Квартира профессора ботаники
Орфографический минимум
Рабочая тетрадь
Для учащихся 7 класса
Магнитогорск, 2013
Составители:Трифонова Н.В.
Рецензент:О.В. Зюлина, к.ф.н., преподаватель МаГУ, доцент кафедры русского языка
«Орфографический минимум». Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса. М – Магнитогорск: Многопрофильный лицей № 1. 2013 – 28 с.
«Орфографический минимум» обсуждён и рекомендован к печати на заседании кафедры филологии. Минимум предназначен для расширения лексического запаса, развития практических навыков анализа текста.
© Трифонова Н.В.
© Многопрофильный лицей № 1, 2013
Введение
Орфографический минимум для 7 класса продолжает работу, начатую в 5 и 6 классах.
Ученики работают с различными словарями, делают орфографический и орфоэпический анализ. На уроках осуществляется поэтапный контроль, в конце месяца проводятся разные формы словарного диктанта.
В раздел «Приложение» включены слова орфоэпического минимума и перфорированные тексты. Задания к текстам заранее не предлагаются: они формируются в зависимости от усвоения тем.
Орфографический минимум расширяет лексический запас учеников, учит видеть слово с разных сторон, развивает навык работы со словарями.
СЕНТЯБРЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
двойственный | |||
соратник | |||
инструкция | |||
метеорология | |||
циклон | |||
труженик | |||
овчарка | |||
корма | |||
авторитет | |||
вуз | |||
резюме | |||
энергосеть | |||
электрошок | |||
подданный | |||
упрочение | |||
косогор | |||
подожженный | |||
алмаз | |||
симпозиум | |||
драматический | |||
оттепель | |||
очевидец | |||
ветровой | |||
генеральный | |||
зрительный | |||
избирательный | |||
гостиная | |||
патронаж | |||
1. Затранскрибируйте слова 11, 14, 21.
2. Выпишите слова, в которых происходит оглушение согласного звука.
3. Выпишите слова, образованные сложением.
4. Определите способ словообразования слов 15, 17, 27.
5. Разберите по составу слова 26, 21.
ОКТЯБРЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
конференция | |||
координация | |||
консерватизм | |||
громоздкий | |||
интеллигент | |||
верста | |||
интернат | |||
конспирация | |||
контрастный | |||
типография | |||
путаница | |||
объяснительная | |||
адъютант | |||
объективный | |||
субъективный | |||
сэкономить | |||
апелляция | |||
хвощ | |||
трущоба | |||
цистерна | |||
бестактный | |||
присущий | |||
презирать | |||
хроника | |||
шлагбаум | |||
неукоснительный | |||
пространство | |||
колоссальный | |||
натуралист | |||
агроном | |||
демократия | |||
орхидея | |||
силуэт | |||
варварский | |||
парламент | |||
республика |
1. Выпишите антонимы.
2. Подберите однокоренные слова корню хроно.
3. По какому правилу пишутся слова 12,14, 15,16.
4. Выпишите слово с чередованием в корне.
НОЯБРЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
вполголоса | |||
караван | |||
суховей | |||
диалектизмы | |||
менуэт | |||
благовидный | |||
пропагандировать | |||
деликатный | |||
кокошник | |||
вдребезги | |||
престиж | |||
репертуар | |||
смерч | |||
беспрекословно | |||
злободневный | |||
экспрессия | |||
впустую | |||
распевно | |||
исподволь | |||
машинальный | |||
благословлять | |||
мобилизация | |||
монитор | |||
недомолвка | |||
ритуал | |||
обворожительный | |||
обоюдоострый | |||
орбита | |||
29 | отменный | ||
отчаянный | |||
1. Выпишите устаревшее слово.
2. Выпишите 4 заимствованных слова, объясните свой выбор.
3. Подберите к слову 17 омоним.
4. Определите разряды наречий.
ДЕКАБРЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
умышленно | |||
аквалангист | |||
впроголодь | |||
наотмашь | |||
бесцеремонный | |||
исчерпывающий | |||
укоряющий | |||
эмиграция | |||
всеобъемлюще | |||
умиротворяюще | |||
околица | |||
вприпрыжку | |||
диковинка | |||
невзрачно | |||
академия | |||
мелодика | |||
уезд | |||
озираясь | |||
плаха | |||
альтернатива | |||
бытовой | |||
истома | |||
калорийность | |||
каракатица | |||
кемпинг | |||
конспирация | |||
крендель | |||
максимализм | |||
массаж | |||
миндаль | |||
1. Определите способ образования слов 12, 14, 10.
2. Образуйте наречия от слов 5,6,7 и покажите способ словообразования.
3. Выпишите устаревшие слова.
4. Выпишите многозначное слово, объясните выбор.
5. Составьте предложения с деепричастным и причастным оборотом, используя данные слова.
ЯНВАРЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
1. | станция | ||
надолго | |||
странник | |||
изгнанник | |||
могущество | |||
точь-в-точь | |||
зарница | |||
внакладе | |||
марево | |||
невтерпеж | |||
пустошь | |||
опрометчивый | |||
дубрава | |||
сельдерей | |||
гирлянда | |||
праведный | |||
донельзя | |||
бижутерия | |||
буженина | |||
вестибюль | |||
врасплох | |||
втихомолку | |||
выдержанный | |||
гипнотизер | |||
гомеопатия | |||
гостиница | |||
держава | |||
дилетант | |||
затон | |||
иждивение | |||
последствие | |||
1. Определите разряды наречий.
2. Определите способ словообразования слов 2, 6, 4.
3. Употребите в контексте слова 11,17,8.
4. Затранскрибируйте слова 22, 12,1.
ФЕВРАЛЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
вследствие | |||
в течение | |||
в продолжение | |||
в отличие | |||
иметь в виду | |||
вопреки | |||
комплекс | |||
часовня | |||
оранжерея | |||
оазис | |||
элегантный | |||
щегольской | |||
балансир | |||
равновесие | |||
как будто | |||
млеть | |||
жасмин | |||
экспонат | |||
эволюция | |||
цейтнот | |||
фруктоза | |||
фермер | |||
фантом | |||
утренник | |||
универсальный | |||
трущоба | |||
трамбовать | |||
террор | |||
студия | |||
стремянка | |||
сосредоточенный | |||
неприспособленный | |||
неоднократно | |||
1. Составьте предложения со словами 1 – 4, подобрав к ним омонимичные пары.
2. Составьте предложение со словами 6,16.
3. Разберите по составу слова 31,24.25
4. Затранскрибируйте слова 12, 14.
МАРТ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
также | |||
тоже | |||
систематический | |||
бурун | |||
кибитка | |||
опала | |||
колер | |||
блеклый | |||
укоризненный | |||
запечатлеть | |||
конвульсии | |||
виадук | |||
вымпел | |||
гладиолус | |||
дерзание | |||
дотация | |||
золовка | |||
казус | |||
комбайн | |||
конферанс | |||
лоцман | |||
метеорит | |||
митинг | |||
непроницаемый | |||
одухотворенный | |||
ордер | |||
паритет | |||
позумент | |||
поучительный | |||
приданое | |||
ажурный | |||
импульс | |||
декоративный | |||
1. Составьте с союзами 2 предложения. Постройте схемы.
2. Приведите к слову 17 еще 3 примера слов той же тематической группы.
3. Определите разряды прилагательных.
4. Определите способ образования слов 9,15,24.
АПРЕЛЬ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
панорама | |||
проспект | |||
отчетливо | |||
драгоценный | |||
естествоиспытатель | |||
воззрение | |||
пленительный | |||
рахат-лукум | |||
балансируя | |||
без толку | |||
неистово | |||
доныне | |||
насмешка | |||
прискорбный | |||
причастный | |||
путаница | |||
пьедестал | |||
разнобой | |||
рапира | |||
регресс | |||
рекомендовать | |||
сверхурочный | |||
секта | |||
синхронный | |||
суета | |||
традиционный | |||
тюбетейка | |||
упрощенный | |||
устрица | |||
фестиваль | |||
пианино | |||
запоздалый | |||
аналогия | |||
1. Определите разряды наречий.
