Динамическое равновесие

При выполнении пранаямы следует сидеть лицом на север или восток: первое положение способствует устойчивости ума, а второе – взращиванию познаний. В пранаямах, предполагающих задержку дыхания с помощью пальцев, используется Шанка‑мудра, которую называют также Вишну‑мудрой. Указательный и средний пальцы подгибаются к середине ладони, а три остальных остаются выпрямленными. Большим пальцем зажимается правая ноздря, а мизинцем, в ноготь которого упирается кончик безымянного пальца, создавая дополнительное давление, – левая ноздря. Любая пранаяма и даже отдельный цикл пранаямы начинается с «удаления нечистоты», для чего зажимается правая ноздря и делается продолжительный выдох через левую.

Подготовительная Вишая‑вритти‑пранаяма способствует установлению динамического равновесия. Начинать нужно со счета 12 секунд, поэтому первый цикл выглядит следующим образом. Открывается правая ноздря (а левая, соответственно, зажимается), и выполняются три вдоха‑выдоха, где выдох равен по продолжительности вдоху и составляет 12 секунд. Затем зажимается правая ноздря и делаются три вдоха‑выдоха через левую ноздрю, после чего руку можно опустить. Цикл завершен, а всего в течение одного периода практики нужно сделать 10 циклов. Поскольку пранаяма предполагает введение задержки дыхания, она добавляется на следующий день, так что пропорция дыхания в целом составляет 12:12:12. На следующий день длина вдохов и выдохов увеличивается до 18 секунд. Дальнейшее освоение данной пранаямы состоит в увеличении задержки, тогда как вдох и выдох неизменно составляют по 18 секунд. К задержке добавляются всякий раз по 6 секунд, и две последующие пропорции составляют 18:24:18 и 18:30:18.

Теперь мы подробнее рассмотрим вышеупомянутую технику Нади‑шодхана‑пранаямы, где состояние «динамического равновесия» углубляется. От предыдущей данная пранаяма отличается лишь тем, что дыхательные циклы не группируются по три с каждой стороны. Обе ноздри действуют попеременно: вдох справа, задержка, выдох слева. В пропорции среднее звено увеличивается точно так же: сначала 18:18:18, затем 18:24:18 и наконец 18:30:18. Однако чередование продолжается не сколь угодно долго (хотя в шивананда‑йоге эта пранаяма считается безопасной в смысле «передозировки»), а всего шесть раундов. После завершения шестого раунда выдохом вправо делается пауза, и следующий цикл начинается с удаления нечистоты через левую ноздрю. Всего за одно занятие выполняется 10 циклов.

И, наконец, в качестве последней техники приведем Шакти‑чадана‑пранаяму, предназначенную для реализации основной цели йоги – поднятия энергии кундалини. Выполнение данной техники приводит к пробуждению высших чакр и полному освобождению от обусловленного человеческого существования. Кундалини, или «змеиная сила», покоится в основании позвоночника, свернувшись тремя кольцами, символически представляющими три гуны, или качества проявленного мира, находящихся в непрерывном взаимодействии и относительном динамическом равновесии. При возрастании силы устанавливается и распространяется полный покой. Тем самым человек, обретя силу полностью очистить свое сознание, волен создавать и поддерживать динамическое равновесие в любых формах.

Шакти‑чадана очень похожа на Нади‑шодхану, но пропорция дыхания в ней асимметрична, вдохи и выдохи справа короче, чем вдохи и выдохи слева, что и способствует развитию силы. Пропорция дыхания составляет на начальном этапе 6:24:12 в одну сторону и 12:24:6 – в другую сторону. Это означает, что при чередовании ноздрей делается вдох справа продолжительностью 6 секунд, затем задержка на 24 секунды, а после выдох влево на 12 секунд. Далее в обратном направлении: вдох слева на 12 секунд, задержка на 24 секунды, выдох вправо на 6 секунд. Пропорция наращивается прибавлением к вдоху сначала по две секунды, а потом по одной. Таким образом, мы получаем следующие соотношения: 8:32:16 и 16:32:8; 10:40:20 и 20:40:10; 11:44:22 и 22:44:11; 12:48:24 и 24:48:12. Как правило, этого достаточно.

