Самостоятельная работа во внеурочное время

Цель занятия:

Студент должен знать:

Особенности строения растительной клетки, структуру протопласта и его производных.

Студент должен овладеть:

навыками диагностики клеточной стенки и её видоизменений,

элементами гистохимического анализа при выявлении вторичных метаболитов растительной клетки.

Уметь:

работать с микроскопом на большом и малом увеличениях,

готовить временные микропрепараты, проводить гистохимические реакции.

Общее время занятия 3 академических часа (135 мин.)

Самостоятельная работа во внеурочное время. (Вопросы для самоподготовки к занятию):

Повторить:

1. Основные структурные компоненты растительной клетки.

2. Понятия протопласта, его производных.

Изучить:

Происхождение и функции клеточной стенки.

Строение клеточной стенки растений.

Поры: особенности строения, функции, классификация.

Химический состав первичной, вторичной оболочек, срединной пластинки.

Видоизменения клеточной стенки.

Гистохимические реакции на видоизменения клеточных оболочек растительных клеток.

Литература:

1. Учебник: В.Г. Хржановский «Курс общей ботаники» часть I, М., Высшая школа, 1982 г.

2. Г.П. Яковлев, А.А. Челомбитько «Ботаника». М.: Высшая школа, 2002 г.

3. Практикум: В.Г. Хржановский «Практикум по курсу общей ботаники» М.: Высшая школа, 1979

На занятии:

Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.

Выполнение лабораторных работ согласно методическим рекомендациям:

- строение клеточной стенки в эпидерме плодов перца красного, эпидермиса листа аспидистры;

- строение клеточной стенки трахеид сосны на поперечном и продольных (радиальном или тангентальном) срезах;

- реакции на вещества клеточной стенки: опробковение (суберин), одревеснение (лигнин), на чистую целлюлозу (клетчатка).

- Вторичные метаболиты растительных клеток. Антоцианы в вакуолях эпидермиса листьев бегонии (Begonia sp), традесканции (Tradescantia sp), лука (Allium sp) и др. растений;

Вопросы для самоконтроля усвоенного материала:

1. Какие структуры клетки принимают участие в образовании стенки?

2. В чем отличие между клеточной стенкой и мембраной цитоплазмы (плазмалеммой)?

3. В чем отличие между первичной и вторичной стенками клетки по структуре и химическому составу?

4. Что такое первичное поровое поле и плазмодесмы?

5. Какова разница в понятиях пора и перфорация?

6. Какие изменения могут происходить в химическом составе целлюлозной стенки клетки, и как это сказывается на ее физических свойствах?

7. Каково значение процесса одревеснения и опробковения стенок растительных клеток в эволюции растений?

8. Какими реактивами и красителями можно обнаружить вещества, входящие в состав клеточной стенки?

9. Почему при опробковении стенок содержимое клеток отмирает?

10. Каким методом можно обнаружить минеральные соли в клеточных стенках растений?

11. Каково происхождение, строение и локализация вакуолей в растительной клетке?

12. Охарактеризуйте значение вакуолей в жизнедеятельности растительной клетки?

14. Охарактеризуйте роль клеточного сока?

СОСТАВЛЕНО:

Доцент,

к.фарм.н. Рыжов В.М.

ассистентом Тарасенко. Л.В.

август 2016 года

Занятие №4.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:«ПРОИЗВОДНЫЕ ПРОТОПЛАСТА. ЗАПАСНЫЕ И ЭКСКРЕТОРНЫЕ ВЕЩЕСТВА»

Актуальность темы и формируемые компетенции: Знание этого раздела цитологии растительной клетки необходимо будущему провизору для успешного освоения специальных курсов: фармакогнозии, фитотерапии, микробиологии, технологии лекарств.

Цель занятия и этапы её достижения:

- Скорректировать и закрепить знания по изучаемому разделу цитологии.

- Закрепить навыки микроскопирования: наблюдения, анализа микропрепарата, оформление рисунков, составления протоколов.

- Познакомиться с элементами микроскопической и гистохимической диагностики лекарственного растительного сырья.

- Выполнение лабораторных работ по теме занятия.

Общее время занятия 4 академических часа

Самостоятельная работа во внеурочное время.

