Задания и порядок работы. I. Весенние явления в жизни древесных растений
I. Весенние явления в жизни древесных растений.
1. Определить дату начала сокодвижения у клена остролистного и березы. Сокодвижение у клена остролистного и березы отмечают датой, когда у 2-3 деревьев (взрослые) из заранее сделанного прокола или надреза в коре до древесины (на высоте 1,5 м с южной стороны) впервые появляются капли сока. Прокол следует сделать в начале марта у клена, в середине марта у березы, Чтобы зафиксировать сокодвижение, надо каждый день навещать эти деревья. После регистрации начала сокодвижения отверстие надо замазать садовым варом или глиной.
2.Отметить сроки набухания почек у разных древесных пород.
3.Определить дату начала и полного облиствениия деревьев и кустарников. Облиствение отмечается датой, когда у 2-3 растений данного вида на побегах появляются первые листья с уже развернувшейся листвой пластинкой.
4. Выделить цветущие деревья и кустарники:
а) до распускания листьев.
б) одновременно с распусканием листьев.
в) после распускания листьев.
Чем объяснить цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников до распускания листьев?
г) начало цветения: отмечают день, когда у 2-3 экземпляров данного вида появляются цветки с полностью раскрывшимся венчиком у насекомоопыляемых видов или начинают пылить пыльники у ветроопыляемых.
д) массовое цветение наблюдается тогда, когда зацвело не менее 50% растений данного вида.
е) конец цветения отмечают по последним цветущим 2-3 экземплярам.
5. Выявить способы опыления деревьев и кустарников.
6. Изучить особенности цветения ветроопыляемых цветков:
- образование многочисленных тычиночных соцветий, раскачивающихся от ветра;
- обильное образование сухой и мелкой пыльцы с гладкой оболочкой (рассмотреть под микроскопом);
- образование однополых цветков и соцветий у однодомных и двудомных деревьев и кустарников;
- строение тычиночных и пестичных цветков, слабое развитие околоцветников или замена его прицветными чешуйками, невзрачная окраска цветков, отсутствие нектара;
- образование крупных, ветвистых или снабженных волосками липких рылец, улавливающих пролетающую пыльцу;
- сравнить цветки и соцветия ольхи и орешника, тополя и клена остролистного, березы и дуба, зарисовать их;
- собрать коллекцию – гербарий цветущих веток деревьев и кустарников.
7. Изучить строение тычиночных и пестичных цветков и соцветий различных видов ивы и зарисовать:
- проследить и описать поведение пчел и шмелей на цветках ивы.
- собрать гербарий цветущих веток ивы.
8. Рассмотреть и зарисовать строение пестичных, тычиночных и обоеполых цветков клена остролистного и отметить:
а) способ опыления,
б) какие насекомые опыляют.
9. Рассматривая распускающиеся почки у клена остролистного, сирени, липы, яблони, шиповника установить происхождение почечных чешуй. Выяснить, у всех ли растений почечные чешуи одинакового происхождения (объяснение в тексте). Зарисовать переход почечных чешуй у клена, липы, яблони, шиповника.
10. Рассмотреть строение почки и проследить рост побега в длину. Отметить 5 побегов этикетками или цветной ниткой в начале его появления из почки и измеряют сантиметровой линейкой его прирост в длину вначале весны через 3 дня, а затем 5, когда будет видно, что прирост в длину почти прекратился. Следует отметить продолжительность (в днях) роста элементарного побега весною, а также срок окончания прироста в длину.
11. Наблюдать как происходит рост листовой пластинки и сколько времени растет. Для этого на контрольных побегах берут под наблюдение 5 листьев, сразу после выхода их отмечают цветными нитками, на пластинке наносят равномерно сеточку тушью, примерно через 1 мм, в последующем ежедневно наблюдают увеличение расстояний между черточками.
Можно сантиметровой линейкой измерять длину черешка и пластинки листа. Данные заносят в дневник наблюдений и затем подсчитывают продолжительность роста листьев в днях. Нетрудно убедиться, что увеличение размера листьев происходит лишь в течение небольшого отрезка времени, причем удлинение черешка продолжается обычно дольше, чем увеличение размеров пластинки того же листа, чем обеспечивается образование листовой мозаики.