Полный курс называется мандалой пранаямы и строится в самостоятельной практике следующим образом. Всего предполагаются две мандалы по 48 дней. Каждое утро и каждый вечер выполняется Шакти‑чадана по 20 раз, причем именно в последней пропорции 12:48:24 и 24:48:12. Непосредственно перед ней должны выполняться подготовительные пранаямы – Вишама‑вритти и Нади‑шодхана, не более трех раз каждая. Вторая мандала также составляет 48 дней. При необходимости путешествовать – лучше отложить всю мандалу на более поздний срок.

Если вам вообще серьезные занятия пранаямой покажутся слишком сложными, вы можете ограничиться вариантом Нади‑шодхана‑пранаямы, приведенным в разделе для релаксации. Единственное дополнение – одинаковые задержки дыхания после вдоха и выдоха, длину которых нужно постепенно равномерно увеличивать. И, конечно, не помешает воспользоваться растениями, ароматы которых помогают поддерживать динамическое равновесие. Ароматические специи подходят для равномерного развития восприятия и внутреннего видения. Они развивают прана‑агни, т. е. наиболее тонкую составляющую энергии, что очень полезно для пранаямы. К ним относятся чайное дерево, эвкалипт, тимьян, шалфей, камфара, мята, корица, имбирь, тулси.

Чайное дерево

Видовое название растения, из которого получают «чайное масло» – мелалеука альтернифолиа. Масло имеет теплый, свежий камфарный и немного пряный аромат. Большая часть видов мелалеук произрастает в западной части Австралии, где эти растения образуют красивейшие цветущие заросли. Все они – кустраники, реже деревья высотой около 9 м, все обладают нежным ароматом. Кроны у мелалеук плотные, тенистые, листья могут быть продолговатыми, узколинейными или почти нитевидными. Красивые белые или розовато‑лиловые цветы с яркими тычинками собраны в плотные головчатые или ершиковидные соцветия. На месте опыленных цветов образуются плоды, которые со временем одревесневают и остаются на ветвях по несколько лет. Мелалеуки – растения редкие, но они уже не недоступны, их можно купить. Комнатные мелалеуки (миртовый вереск) славится великолепным цветением на поникающих ветвях.

Манука (лептоспермум прутьевидный) является национальным растением Новой Зеландии и традиционным лечебным средством племени маори. У себя на родине это небольшое вечнозеленое дерево, сильно разветвленное, с небольшими очередными листьями и располагающимися поодиночке в листовых пазухах белыми цветами, источающими нежный приятный запах. Основное время цветения – ранняя весна. В продаже встречается в виде горшечного растения с белыми, розовыми или карминно‑красными цветами, простыми или махровыми.

Всем этим растениям требуется яркое освещение (но без горячих солнечных лучей), свежий воздух. Полив должен быть регулярным, без пересушки почвы, что сразу приводит к сбрасыванию листвы, а иногда и к гибели растения. Поливают только мягкой водой (растения не выносят кальция), необходимо частое опрыскивание кроны. В тёплое время года полив обильный, в холодное – умеренный. Зимой рекомендуется прохладное содержание. Пересаживают растения весной, рекомендуемый субстрат: дерновая, листовая земля, торф, перегной, речной песок (3:1:1:1:1). Весной и летом требуется регулярное удобрение.

«Чайные деревья» легко переносит целенаправленную стрижку в течение года, которая позволяет сформировать красивую крону. Сеянцы можно стричь до пяти‑шестилетнего возраста без ограничений, потому что, только достигнув этого возраста, они зацветут. Взрослые цветущие растения весной и летом не обрезают – это помешает цветению. Размножают семенами или черенками в теплице, но это весьма проблематично: все миртовые укореняются с трудом.

Эвкалипт

Родина эвкалиптов – Австралия, где они чрезвычайно разнообразны: в основном это деревья, но есть и кустарники. Листья на молодых побегах супротивные, мягкие, покрыты толстым слоем воска, яйцевидные, сидячие. На более старых ветвях они располагаются очередно, на черешках, становятся кожистыми, серповидно изогнутыми. Цветы собраны по 10–12 штук, имеют невзрачный венчик, зато большое количество ярких тычинок. Эвкалипты – вечнозеленые растения, но вместо листьев могут менять верхний слой коры, которой превращается в лохмотья и опадает.

Эвкалипт можно выращивать в комнате, но только из семян, ибо взрослые растения в продаже почти не появляются. Семена эвкалипта очень мелкие, их высевают в плошки по поверхности увлажненной смеси легкой перегнойной земли с песком и слегка вдавливают. Первые 3–4 дня поливать семена не следует. На 5‑10 день появляются всходы. Молодые сеянцы эвкалипта требуют много света и чистого воздуха, не переносят чрезмерной влаги. Когда на всходах появится по 4 листочка, их осторожно, не повреждая корешки, пересаживают в горшки. После посадки поливают, потом не поливают 3–4 дня, а в дальнейшем полив нужен регулярный, чтобы земля была влажная (но не мокрая).

