрастания распространены деревья, кустарники, лианы, а в горах -- многолетние и однолетние травы. Большинство трав сосредоточено в умеренном и холодном климате; деревья и кустарники приурочены к тропическим и субтропическим районам.
3. В почве развивается стержневая корневая система с корневыми клубеньками.
4. Стебли прямостоячие, приподнимающиеся или ползучие, травянистые, деревянистые или полуодревесневшие. Листья редко простые (верблюжья колючка), чаще - сложные: тройчатые (многие клевера, люцерна), или перистые — парноперистые (чина, желтая акация), или непарноперистые (белая акация, астрагал), реже пальчатосложные (люпин). Листья с прилистниками, которые иногда превращаются в колючки (желтая и белая акации), иногда имеются усики. Листорасположение — очередное, иногда бывает розетка из прикорневых листьев.
Соцветия разнообразные: головка (клевер), кисть (люпин, эспарцет), метелка (донник). Цветок неправильный зигоморфный, мотылькового типа. Части цветка чаще всего представлены такими органами: чашечка сростнолистная, пятизубчатая, правильная или зигоморфная (двугубая). Мотыльковый венчик состоит из 5 лепестков: крупный верхний лепесток (флаг или парус), два боковых лепестка называются веслами или крыльями, а два нижних срастаются отчасти и образуют лодочку, у клевера все лепестки внизу срастаются и образуют трубочку.
Тычинок десять, чаще всего 9 тычинок срастаются, а одна свободная -двубратственный андроцей, иногда андроцей однобратственный — когда все тычинки срастаются (люпин, дрок), у некоторых представителей все 10 тычинок свободные (термопсис, софора). Завязь верхняя, одногнездная. Гинецей из одного плодолистика.
Цветки с двубратственным андроцеем.
Плод — боб, сухой, либо многосемянный, растрескивается по створкам (горох, фасоль), либо многосемянный, дробный (вязель), либо односемянный (клевер, эспарцет). Семена содержат большое количество белка — от 30 до 60%.
5. Далее следует перечислить представителей по хозяйственно ценным группам: Пищевые и кормовые бобовые:
Горох посевной — Pisum sativum
полевой — Pisum arvense
Соя щетинистая — Glycine hispida
Фасоль обыкновенная — Phaseolus vulgaris
Земляной орех подземный — Arachis hypogea
Клевер луговой - Trifolium pretense
розовый — Trifolium hybridum
ползучий — Trifolium repens Люцерна серповидная — Medicago falcata Вика волосистая — Vicia hirsuta
« посевная — Vicia saliva Горошек мышиный — Vicia cracca Горошек заборный — Vicia sepium Конские бобы — Faba bona
Далее следует перечислить медоносные, декоративные, лекарственные, сидеральные (используются как зеленые удобрения, люпин), бобовые растения.
6. В заключение отмечаются некоторые мероприятия по охране и рациональному использованию этих растений.
Ботаническая характеристика определенного растения может быть составлена по плану, в котором дается описание вегетативных (корень, стебель, лист) и генеративных (цветок, плод) органов растений. После ботанической характеристики растения приводятся указанные рисунки и схемы.
Почти во всех контрольных заданиях имеются вопросы, касающиеся характеристики отдельных органов цветковых растений. При ответе на эти вопросы за основу берутся растения из семейств, указанных в «Списке важнейших растений», но это не исключает возможности рассмотрения морфологического разнообразия органов на примере растений других семейств.
Последние вопросы в контрольных работах посвящены элементам ботанической географии растений. Для ответов на эти вопросы следует пользоваться пособиями по охране природы, а также учебниками по геоботанике и географии растений.
Описывая растительность определенной зоны или какой-либо экологический фактор, следует освещать вопросы охраны природы.