2. Укажите номера относительных прилагательных.
3. Выпишите слово(а) , образованое сложением. Докажите.
4. Составьте два предложения со словом 15, чтобы использовались его разные значения.
МАЙ
№ п/п | Слово, ударение | Часть речи | Лексическое значение |
старожил | |||
зубчатый | |||
тотчас | |||
промежуточный | |||
фреска | |||
орнамент | |||
прялка | |||
геометрия | |||
година | |||
современность | |||
дисциплина | |||
усидчивость | |||
братство | |||
запальчивый | |||
отчизна | |||
папирус | |||
гостеприимный | |||
захолустье | |||
созидательный | |||
гимназия | |||
лиственница | |||
кипарис | |||
вмешательство | |||
перрон | |||
космонавтика | |||
плесневеть | |||
облегчить | |||
воспринять | |||
пренебрегать | |||
бархан | |||
престижный | |||
каракуль | |||
1. Затранскрибируйте слова 26,27.
2. Сделайте словообразовательный анализ слов 10, 17,21.
3. Употребите слово 3 в двух омонимичных конструкциях.
4. Выпишите 3 заимствованных слова, докажите.
5. Придумайте 2 предложения с устаревшими словами.
Приложение 1.
Орфоэпический минимум
апостроф
аристократия
асимметрия
баловать
балуюсь
банты
безудержный
блокировать
бомбардировать
бутик
вероисповедание
ветеринария
включит
включишь
втридорога
газопровод
генезис
гравировать
грейпфрут
дефис
диспансер
договор
дозвонишься
документ
донельзя
досуг
древко
дремота
духовник
еретик
жалюзи
завидно
завсегдатай
закупорить
заржаветь
звонит
знамение
зубчатый
изобретение
индустрия
инструмент
исподволь
исчерпать
камбала
каталог
каучук
квартал
квашение
кладовая
клала
колледж
корысть
костюмированный
красивее
кремень
кулинария
кухонный
менеджмент
мизерный
намеренья
некролог
немота
нефтепровод
обеспечение
обетованная земля
облегчить
ободрить
ополоснутый
оптовый
пиццерия
пломбированный зуб
пломбировать
по средам
предвосхитить
премировать
принудить
приняла
разминуться
разогнутый
разомкнутый
регламент
симметрия
скоба
скула
соболезнование
созыв
сосредоточение
статуя
столяр
суммировать
тайная вечеря
танцовщик
танцовщица
тефтели
торты
транспортировать
трапеза
Приложение 2.
Текст 1
Если в самом ра…ем весе…ем свете поглядеть на белую березу, то белая кора в сравнении с бел…зной снега покажет?ся чуть-чуть розовой. А бел…зна снега под березой покажет?ся синеватой.
Бывает бродя глазами по синему снегу увид…шь желтоватое пятно с двумя ч…рными пуговками. Это, оказывается, лежит под розовой березой на синем снегу желтоватый заяц-беляк.
Вот как тот же самый белый цвет изменяет?ся, если сравнить между собой разные белые существа в лесу, пока весь лес (не) оденет?ся в зеленый общий цвет.
(М. Пришвин.)
_____________________________
Текст 2
И…ледователи бывают и в знойных субтропиках и на дымящ…мся вулкане спускают?ся на дно моря заб…рают?ся в пещеры. Производимые ими записи и наблюдения собра…ые ко…екции сдела…ые рисунки начерче…ые карты дают богатый материал для дальнейшей работы в к…бинетах и л…бораториях. Так создают?ся труды обогаща…щие науку це…ыми открытиями ра…ширя…щие наши знания о природ...
________
Текст 3
Цветной снег
12 марта 1901 года на Урале выпал ж…лтый снег. Анализ осадка получе…ого после таяния снега показал что это была …фриканская пыль. Перенесе…ая ветром на огромное ра…тояние, она окрасила выпавший снег.
