Viii. итоговый контроль
По окончании учебной практики студенты сдают своим руководителям выполненное ими задание по гербарию и сырью и дневник своей работы. Наряду с этим на итоговом занятии проводится оценка знаний и практических навыков, приобретенных студентами в период учебной практики. Для этой цели используются различные технологии (тестовые вопросы, ситуационные задачи, методы «Бумеранг», «Вертушка» и др.),
Вопросы тестового контроля
1. Что означает биологический запас?
A. Максимальная продуктивность того или иного вида лекарственного растительного сырья на изучаемом массиве
B. Количество сырья, которое можно заготовить на данной территории
C. Количество сырья, которое можно заготовить при однократной эксплуатации заросли
D. Урожайность сырья на единицу площади.
2. Эксплуатационный запас – это …
A. Растения, запрещенные к заготовке на данной территории
B. Количество сырья, которое можно заготовить при однократной эксплуатации заросли
C. Запас растений на определенной площади
D. Нет правильного ответа
3. Как производится сушка листьев, цветков и трав?
A. На солнце
B. В отапливаемых помещениях
C. На воздухе, в тени, под навесами и в местах с хорошей вентиляцией, разложив на подстилках тонким слоем и периодически переворачивая
D. В сушилках при 70-900С.
4. Сколько растений нужно оставлять при заготовке сырья на 1м2 для сохранения естественных зарослей?
A. 2-3
B. 3-4
C. 1
D. 6-10
5. При какой температуре сушат лекарственное растительное сырье, содержащее эфирное масло?
A. 25-350С
B. 10-150С
C. 25-300С
D. 40-600С
6. При какой температуре сушат лекарственное растительное сырье, содержащее алкалоиды и гликозиды?
A. 50-600С
B. 25-300С
C. 15-200С
D. 70-800С
7. Как называют комплекс видов растений, сложившийся в результате длительного развития на определенном участке территории в непосредственном взаимодействии с условиями окружающей среды и обладающий определенным флористическим составом и внешним видом?
A. Ландшафт
B. Фитоценоз
C. Биосфера
D. Геопровинция
8. Укажите, какие из приведенных растений являются ядовитыми
A. Дурман обыкновенный, белена черная
B. Горец перечный
C. Полынь горькая, виды шиповника
D. Бессмертник самаркандский, тысячелистник обыкновенный, виды шиповника, крапива двудомная
9. Морфологические особенности цветков и плодов представителей семейства гречишных:
A. Цветки собраны в корзинку, плод – нераскрывающаяся семянка
B. Цветки одиночные или образуют щитковидные, кистевидные или головчатое соцветие, плод – ложный
C. Цветки мелкие, двуполые, образуют колосовидные соцветия или сложную метелку, плод – орешек, большей частью крылатый
D. Цветки располагаются на верхушках стеблей или в пазухе листьев, образуют кистевидное или метельчатое соцветие, плод – боб.
10. Морфологические особенности цветков и плодов розовоцветных:
A. Цветки одиночные или образуют щитковидные, метельчатые, кистевидные, колосовидные или головчатые соцветия, плод – ложный.
B. Венчики цветков двугубые, плод – 4 орешек
C. Цветки пятимерные, двуполые, чашечка спайнолепестковая, трубчатая, венчик двугубый, плод – стручок.
D. Все ответы неверны
Ситуационные задачи
1. Стебель многогранный, листья очередные, простые или перисторассеченные, трубчатые или язычковые цветки (или и те, и другие), собраны в корзинки, плод – семянка.
Укажите, для какого семейства характерны перечисленные выше морфологические признаки. Назовите лекарственные растения, относящиеся к этому семейству.
2. Листья непарноперистосложные, с прилистниками, цветки чаще обоеполые, образуют верхушечные или пазушные соцветия, построены по типу мотыльковых (лепестки венчика образуют «парус», «лодочку» и «весла»); плод – боб, развивающийся из единственного плодолистика.
Укажите, для какого семейства характерны перечисленные выше морфологические признаки. Назовите лекарственные растения, относящиеся к этому семейству.
3. Урожайность цветков тысячелистника таволголистного на единицу площади (1м2) в урочище Чимган на массиве 0,25 га составляет 185 г. Каков биологический запас тысячелистника таволголистного на исследованной площади?
4. Назовите основные этапы заготовки сырья подорожника большого.