12. Одновременно с наблюдением роста побегов и листьев проследить изменение окраски листьев после выхода из почки и другие приспособления для предохранения от неблагоприятных явлений весны. Изготовить феногербарий листьев дуба, орешника, клена остролистного, березы, где будут видны все изменения формы, величины, цвета и другие особенности листьев, возникающие с возрастом.
13. Найдите на почве проростки разных древесных растений. Сравните семядоли клена остролистного, дуба, рябины, липы с листьями взрослой генерации. Зарисуйте проростки обнаруженных деревьев.
II. Весенние явления в жизни многолетних травянистых растений:
1.Выяснить, благодаря каким условиям происходит подснежное развитие растений:
- Каково состояние почвы рано весной (мерзлая, полумерзлая, талая)?
- Какова обеспеченность почвы влагой?
- Какова температура поверхности почвы под снегом?
2. Осторожно, чтобы не повредить растения и проростки очистить от снега участок 50х50 см и выяснить способы прорастания и выхода на поверхность побегов ранневесенних растений:
- зарисовать проростки всех видов растений, показав на рисунке формы проростков и все их органы, обратив внимание на морфологические особенности первых листочков;
- описать окраску проростков;
- отметить высоту проростков, количество листочков, опушенность и т. д.
3. Определить в какой фазе цветения находится растение в данный момент. Разобрать строение цветков травянистых раннецветущих растений: ветреницы, лютика кашубского, хохлатки, гусиного лука, медуницы, копытня, мат-и-мачехи, пролесника многолетнего. Описать строение цветков и зарисовать внешний вид; назвать способы опыления. Написать формулы цветков.
4. Наблюдать посещение цветков раннецветущих травянистых растений насекомыми:
- изменение окраски венчика у медуницы;
- явление гетеростилии у медуницы и первоцвета;
- выделение нектара в основании венчика цветков;
- виды насекомых, посещающих цветки раннецветущих;
- интенсивность посещений розовых и голубых цветков медуницы. Для этого выделить 2 группы наблюдателей, одна – ведет наблюдение за розовыми цветками, другая – за голубыми в единицу времени. Затем подводятся итоги и делается вывод.
5. Выявить причину раннего цветения у травянистых растений широколиственного леса.
6. Описать и зарисовать подземные органы: корневища у мат-и-мачехи, копытня, пролесника; луковицу у гусиного лука, корневые клубни у чистяка; клубнелуковицу у хохлатки.
7. Определить видовой состав раннецветущих травянистых растений широколиственного леса.
III. Ознакомиться со строением и биологией хвощей.
IY. Выявить раннецветущие осоки и злаки и изучить особенности их строения.
Примечание. Во время экскурсий по наблюдению сезонных изменений необходимо вести дневник. Все полевые записи обязательно делать аккуратно на месте работы простым карандашом или шариковой ручкой без всяких черновиков. Ручку, лупу для удобства привязать на шнурке и надеть на шею.
Фенофазы отмечают такими значками:
- вегетация до цветения.
ˆ бутонизация.
) зацветание.
О полное цветение.
( отцветение.
+ незрелые плоды.
= вегетация после цветения.
Примерная схема описания цветка: тип и вид соцветия. На цветоножке или сидячий, правильный (актиноморфный) или неправильный (зигоморфный); обоеполый или однополый. Околоцветник простой или двойной. Чашечка (Са)6 число, расположение чашелистиков, раздельная, сростнолистная, опушенная, голая.
Венчик (Со): число и расположение лепестков, раздельно- и сростнолепестный. Форма венчика. Окраска.
Андроцей (А): число тычинок, их форма, расположение, свободные, сросшиеся.
Гинецей (G): число пестиков, расположение в цветке. Цветоложе (выпуклое, плоское, вогнутое), положение завязи (верхняя, нижняя, среднее и т. д.).
Приспособления к перекрестному опылению: гетеростилия – разностолбчатость, ветроопыление, насекомоопыление, самоопыление.