Правила хранения лекарственных средств в отделении

1. Для хранения медикаментов на посту медсестры имеются шкафы, которые должны запираться на ключ.

2. В шкафу лекарственные вещества располагают по группам (стерильные, внутренние, наружные) на отдельных полках или в от­дельных шкафах. На каждой полке должно быть соответствующее указание ("Для наружного применения", "Для внутреннего примене­ния" и др.).

3. Лекарственные вещества для парентерального и энтерального введения целесообразно на полках располагать по назначению (ан­тибиотики, витамины, гипотензивные средства и т.д.).

4. Сзади ставят более крупную посуду и упаковки, а спереди - поменьше. Это дает воз-можность прочесть любую этикетку и быст­ро взять нужное лекарство.

5. Категорически запрещается хранить предметы ухода за паци­ентами и дезинфицирую-щие средства вместе с лекарствами.

6.Лекарственные вещества, входящие в список А, а также до­рогостоящие и остродефицитные препараты хранятся в сейфе. На внутренней поверхности сейфа должен быть их перечень с указанием высших суточных и разовых доз, а также таблица антидотной терапии. Внутри любого шкафа (сейфа) лек.средства распределяются по группам: наружные, внутренние, глазные капли, инъекционные.

7. Препараты, разлагающиеся на свету (поэтому их выпускают в темных флаконах), хранят в защищенном от света месте.

8. Сильнопахнущие лекарственные средства (йодоформ, мазь Вишневского и др.) хранят отдельно, чтобы запах не распространял­ся на другие лекарственные средства.

9. Скоропортящиеся препараты (настои, отвары, микстуры), а также мази, вакцины, сыворотки, ректальные суппозитории и др. препараты хранят в холодильнике.

10. Спиртовые экстракты, настойки хранят во флаконах с плот­но притертыми пробками, так как вследствие испарения спирта они со временем могут стать более концентрированными и вызвать пе­редозировку.

11. Срок хранения стерильных растворов, изготовленных в ап­теке, указан на флаконе. Если за это время они не реализованы, их необходимо вылить, даже при отсутствии признаков непригодности.

Должны соблюдаться температурный и световой режим. Настои, отвары, эмульсии, сыворотки, вакцины, органопрепараты должны храниться только в холодильнике.

Признаками непригодности являются:

- у стерильных растворов - изменение цвета, прозрачности, на­личие хлопьев;

- у настоев, отваров - помутнение, изменение цвета, появление неприятного запаха;

- у мазей - изменение цвета, расслаивание, прогорклый запах;

- у порошков, таблеток - изменение цвета.

Медсестра не имеет права:

- менять форму лекарственных средств и их упаковку;

- одинаковые лекарственные средства из разных упаковок соединять в одну;

- заменять и исправлять этикетки на лекарственных средствах:

- хранить лекарственные вещества без этикеток.

Правила учета лекарственных средств.

На посту медицинской сестры, как и в процедурном кабинете, должен быть сейф для хранения; лекарственных средств списков А и Б, а также дефицитных и дорогостоящих средств, предназначенных для наружного и внутреннего применения. Передача содержимого и ключей от сейфа с препаратами списков «А» и «Б» регистрируется в спе­циальном журнале.

Для учёта расходования лекарственных средств, хранящихся в сей­фе, заводят специальные журналы. Все листы в этих журналах следует пронумеровать, прошнуровать, а свободные концы шнура заклеить на последнем листе журнала бумажным листом, на котором указать количество страниц. На этом листе расписывается руководитель ле­чебного учреждения, затем ставят круглую печать учреждения.

Для учёта каждого лекарственного средства из списка А и списка Б в журналах выделяют отдельный лист.

Хранят эти журналы также в сейфе и заполняют по определённой форме. Учёт расходования лекарственных средств списков А и Б, в том числе наркотических, ведёт также старшая медицинская сестра отделения.

За нарушение правил учёта и хранения лекарственных средств обоих списков (А и Б) медицинский персонал привлекается к уго­ловной ответственности.

Правила хранения и учета наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях (утв. приказом Минздрава РФ от 12 ноября 1997 г. № 330)

1) Наркотические лекарственные средства должны храниться в помещении с охраной и сигнализацией, в закрытых, опечатанных и опломбированных сейфах. На внутренней стороне дверки сейфа должен находиться перечень наркотических лекарственных средств с указанием высших разовых и суточных доз.

2) Наркотические лекарственные средства для парентерального, внутреннего и наружного применения должны храниться раздельно.

3) Запасы наркотических лекарственных средств в отделениях (кабинетах) определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения и не должны превышать 3-х дневной потребности в них, а в аптеках лечебно-профилактических учреждений - месячной потребности.

4) Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям, разрешается создавать в приемных отделениях стационаров пятидневный резерв наркотических лекарственных средств. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара.

5) Лечебно-профилактические учреждения должны иметь в местах хранения и на постах дежурных врачей и сестер таблицы высших разовых и суточных доз наркотических лекарственных средств, а также таблицы противоядий при отравлениях ими.

6) В отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений подлежат количественному учету все наркотические лекарственные средства.

7) Учет следует вести в специальной книге, пронумерованной, прошнурованной, опломбированной и скрепленной подписью руководителя учреждения по утверждённой форме.

8) Учет специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства ведется в журнале пронумерованном, прошнурованном, опломбированном и скрепленным подписью руководителя по утверждённой форме.

9) Специальные рецептурные бланки на наркотические лекарственные средства при поступлении в ЛПУ принимаются комиссией, назначенной руководителем учреждения, и согласно акту приемной комиссии приходуются в журнале по учету специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.

10) Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за получение, хранение, учет и отпуск специальных рецептурных бланков на наркотические лекарственные средства.

11) Ответственными за хранение и выдачу больным наркотических лекарственных средств являются руководитель лечебно-профилактического учреждения или его заместители, а также лица, уполномоченные на то приказом по учреждению.

12) Пероральный прием наркотических лекарственных средств должен производиться только в присутствии медицинской сестры и врача.

13) В каждом лечебно-профилактическом учреждении создается постоянно действующая комиссия, уполномоченная приказом руководителя учреждения проводить не реже 1 раза в месяц проверку целесообразности назначения лечащими врачами наркотических лекарственных средств, а также состояние хранения, учета и расходования наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков в данном учреждении. Количества выписываемых наркотических веществ в рецепте должны указываться прописью.

14) Запас специальных рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях на текущие нужды не должен превышать месячной потребности. Излишки их должны сдаваться органам здравоохранения субъектов Российской Федерации.

15) Руководители лечебно-профилактических учреждений несут полную ответственность за рациональное использование и сохранность наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков для их выписывания.

16) Наркотические средства вводятся пациенту только по пись­менному назначению врача и в его присутствии.

17) Запись о введении наркотика необходимо сделать в книге учета наркотических средств, хранящейся в сейфе, и в и/б.

18) Пустые ампулы из-под наркотических анальгетиков процедурная м/с не выбрасывает, а передаёт их ответственному лицу.

19) Пустые ампулы от наркотических анальгетиков уничтожаются в присутствии комиссии, состоящей из 3-х человек: зам.гл.врача, гл м/с, зав.аптекой, о чём составляется АКТ, который хранится в течение 3-х лет.

20) В книге учета наркотиков все листы должны быть пронумеро­ваны, прошнурованы, а свободные концы шнура заклеены на по­следнем листе книги бумажным листом, на котором указывают ко­личество страниц, ставится подпись руководителя ЛПУ или его за­местителей и печать.

Наши рекомендации