5. Составьте инструкцию по хранению сырья дурмана обыкновенного.
Тренинг «Бумеранг»
Студенты делятся на небольшие группы и каждая из них получает письменное задание по пройденному материалу. После подготовки каждая группа излагает свое мнение и между ними завязывается дискуссия в виде вопросов и ответов, позволяющая закрепить полученные знания.
Задания для 1 группы
1. Общие морфологические признаки семейства бобовых
2. Биологический запас лекарственных растений
3. Особенности заготовки листьев, трав и цветков
Задания для 2 группы
1. Общие морфологически признаки семейства астровых
2. Эксплуатационный запас лекарственных растений
3. Условия хранения лекарственного растительного сырья
Задания для 3 группы
1. Морфологические признаки представителей семейства гречишных
2. Определение урожайности сырья методом учетных площадок
3. Особенности заготовки подземных органов лекарственных растений
Задания для 4 группы
1. Общие морфологические признаки семейства яснотковых
2. Определение урожайности сырья методом модельных экземпляров
3. Гербаризация лекарственных растений
Задания для 5 группы
1. Морфологические особенности представителей семейства розовоцветных
2. Определение объема возможной ежегодной заготовки сырья
3. Способы сушки лекарственного растительного сырья
Тренинг «Вертушка»
Студенты делятся на 3 или 5 групп и каждой из них дается одинаковое задание в виде таблицы. Студенты каждой группы самостоятельно заполняют таблицу, затем она 3-5 раза переходит к другим группам по кругу. В конце материал, приведенный в таблице, обобщается с помощью преподавателя и в ходе дискуссии определяются правильные ответы.
№ | Семейства растений | Астровые | Гречишные | Зверобойные | Капустные | Подорожниковые | Розовоцветные | Крапивные | Бобовые |
1. | Бессмертник самаркандский– Helichrysum maracandicum М.Рор. | ||||||||
2. | Мать-и-мачеха – Tussilago farfara L. | ||||||||
3. | Солодка голая – Glycyrrhiza glabra L. | ||||||||
4. | Пастушья сумка – Capsella bursa pastoris Medic. | ||||||||
5. | Девясил большой – Inula grandis Schrenk. | ||||||||
6. | Череда трехраздельная – Bidens tripartita L. | ||||||||
7. | Полынь горькая – Artemisia absintium L. | ||||||||
8. | Тысячелистник обыкновенный – Achillae millefolium L. | ||||||||
9. | Псоралея костянковая – Psoralea drupaсea Bge. | ||||||||
10. | Горец перечный - – Polygonum hydropiper L. | ||||||||
11. | Подорожник большой – Plantago major L. | ||||||||
12. | Зверобой продырявленнй – Hypericum perforatum L. | ||||||||
13. | Крапива двудомная – Urtica dioica L. | ||||||||
14. | Виды шиповника – Rosa sp. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Атлас лекарственных растений СССР. - М.: Медгиз, 1962.- 434 с.
2. Государственная фармакопея СССР. – Изд. XI. – Вып. I. Общие методы анализа. – М.: Медицина, 1987. – 336с.
3. Государственная фармакопея СССР. – Изд. XI. – Вып. II. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. – М.: Медицина, 1990. – 398с.
4. Жизнь растений. Т. 5. Ч.1. Цветковые растения /Под ред.А.Л.Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1980. – 340 с.
5. Жизнь растений. Т.5. Ч.II. Цветковые растения /Под ред.А.Л.Тахтаджяна.- М.: Просвещение, 1981. – 512 с.
6. Машковский М.Д.Лекарственные средства. – М.: Новая волна, 2002. – Т.1.2.
7. Муравьева Д.А. Фармакогнозия. – М.: Медицина, 1991.- 560 с.
8. Соколов С.Я., Замотаев И.П.. – Справочник по лекарственным растениям. – М.: Металлургия, 1994.- 320 с.
9. Фармакогнозия: Атлас //Ладыгина Е.Я., Гринкевич Н.И., Самылина И.А. и др. - М.: Медицина, 1989. – 512 с.
10. Хазанович Р.Л., Алимходжаева Н.З. Курс лекций по фармакогнозии с основами биохимии лекарственных растений. – Т.: Медицина, 1987.- 572 с.
11. Шретер А.И. и др. Правила сбора и сушки лекарственных растений (сборник инструкций). – М.:Медицина, 1985.- 328 с.