Однажды утром 1939 года улицы Свердловска покрылись розовым снегом. Окраску пр…дали снегу ч…стицы глинистой почвы пр…несе…ые ц…клоном с низовьев Дона.
В мае 1962 года жители Свердловской обл…сти пораже…ые цветом выпавшего снега, ж…лтым с зеленоватым о…енком, долго не могли об…яснить это явление природы. И…ледования проведе…ые учеными помогли ра…гадать и эту загадку. Такую окраску снег получил от сосновой пыльц… занесе…ой ветрами из соседней обл…сти, где в это время наблюдалось ма…овое цветение сосен.
_______________________
Текст 4
Камчатка богата чудесами природы. Г…рячие источники одно из таких чудес. Но самое сказочное на Камчатк… ее гейзеры. Они открыты здесь (не) давно географом случайно обнаруж…вшим на (полу)острове д…лину клокоч…щих ф…нтанов пара и г…рячей воды. Сейчас эта д…лина получившая название Гейзеровой извес?на каждому школьнику. Туристы пр…езжающие сюда со всех концов страны в…схищаются ее (не) сказа…ой красотой. И если вам случалось слышать от своих знакомых побывавших на Камчатке о сваре…ой в ручье картошк…, о чашк… чая зачерпнутого из того (же) ручья, верьте, они (не) преувелич…вают. Камчатская вода нагрева…тся от гиган?ской к…тельной планеты за счетвнутре…его тепла Земли.
____________________________
Текст 5
Квартира профессора ботаники
Квартира профе…ора ботаник… Петра Максимовича Багалея на Аптекарском острове в Санкт-Петербурге выходила окнами в Ботанический сад, в его закрытую для пос…тителей часть, поэтому в квартире всегда было тихо и в комнатах был зеленоватый (полу)свет от листвы.
Самой интересной комнатой был кабинет. Петр Максимович любил пор…жать по вечерам гостей и студентов одним пр…емом. Он вводил гостя в (полу)освеще…ый кабинет пр…глашал садит?ся и (не)заметно заж…гал осл…пительную люстру.
Яркий свет пр…вращал кабинет в уголок цветущего р…стительного мира. Вазоны с карликовыми соснами стояли прямо на полу. Тут (же) скл…нялись плакучими ветками ивы. На столе цвели оранжевые и белые цветы с мечевидными листьями. На стенах висели под стеклом высуше…ые травы венчики цветов и листья (не) потерявшие естестве…ого цвета очень яркие и самых пр…чудливых форм. Все краски, которыми природа в таком изобили.., с таким безупречным вкусом наделила р…стения, были собра…ы здесь как в волшебной шкатулке.
(К. Паустовский.)
____________
Текст 6
Поющие деревья
Звучащие деревья! Есть (ли) они в действительности? Да, они, несомненно, существуют. Вы можете их увид…ть в сибирской тайге на склонах кавказских и карпатских гор.
...Мы долго медле…о ходим по тайге. Моя спутница, большой спец…алист своего дела, много раз пр…падает чу…ким ухом то к одному то к другому стволу как(то) особе…о постук…вает своим молоточком, внимательно прислушиваясь, а я зачарованно слежу за ее таинственными движениями. И вдруг ее лицо светлеет она подзывает меня к большой ели
- Эта запоет...
Я пр…падаю к коре слу…шаю и (не)доумеваю. И (не)много торжестве…о моя спутница добавляет
— Ведь и знаменитые скрипки Страдивари сдела…ы из такой
(же) ели...
Почему(то) уд…вительно грус…но в пр…тихшей тайге... Я долго смотрю на ель и мне кажет?ся, что именно она источает тонкий ар…мат хвои и что (не)определе…ое звучание дерева уже р…ждает мелодию...
(В. Афанасьев.)
___________________
_____________________
___
Текст 7
Было похоже, что Чехов с юност… дал себе строгий зарок н…когда (н…) перед кем (не) похвалят?ся величие