Вопросы для самоподготовки к занятию:

1. Происхождение, классификация, состав, локализация и функции крахмала; формы накопления в растении; типы крахмальных зерен, значение для диагностики.

  1. Инулин - как форма накопления углеводов в некоторых группах растений семейства Сложноцветные (Compositae - Asteraceae).
  2. Запасной белок. Формы запаса, место локализации, происхождение, классификация, значение для диагностики.
  3. Гистохимические реакции на запасные вещества: крахмал, инулин, белки, жиры. Реактивы, цветная диагностика.
  4. Кристаллические включения:

- кристаллы оксалата кальция: классификация, форма, локализация, значение в диагностике и определении растений.

- Кристаллические включения другой химической природы (ураты, карбонаты и т.д.).

На занятии

Коррекция и углубление знаний по изучаемой теме.

Выполнение лабораторных работ по теме занятия.

Экскреторные вещества растительной клетки - кристаллические включения: друзы в черешках свеклы, бегонии; рафиды в листьях однодольных растений Aloё sp., Tradescantia sp.; цистолиты в эпидермисе на поперечном срезе листа фикуса (Ficus sp).

- Изучение типов крахмальных зерен в:

ü клубнях картофеля Solanum tuberosum;

ü зерновках кукурузы Zea mays;

ü плодах (орешках) гречихи Fagopirum sagittatum;

- Изучение типов запасных веществ: простых алейроновых и крахмальных зерен в семенах гороха Pisum sativum;

- Изучение строения сложных алейроновых зерен в семенах клещевины Ricimus communis;

Обнаружение сферокристаллов инулина в клубнях топинамбура.

Литература:

1. Учебник: В.Г. Хржановский «Курс общей ботаники» часть I, М., Высшая школа, 1982 г. /стр. 42-53/

2. Г.П. Яковлев, А.А. Челомбитько «Ботаника». М.: Высшая школа, 1990 г. /стр. 25-27/

3. Практикум: В.Г. Хржановский «Практикум по курсу общей ботаники» М.: Высшая школа, 1979 /стр. 21-23/

1. Руководство к лабораторным занятиям по биологии под редакцией Богоявленского. М.: Медицина, 1988. (гл. I, стр. 23).

Вопросы для самоконтроля усвоенного материала:

  1. Что такое клеточные включения, чем они отличаются от органелл клетки, какие функции выполняют?
  2. Каков биологический смысл образования кристаллов щавелевокислого кальция в клетке?
  3. В клетках каких органов или их частей можно наблюдать скопление кристаллов щавелевокислого кальция?
  4. Какая форма кристаллов щавелевокислого кальция свойственна двудольным растениям и какая - однодольным?
  5. Какова роль продуктов вторичного обмена веществ в жизни растений?
  6. .Какие органические соединения играют ведущую роль в растительной клетке?
  7. В чем разница между первичным и вторичным крахмалом?
  8. В чем разница между простым, полусложным и сложным крахмальными зернами?
  9. Как образуются простые крахмальные зерна и как - сложные?
  10. Можно ли по форме крахмальных зерен определить, какому виду растения они принадлежат?
  11. Почему крахмал, имеющий такую же формулу, как инулин, не накапливается в клеточном соке?
  12. Как можно обнаружить в клетке инулин?
  13. В чем отличие запасных белков от конституционных?
  14. Как образуются алейроновые зерна?
  15. Что происходит с алейроновыми зернами при обогащении клетки водой?
  16. Является ли структура алейроновых зерен видовым признаком?
  17. При помощи, каких реактивов и красителей можно обнаружить в клетках запасные продукты: крахмал, белки, жирное масло?
  18. В чем заключается преимущество жирного масла как запасного продукта семян перед крахмалом и белком?

СОСТАВЛЕНО:

Доцент,

к.фарм.н. Рыжов В.М.

ассистентом Тарасенко. Л.В.

август 2016 года

Занятие №5.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

I КУРСА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА К ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ:

«КОЛЛОКВИУМ ПО РАЗДЕЛУ ЦИТОЛОГИЯ»

Актуальность темы и формируемые компетенции: Микроскопическая диагностика лекарственного растительного сырья базируется на знании цитологии и морфологии лекарственных растений. Знание цитологии - основа дальнейшего освоения теоретических и специальных дисциплин в курсе обучения провизоров.

Наши рекомендации