Правила хранения лекарственных средств в отделении
1. Для хранения медикаментов на посту медсестры имеются шкафы, которые должны запираться на ключ.
2. В шкафу лекарственные вещества располагают по группам (стерильные, внутренние, наружные) на отдельных полках или в отдельных шкафах. На каждой полке должно быть соответствующее указание ("Для наружного применения", "Для внутреннего применения" и др.).
3. Лекарственные вещества для парентерального и энтерального введения целесообразно на полках располагать по назначению (антибиотики, витамины, гипотензивные средства и т.д.).
4. Сзади ставят более крупную посуду и упаковки, а спереди - поменьше. Это дает воз-можность прочесть любую этикетку и быстро взять нужное лекарство.
5. Категорически запрещается хранить предметы ухода за пациентами и дезинфицирую-щие средства вместе с лекарствами.
6.Лекарственные вещества, входящие в список А, а также дорогостоящие и остродефицитные препараты хранятся в сейфе. На внутренней поверхности сейфа должен быть их перечень с указанием высших суточных и разовых доз, а также таблица антидотной терапии. Внутри любого шкафа (сейфа) лек.средства распределяются по группам: наружные, внутренние, глазные капли, инъекционные.
7. Препараты, разлагающиеся на свету (поэтому их выпускают в темных флаконах), хранят в защищенном от света месте.
8. Сильнопахнущие лекарственные средства (йодоформ, мазь Вишневского и др.) хранят отдельно, чтобы запах не распространялся на другие лекарственные средства.
9. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки, ректальные суппозитории и др. препараты хранят в холодильнике.
10. Спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плотно притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать передозировку.
11. Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в аптеке, указан на флаконе. Если за это время они не реализованы, их необходимо вылить, даже при отсутствии признаков непригодности.
Должны соблюдаться температурный и световой режим. Настои, отвары, эмульсии, сыворотки, вакцины, органопрепараты должны храниться только в холодильнике.
Признаками непригодности являются:
- у стерильных растворов - изменение цвета, прозрачности, наличие хлопьев;
- у настоев, отваров - помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха;
- у мазей - изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах;
- у порошков, таблеток - изменение цвета.
Медсестра не имеет права:
- менять форму лекарственных средств и их упаковку;
- одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;
- заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах:
- хранить лекарственные вещества без этикеток.
Правила учета лекарственных средств.
На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения; лекарственных средств списков А и Б, а также дефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с препаратами списков «А» и «Б» регистрируется в специальном журнале.
Для учёта расходования лекарственных средств, хранящихся в сейфе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель лечебного учреждения, затем ставят круглую печать учреждения.
Для учёта каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.
Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определённой форме. Учёт расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведёт также старшая медицинская сестра отделения.
За нарушение правил учёта и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уголовной ответственности.
Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях (утв. приказом Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. № 330)
1) Наркотические лекарственные средства должны храниться в помещении с охраной и сигнализацией, в закрытых, опечатанных и опломбированных сейфах. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.
2) Наркотические лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.
3) Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать 3-х дневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений - месячной потребности.
4) Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям, разрешается создавать в приемных отделениях стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.
5) Лечебно-профилактические учреждения должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических лекарственных средств, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.
6) В отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений подлежат количественному учету все наркотические лекарственные средства.
7) Учет следует вести в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и скрепленной подписью руководителя учреждения по утверждённой форме.
8) Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в журнале пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленным подписью руководителя по утверждённой форме.
9) Специальные рецептурные бланки на наркотические лекарственные средства при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной руководителем учреждения, и согласно акту приемной комиссии приходуются в журнале по учету специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.
10) Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.
11) Ответственными за хранение и выдачу больным наркотических лекарственных средств являются руководитель лечебно-профилактического учреждения или его заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по учреждению.
12) Пероральный прием наркотических лекарственных средств должен производиться только в присутствии медицинской сестры и врача.
13) В каждом лечебно-профилактическом учреждении создается постоянно действующая комиссия, уполномоченная приказом руководителя учреждения проводить не реже 1 раза в месяц проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических лекарственных средств, а также состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в данном учреждении. Количества выписываемых наркотических веществ в рецепте должны указываться прописью.
14) Запас специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях на текущие нужды не должен превышать месячной потребности. Излишки их должны сдаваться органам здравоохранения субъектов Российской Федерации.
15) Руководители лечебно-профилактических учреждений несут полную ответственность за рациональное использование и сохранность наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков для их выписывания.
16) Наркотические средства вводятся пациенту только по письменному назначению врача и в его присутствии.
17) Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе, и в и/б.
18) Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков процедурная м/с не выбрасывает, а передаёт их ответственному лицу.
19) Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются в присутствии комиссии, состоящей из 3-х человек: зам.гл.врача, гл м/с, зав.аптекой, о чём составляется АКТ, который хранится в течение 3-х лет.
20) В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумерованы, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на последнем листе книги бумажным листом, на котором указывают количество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его заместителей и печать.