Распределение лекарственных веществ в организме
Изучение распределения лекарственных веществ по органам и тканям имеет большое теоретическое и практическое значение. Важность проблемы обусловливается тем, что местом действия лекарств, в большинстве случаев, является не кровь, а другие ткани и клетки. Инфицирующие микроорганизмы также находятся в межклеточном пространстве или в клетках, а не в крови.
Степень тканевой проницаемости зависит от ряда факторов:
1) от величины концентрации препарата в крови;
2) от степени его связывания с белками крови и тканей;
3) от скорости проникновения препарата через биомембраны;
4) от скорости кровотока в тканях;
5) от наличия тех или иных заболеваний, которые могут влиять на все эти показатели.
Диффузия препарата во внесосудистое пространство зависит от концентрации, в крови свободного, а не связанного с белками препарата. При этом концентрация свободного вещества в тканях не может превышать его концентрацию в крови, так как диффузия прекращается с установлением по обе стороны мембраны одинаковой концентрации препарата. В тканях лекарственные препараты связываются с белками, что ведет к понижению свободного вещества и дальнейшей его диффузии.
Фармакологическое действие лекарственных веществ проявляется в наибольшей степени в тех органах и тканях, в которых они накапливаются. Это свойственно многим лекарственным препаратам, например, линкомицин накапливается в костной ткани, что дает возможность применять его при лечении остеомиелита.
К основным понятиям кинетики распределения веществ в организме относится концентрационный градиент или коэффициент распределения вещества. Он представляет собой отношение концентрации препарата в ткани к его концентрации в крови.
С в ткани
С в крови = % или относительные единицы.
Коэффициент распределения может выражаться в процентах или в относительных единицах. Например, коэффициент распределения какого-то препарата в тканях мозга равен 1,7, т. е. в ткани мозга этого препарата содержится в 1,7 раза больше, чем в крови.
В некоторые ткани и органы лекарственные вещества проникают с трудом. Это обусловлено наличием ряда биологических барьеров. Например, водорастворимые вещества плохо проникают в мозг из-за наличия гематоэнцефалического барьера, в то время как липофильные вещества довольно хорошо проникают. Говоря о гематоэнцефалическом барьере, правильнее было бы говорить о двух барьерах: о гематоликворном и гематомозговом.
Гематоликворный барьер состоит из эпителиальных клеток сосудистого сплетения и регулирует проникновение веществ в спинно-мозговой канал (в ликвор).
Гематомозговой барьер состоит из окончаний капилляров в ткани мозга и окружающих их слоев глиальных клеток. Этот барьер регулирует проникновение веществ в собственно ткань мозга. Эти барьеры обладают разной проницаемостью для различных веществ. Например, антибиотик цефалотин плохо проникает в спинно-мозговую жидкость и лучше других антибиотиков проникает в ткань мозга.
На проникновение лекарственных веществ через гемато-энцефалический барьер влияет ряд факторов:
растворимость лекарственных веществ в жирах;
способность препарата связываться с белками, так как через гематоэнцефалический барьер приникают только свободные вещества;
возраст животного;
характер заболевания.
Гемато-офтальмический барьер защищает внутренние среды глаза от проникновения ряда веществ, находящихся в крови. Далеко не все вещества проникают через этот барьер. При воспалении проницаемость этого барьера тоже возрастает.
У здорового животного лекарственные вещества с трудом проникают в различные полости (плевральную, брюшную, в полость суставов), при воспалительных заболеваниях проницаемость указанных барьеров повышается.
Плацентарный барьер регулирует поступление лекарственных и других веществ в кровь плода. Липофильные вещества проникают через плаценту лучше, чем гидрофильные.