Самостоятельная работа во внеурочное время
Цель занятия:
Студент должен знать:
Особенности строения растительной клетки, структуру протопласта и его производных.
Студент должен овладеть:
навыками диагностики клеточной стенки и её видоизменений,
элементами гистохимического анализа при выявлении вторичных метаболитов растительной клетки.
Уметь:
работать с микроскопом на большом и малом увеличениях,
готовить временные микропрепараты, проводить гистохимические реакции.
Общее время занятия 3 академических часа (135 мин.)
Самостоятельная работа во внеурочное время. (Вопросы для самоподготовки к занятию):
Повторить:
1. Основные структурные компоненты растительной клетки.
2. Понятия протопласта, его производных.
Изучить:
Происхождение и функции клеточной стенки.
Строение клеточной стенки растений.
Поры: особенности строения, функции, классификация.
Химический состав первичной, вторичной оболочек, срединной пластинки.
Видоизменения клеточной стенки.
Гистохимические реакции на видоизменения клеточных оболочек растительных клеток.
Литература:
1. Учебник: В.Г. Хржановский «Курс общей ботаники» часть I, М., Высшая школа, 1982 г.
2. Г.П. Яковлев, А.А. Челомбитько «Ботаника». М.: Высшая школа, 2002 г.
3. Практикум: В.Г. Хржановский «Практикум по курсу общей ботаники» М.: Высшая школа, 1979
На занятии:
Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.
Выполнение лабораторных работ согласно методическим рекомендациям:
- строение клеточной стенки в эпидерме плодов перца красного, эпидермиса листа аспидистры;
- строение клеточной стенки трахеид сосны на поперечном и продольных (радиальном или тангентальном) срезах;
- реакции на вещества клеточной стенки: опробковение (суберин), одревеснение (лигнин), на чистую целлюлозу (клетчатка).
- Вторичные метаболиты растительных клеток. Антоцианы в вакуолях эпидермиса листьев бегонии (Begonia sp), традесканции (Tradescantia sp), лука (Allium sp) и др. растений;
Вопросы для самоконтроля усвоенного материала:
1. Какие структуры клетки принимают участие в образовании стенки?
2. В чем отличие между клеточной стенкой и мембраной цитоплазмы (плазмалеммой)?
3. В чем отличие между первичной и вторичной стенками клетки по структуре и химическому составу?
4. Что такое первичное поровое поле и плазмодесмы?
5. Какова разница в понятиях пора и перфорация?
6. Какие изменения могут происходить в химическом составе целлюлозной стенки клетки, и как это сказывается на ее физических свойствах?
7. Каково значение процесса одревеснения и опробковения стенок растительных клеток в эволюции растений?
8. Какими реактивами и красителями можно обнаружить вещества, входящие в состав клеточной стенки?
9. Почему при опробковении стенок содержимое клеток отмирает?
10. Каким методом можно обнаружить минеральные соли в клеточных стенках растений?
11. Каково происхождение, строение и локализация вакуолей в растительной клетке?
12. Охарактеризуйте значение вакуолей в жизнедеятельности растительной клетки?
14. Охарактеризуйте роль клеточного сока?
СОСТАВЛЕНО:
Доцент,
к.фарм.н. Рыжов В.М.
ассистентом Тарасенко. Л.В.
август 2016 года
Занятие №4.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:«ПРОИЗВОДНЫЕ ПРОТОПЛАСТА. ЗАПАСНЫЕ И ЭКСКРЕТОРНЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Актуальность темы и формируемые компетенции: Знание этого раздела цитологии растительной клетки необходимо будущему провизору для успешного освоения специальных курсов: фармакогнозии, фитотерапии, микробиологии, технологии лекарств.
Цель занятия и этапы её достижения:
- Скорректировать и закрепить знания по изучаемому разделу цитологии.
- Закрепить навыки микроскопирования: наблюдения, анализа микропрепарата, оформление рисунков, составления протоколов.
- Познакомиться с элементами микроскопической и гистохимической диагностики лекарственного растительного сырья.
- Выполнение лабораторных работ по теме занятия.
Общее время занятия 4 академических часа
Самостоятельная работа во внеурочное время.
