Самостоятельная работа студента

По направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».

№ п/п № семестра Наименование раздела учебной практики (модуля) Виды СРС Всего часов
Раздел II: «Полевые агрофитоценозы». Занятие 1. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Культурные растения агрофитоценоза. Занятие 2. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Сорные растения агрофитоценоза. Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу.  
Раздел III: «Растения луга. Луг как растительное сообщество» Занятие 1. Пойменные луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Занятие 2. Материковые луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу.  
ИТОГО часов:

По направлению подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

№ п/п № семестра Наименование раздела учебной практики (модуля) Виды СРС Всего часов
Раздел II: «Полевые агрофитоценозы». Занятие 1. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Культурные растения агрофитоценоза. Занятие 2. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Сорные растения агрофитоценоза. Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу.  
Раздел III: «Растения луга. Луг как растительное сообщество» Занятие 1. Пойменные луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Занятие 2. Материковые луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу.  
ИТОГО часов:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Общие требования

Основу практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых студенты знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренным учебной практикой, прово­дится под руководством преподавателя по заранее на­меченному плану. Студенты должны самостоятельно ве­сти наблюдения, собирать и оформлять материал и де­лать соответствующие выводы. Перед выходом на экскурсию руководитель практи­ки объясняет студентам цель и задачи экскурсии, дает им конкретные задания, намечает пути их выполнения, проверяет снаряжение, обязательно проводит инструк­таж по технике безопасности.

Техника безопасности. На экс­курсии студенты должны выходить в соответствующей одежде и обуви. Обувь должна быть на сплошной подошве, в крайнем случае, на низком каблуке. Не рекомендуется отправляться на экскурсию в туфлях на высоких каблуках. В солнечную погоду необходимо иметь головные уборы. Особую осторожность не­обходимо соблюдать при работе у линий электропере­дач. Категорически запрещается курить на полях, за­сеянных культурными растениями, и в лесу. Инструменты, предназначенные для выкопки растений (ботаническая железная копалка, или широкий кухонный нож, или маленькая лопатка), необходимо завернуть в полотно или положить в футляр.

Каждый день учебной практики состоит из двух эта­пов работы студентов: 1) наблюдения, исследования и сбор материала во время экскурсии;

2) определение растений, обработка, оформление в лаборатории со­бранного материала и записи соответствующей главы дневника, отчета.

Во время практики надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя портить и уничтожать их бесцельно; надо брать только необходимое количество растений. Нельзя брать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко. Нельзя во время экскурсии портить и со­бирать, без разрешения растения в заповедниках, бота­нических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу», но о их местонахожде­нии необходимо указывать в отчете. Следует иметь в виду, что летняя студенческая практика по ботанике, проводимая в течение нескольких лет на одной и той же местности, ведет к уничтожению или резкому сокращению встречаемости некоторых видов растений. Это сле­дует всегда помнить и не срывать лишние экземпляры растений.

Экскурсию обычно проводят в первую половину дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 ч. Во вторую половину дня студенты самостоятельно оформляют собранный материал (закладывают расте­ния в сетки, делают записи в дневнике и отчете).

Каждый студент должен иметь при себе следующие предметы экскурсионного снаряжения:

1) тетрадь или блокнот в твердом переплете для записей;

2) каран­даш (простой), привязанный на шнуре;

3) бумажные этикетки или маленький блокнот с отрывными лист­ками;

4) карманную лупу, привязанную на шнуре вме­сте с карандашом;

5) ботаническую железную копалку, или широкий кухонный нож, или маленькую лопатку;

6) экскурсионную (картонную) папку или гербарную сетку (с запасом гербарной бумаги) на тесьме через плечо;

7) запас гербарной бумаги. Лучшей бумагой для сушки растений является фильтровальная, обычно же используют газеты. Проклеенная (глянцевая) бума­га для гербаризации непригодна. Бумага в папке долж­на быть заготовлена в виде так называемых рубашек, то есть сложенных пополам газетных листов.

8) очень желательно иметь в каждой академической группе студентов хотя бы по одному фотоаппарату.

Содержание занятий

Наши рекомендации