Самостоятельная работа студента
По направлениям подготовки 35.03.04 «Агрономия» и 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение».
№ п/п | № семестра | Наименование раздела учебной практики (модуля) | Виды СРС | Всего часов |
Раздел II: «Полевые агрофитоценозы». Занятие 1. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Культурные растения агрофитоценоза. Занятие 2. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Сорные растения агрофитоценоза. | Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу. | |||
Раздел III: «Растения луга. Луг как растительное сообщество» Занятие 1. Пойменные луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Занятие 2. Материковые луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. | Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу. | |||
ИТОГО часов: |
По направлению подготовки 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
№ п/п | № семестра | Наименование раздела учебной практики (модуля) | Виды СРС | Всего часов |
Раздел II: «Полевые агрофитоценозы». Занятие 1. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Культурные растения агрофитоценоза. Занятие 2. Полевые агрофитоценозы и их видовой состав. Сорные растения агрофитоценоза. | Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу. | |||
Раздел III: «Растения луга. Луг как растительное сообщество» Занятие 1. Пойменные луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. Занятие 2. Материковые луга и их видовой состав. Хозяйственное использование. | Сушка растений. Определение вида растений. Оформление гербария. Написание дневника, отчета по данному разделу. | |||
ИТОГО часов: |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Общие требования
Основу практики по ботанике составляют экскурсии, во время которых студенты знакомятся с живыми растениями в естественных условиях и собирают материал для дальнейшего изучения и гербаризации. Каждая экскурсия посвящена определенной теме и заданию, предусмотренным учебной практикой, проводится под руководством преподавателя по заранее намеченному плану. Студенты должны самостоятельно вести наблюдения, собирать и оформлять материал и делать соответствующие выводы. Перед выходом на экскурсию руководитель практики объясняет студентам цель и задачи экскурсии, дает им конкретные задания, намечает пути их выполнения, проверяет снаряжение, обязательно проводит инструктаж по технике безопасности.
Техника безопасности. На экскурсии студенты должны выходить в соответствующей одежде и обуви. Обувь должна быть на сплошной подошве, в крайнем случае, на низком каблуке. Не рекомендуется отправляться на экскурсию в туфлях на высоких каблуках. В солнечную погоду необходимо иметь головные уборы. Особую осторожность необходимо соблюдать при работе у линий электропередач. Категорически запрещается курить на полях, засеянных культурными растениями, и в лесу. Инструменты, предназначенные для выкопки растений (ботаническая железная копалка, или широкий кухонный нож, или маленькая лопатка), необходимо завернуть в полотно или положить в футляр.
Каждый день учебной практики состоит из двух этапов работы студентов: 1) наблюдения, исследования и сбор материала во время экскурсии;
2) определение растений, обработка, оформление в лаборатории собранного материала и записи соответствующей главы дневника, отчета.
Во время практики надо всегда помнить об охране природы. Собирая растения, нельзя портить и уничтожать их бесцельно; надо брать только необходимое количество растений. Нельзя брать с одного места много растений, которые в данной местности встречаются редко. Нельзя во время экскурсии портить и собирать, без разрешения растения в заповедниках, ботанических садах и в искусственных насаждениях. Категорически запрещается срывать виды растений, занесенные в «Красную книгу», но о их местонахождении необходимо указывать в отчете. Следует иметь в виду, что летняя студенческая практика по ботанике, проводимая в течение нескольких лет на одной и той же местности, ведет к уничтожению или резкому сокращению встречаемости некоторых видов растений. Это следует всегда помнить и не срывать лишние экземпляры растений.
Экскурсию обычно проводят в первую половину дня; продолжается она в зависимости от маршрута 3-4 ч. Во вторую половину дня студенты самостоятельно оформляют собранный материал (закладывают растения в сетки, делают записи в дневнике и отчете).
Каждый студент должен иметь при себе следующие предметы экскурсионного снаряжения:
1) тетрадь или блокнот в твердом переплете для записей;
2) карандаш (простой), привязанный на шнуре;
3) бумажные этикетки или маленький блокнот с отрывными листками;
4) карманную лупу, привязанную на шнуре вместе с карандашом;
5) ботаническую железную копалку, или широкий кухонный нож, или маленькую лопатку;
6) экскурсионную (картонную) папку или гербарную сетку (с запасом гербарной бумаги) на тесьме через плечо;
7) запас гербарной бумаги. Лучшей бумагой для сушки растений является фильтровальная, обычно же используют газеты. Проклеенная (глянцевая) бумага для гербаризации непригодна. Бумага в папке должна быть заготовлена в виде так называемых рубашек, то есть сложенных пополам газетных листов.
8) очень желательно иметь в каждой академической группе студентов хотя бы по одному фотоаппарату.
Содержание занятий