Вопросы для самоподготовки к занятию:
1. Происхождение, классификация, состав, локализация и функции крахмала; формы накопления в растении; типы крахмальных зерен, значение для диагностики.
- Инулин - как форма накопления углеводов в некоторых группах растений семейства Сложноцветные (Compositae - Asteraceae).
- Запасной белок. Формы запаса, место локализации, происхождение, классификация, значение для диагностики.
- Гистохимические реакции на запасные вещества: крахмал, инулин, белки, жиры. Реактивы, цветная диагностика.
- Кристаллические включения:
- кристаллы оксалата кальция: классификация, форма, локализация, значение в диагностике и определении растений.
- Кристаллические включения другой химической природы (ураты, карбонаты и т.д.).
На занятии
Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.
Выполнение лабораторных работ по теме занятия.
Экскреторные вещества растительной клетки - кристаллические включения: друзы в черешках свеклы, бегонии; рафиды в листьях однодольных растений Aloё sp., Tradescantia sp.; цистолиты в эпидермисе на поперечном срезе листа фикуса (Ficus sp).
- Изучение типов крахмальных зерен в:
ü клубнях картофеля Solanum tuberosum;
ü зерновках кукурузы Zea mays;
ü плодах (орешках) гречихи Fagopirum sagittatum;
- Изучение типов запасных веществ: простых алейроновых и крахмальных зерен в семенах гороха Pisum sativum;
- Изучение строения сложных алейроновых зерен в семенах клещевины Ricimus communis;
Обнаружение сферокристаллов инулина в клубнях топинамбура.
Литература:
1. Учебник: В.Г. Хржановский «Курс общей ботаники» часть I, М., Высшая школа, 1982 г. /стр. 42-53/
2. Г.П. Яковлев, А.А. Челомбитько «Ботаника». М.: Высшая школа, 1990 г. /стр. 25-27/
3. Практикум: В.Г. Хржановский «Практикум по курсу общей ботаники» М.: Высшая школа, 1979 /стр. 21-23/
1. Руководство к лабораторным занятиям по биологии под редакцией Богоявленского. М.: Медицина, 1988. (гл. I, стр. 23).
Вопросы для самоконтроля усвоенного материала:
- Что такое клеточные включения, чем они отличаются от органелл клетки, какие функции выполняют?
- Каков биологический смысл образования кристаллов щавелевокислого кальция в клетке?
- В клетках каких органов или их частей можно наблюдать скопление кристаллов щавелевокислого кальция?
- Какая форма кристаллов щавелевокислого кальция свойственна двудольным растениям и какая - однодольным?
- Какова роль продуктов вторичного обмена веществ в жизни растений?
- .Какие органические соединения играют ведущую роль в растительной клетке?
- В чем разница между первичным и вторичным крахмалом?
- В чем разница между простым, полусложным и сложным крахмальными зернами?
- Как образуются простые крахмальные зерна и как - сложные?
- Можно ли по форме крахмальных зерен определить, какому виду растения они принадлежат?
- Почему крахмал, имеющий такую же формулу, как инулин, не накапливается в клеточном соке?
- Как можно обнаружить в клетке инулин?
- В чем отличие запасных белков от конституционных?
- Как образуются алейроновые зерна?
- Что происходит с алейроновыми зернами при обогащении клетки водой?
- Является ли структура алейроновых зерен видовым признаком?
- При помощи, каких реактивов и красителей можно обнаружить в клетках запасные продукты: крахмал, белки, жирное масло?
- В чем заключается преимущество жирного масла как запасного продукта семян перед крахмалом и белком?
СОСТАВЛЕНО:
Доцент,
к.фарм.н. Рыжов В.М.
ассистентом Тарасенко. Л.В.
август 2016 года
Занятие №5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:
«КОЛЛОКВИУМ ПО РАЗДЕЛУ ЦИТОЛОГИЯ»
Актуальность темы и формируемые компетенции: Микроскопическая диагностика лекарственного растительного сырья базируется на знании цитологии и морфологии лекарственных растений. Знание цитологии - основа дальнейшего освоения теоретических и специальных дисциплин в курсе обучения провизоров.