Погруженные в воду растения
Строение этой группы растений особенно характерно для водной среды. Корни и побеги этих растений полностью погружены в воду, но цветение происходит над водой. Одни из них свободно плавают в воде (пузырчатка обыкновенная, ряска трехдольная), другие укореняются в грунте водоема (многие рдесты, элодея). К этой группе относятся и водоросли (спирогира, кладофора, хара и др.).
Наибольшее распространение в наших водоемах имеет элодея канадская, или водяная чума. Побеги ее достигают 3 м, погружены в воду. Соприкасаясь с грунтом, они укореняются при помощи придаточных корней. Элодея двудомное растение, но у нас встречаются преимущественно пестичные (женские) экземпляры. Размножение этого растения происходит интенсивно боковыми побегами. Каждый боковой побег, отделившись от растения, может дать начало новым зарослям элодеи (отсюда название водяная чума).
Подводный образ жизни ведет рдест курчавый. Растет он в проточной воде. В начале июня из зимующих на дне водоема почек рдеста развиваются подводные ползучие укореняющиеся побеги, дающие многочисленные вертикальные веточки. Длина их может достичь 1 м. Края удлиненных и тонких листьев рдеста своеобразно сморщены (отсюда и название «курчавый»), что защищает лист от механического воздействия текучей воды. Устьица в эпидермисе листа отсутствуют, обмен веществ идет через всю поверхность, как листа, так и стебля. В стебле и листе рдеста много воздушных полостей. Цветочный колосок рдеста поднимается над водой, а плоды и семена созревают в воде.
В стоячих мелких водоемах можно найти интересное насекомоядное растение – пузырчатку обыкновенную. На погруженных в воду побегах этого растения образуются сильно рассеченные листья, часть которых превращена в маленькие пузырьки. Когда мелкие водяные насекомые попадают в эти пузырьки, они погибают там и постепенно перевариваются, обогащая пузырчатку необходимыми для ее жизни веществами. В середине лета пузырчатка цветет. Над водой поднимаются желтые цветки, над водой же созревают плоды.
Погруженные в воду растения имеют санитарное значение для водоемов – очищают их от углекислоты и обогащают кислородом.
Иллюстративный материал к данной экскурсии приведен ниже.
Рис.18 Растения водоемов:
А – элодея канадская;1 – пестичный цветок; Б – пузырчатка обыкновенная: 1 – соцветие; 2 –ловчие пузырьки; 3 – сильно увеличенный ловчий пузырек; В – рдест плавающий; Г – рдест курчавый.
Рис.19 Растения водоемов
А – водокрас лягушачий; Б – кувшинка чистобелая: 1 – переход тычинок в лепестки; 2 – плод; В – кубышка желтая: 1 – чашелистик; 2 – лепесток; 3 – тычинка; 4 – пестик; 5 – листовые рубцы на корневище; Г – телорез алоэвидный: 1 – дочерний вегетативный побег; Д – ряска трехдольная; Е – ряска малая; Ж – многокоренник.
Рис.20 Прибрежные растения
А – стрелолист обыкновенный: 1 – надводные листья; 2 – тычиночный цветок; 3 – пестичный цветок; 4 – столон с клубеньком; Б – частуха подорожниковая; В – сусак зонтичный; Г –калужница болотная.
Рис.21 Прибрежноводные растения:
1 – тростник обыкновенный; 2 – камыш озерный; 3 – сусак зонтичный; 4 – рогоз широколистный; 5 – частуха подорожниковая; 6 – стрелолист обыкновенный; 7 – омежник водный; 8 – поручейник широколистный; 9 – ежеголовник простой; 10 – хвощ приречный.
Рис.22 Водные растения
1 – рдест пронзеннолистный; 2 – рдест плавающий; 3 – кувшинка чистобелая; 4 = кубышка желтая; 5 – элодея канадская; 6 – водяная сосенка; 7 – водокрас обыкновенный, или лягушечник; *8 – лютик жестколистный; 9 – ряска трехдольная; 10 – пузырчатка обыкновенная; 11 – рдест блестящий; 12 – роголистник темно-зееный.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Филоненко-Алексеева А. Л., Нехлюдова А. С., Севостьянов В.И. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
2.Гуленкова М.А., Красникова А.А. Летняя полевая практика по ботанике. М.: Просвещение, 1976 г.
3.Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1985 г.
4.Яромир Покорны. Деревья вокруг нас. Прага: Артия, 1980 г.
5.Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии. М.: Просвещение, 1980 г.
Содержание
Введение……………………………………………………..…..…3
Программа полевой практики по биологии растений…...…….5
ТЕМА 1.Сбор и лабораторная обработка растений…....………7
ТЕМА 2. Фенологические наблюдения над растениями….……8
ТЕМА 3. Биоморфологическая характеристика растений……13
ТЕМА 4. Растения весной……………………….……………15
ТЕМА 5. Растения леса…………………………………….19
ТЕМА 6. Водная и прибрежная растительность……………..44
Литература…………………………………………………..66
Приложения………………………………..…………………68
Приложения
Приложение 1.
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.