Через три‑четыре недели после посадки можно выставить растение на постоянное место. Эвкалипты нуждаются в прямом солнце, их выращивают на южных окнах. Эти растения – настоящие «насосы», они потребляют много воды, и нужно следить, чтобы почва не пересыхала. Однако зимой следует соблюдать осторожность в поливе, избегая переувлажнения. Пересаживают растения каждый год. Обычно продают семена относительно низкорослых видов эвкалипта, но вполне вероятно, что через 5–6 лет дерево упрется верхушкой в потолок, и придется заменить его новым сеянцем.

Для лечебных целей собирают старые серповидные листья в течение всего лета и осени. Листья сушат на открытом воздухе. Если вам не удалось вырастить эвкалипт, то его листья без труда можно купить в аптеке.

Тимьян

Разные виды тимьяна выращивали еще в Древнем Египте для ароматизации смол, используемых при бальзамировании. В лекарственных целях широко используются тимьян ползучий (чабрец) и тимьян обыкновенный. Тимьян ползучий распространен почти по всей территории России, а также в Тибете, Индии и Северной Америке. Маленький полукустарничек 10–15 см в высоту отличается стелющимся по земле стеблем, образует дерновинки. Листья мелкие, до 1 см длиной, на коротких черешках. Цветки розовато‑лиловые, собраны в головчатое соцветие. Все растение имеет сильный специфический запах. Цветет с июня (мая) до августа (сентября). Имеет садовые сорта с белыми, розовыми и карминовыми цветками, а также пестролистные формы.

Растение требует солнечного местоположения, но мирится с небольшим затенением. Почвы необходимы дренированные, без застоя воды, с щелочной или нейтральной реакцией. Хорошо развивается на бедных супесчаных и песчаных почвах. Тимьян неприхотлив и засухоустойчив. Посадку можно проводить в любое время, но не поздней осенью, так как растения должны хорошо укорениться до морозов. Если кустики тимьяна регулярно подрезать, они будут плотными и компактными. Делают это ранней весной или после цветения, укорачивают побеги примерно на две трети, до одревесневшей части. Наиболее просто размножение делением куста. Для деления куст выкапывают, разбирают корни и аккуратно разделяют растение на части.

Для лекарственных целей собирают цветущую траву, предпочтительно верхушки с соцветиями. Связанную в пучки или разложенную траву сушат в полутени на воздухе или в сушилках при температуре не выше 35 °C. Чаще всего делают чай, который пьют с медом.

Глава 4

Травы для медитации

Оздоровление и омоложение – дело хорошее, если вы за время пребывания в человеческом теле еще не забыли, зачем вы здесь находитесь. Конечная цель йоги должна выступать изначальным ориентиром, иначе неясно, чем мы вообще занимаемся. Цель хатха‑йоги (асаны и пранаямы) – подготовка к раджа‑йоге, то есть достижению самадхи. Полное сосредоточение сознания путем медитации приводит к освобождению от обусловленности человеческого существования. Парадоксально, но в современном мире хатха‑йогу пропагандируют с прямо противоположной целью – придать органам чувств и органам действия способность интенсивнее взаимодействовать с внешним миром, нещадно эксплуатируя повысившуюся чувствительность. Подлинная цель хатха‑йоги состоит в вырабатывании отрешенности от тела при всем умении владеть им в совершенстве, а не доходя до патологической фиксации на телесных функциях.

Если все‑таки мы намерены двигаться путем йоги к цели, однозначной в выбранном направлении или многомерной при осуществлении синтеза, то место хатха‑йоги определено достаточно ясно. Выполняя асаны и пранаямы, важно помнить следующее. Асанам предшествует правильная организация внешнего поведения в социуме. А за пранаямой следует правильная организация внутреннего духовного пространства. Другое дело, что самостоятельное осмысление пути приводит к проявлению новых аспектов самого пути, отсюда и большое число разных школ хатха‑йоги. Поэтому даже самадхи как конечная цель йоги тоже понимается по‑разному, и это следует учитывать. Поначалу мы лишь примерно понимаем, в чем состоит наша цель, и различаем ее весьма смутно – просто как ориентир.

Наши рекомендации