Рабочая программа полевой практики по ботанике
Г.С.Лялин, О.Е.Насакин
УЧЕБНО-ПОЛЕВАЯ ПРАКТИКА ПО БОТАНИКЕ
Учебное пособие
Чебоксары 2011
ББК 28.56
УДК 58
Л 972
Рецензенты:
доктор биологических наук, профессор, декан факультета естествознания и дизайна среды Чувашского госпедуниверситета им. И. Я. Яковлева В. А. Алексеев;
доктор биологических наук, профессор кафедры земледелия ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» Н. А. Кириллов.
Лялин Г. С.,Насакин О.Е.
Л 972 Учебно-полевая практика по ботанике: Учебно-методическое пособие для студентов фармацевтического отделения. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 218 с.: ил.
ISBN 5 – 7677 – 0719 - 7
В пособии дается краткое описание широколиственных, сосновых, луговых, болотных растительных сообществ, водно-прибрежной и сорной растительности а также описаны осенние, зимние и ранневесенние экскурсии. Представлены задания и порядок выполнения работ непосредственно в природе во время экскурсии. Приведены списки охраняемых и исчезающих и лекарственных растений по каждому типу растительности.
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
Отв. редактор: д-р фарм. наук, профессор В.П.Шевердов
ISBN 5 – 7677 – 0719 - 7
© Лялин Г. С., 2011
Введение
Ботаника в высшем фармацевтическом образовании является общетеоретической базисной дисциплиной в системе подготовки фармацевтов. Важное значение в этой системе служит летняя учебно-полевая практика по ботанике. Полевая практика является продолжением учебного процесса, создавая базовую основу для прохождения курса фармакогнозии, что является специальным предметом в обучении провизора.
Цель полевой практики. 1. Закрепить и расширить знания морфологии, экологии и фитоценологии местной флоры и растительности.
2. Приобрести навыки и умения сбора и гербаризации растений, определения и описания растений разнообразных групп, проведения анатомо-морфологического описания растений, описания и определения фитоценозов, знать русские и латинские названия лекарственных растений.
3. Уметь диагностировать полезные, лекарственные и ядовитые виды растений, распознавать возрастные особенности растений в процессе онтогенеза.
4. Исходя из норм поведения провизора, способствовать проведению в жизнь законы об охране редких и исчезающих видов растений.
Студенты должны знать: - биологические закономерности развития растительного мира и распространения растений;
- основы экологии, фитоценологии и географии растения;
- разнообразие морфологических и анатомических структур органов растений, их приспособительные особенности по отношению к разным факторам окружающей среды;
- редкие и исчезающие виды растений, подлежащие охране и занесенные в «Красную книгу»;
- диагностические признаки растений, которые используются при определении сырья.
Студенты должны уметь: - самостоятельно работать с ботанической литературой, анализировать прочитанное и результаты использовать для решения практических задач;
- собрать, сушить, монтировать гербарий лекарственных видов и определить их;
- проводить геоботаническое описание лесного и лугового фитоценозов;
- проводить морфолого-анатомическое описание тканей и органов лекарственных растений;
- готовить временные микропрепараты, используя необходимые для этого реактивы;
- работать с микроскопом и бинокуляром;
- по комплексу морфолого-анатомических признаков, характеру местообитаний определять экологические признаки лекарственных видов растений; уметь диагностировать полезные, лекарственные и ядовитые виды растений;
- распознавать возрастные особенности растений в процессе онтогенеза;
- проводить основные мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов растений; рационально использовать природные популяции хозяйственно-ценных (в т. ч. лекарственных) видов растений.
Студенты должны владеть: - навыками сбора, сушки, гербаризации лекарственных растений;
- навыками идентификации растений;
- навыками диагностики морфологических и анатомических признаков растений.
Основными видами деятельности в ходе полевой практики являются экскурсии в различные фитоценозы Чувашии и последующая камеральная обработка собранного материала в лаборатории, выполнения самостоятельных наблюдений и индивидуальных работ (тематических коллекций и гербария). Индивидуальную работу студенты выполняют на протяжении всех дней практики (наблюдения в природе, сбор материала и его обработка, работа с литературой и т.д.). Методически полевая практика является одной из наиболее сложных форм учебной работы. Экскурсии в природу представляют собой такую форму обучения, которая не может быть заменена никакой другой. Ход и результаты экскурсий зависят от условий и места их проведения, экскурсии всегда индивидуальны и практически почти неповторимы, поэтому студенты не должны пропускать ни одну экскурсию. Изучение в процессе полевой практики биоморфологических особенностей и приспособительных черт строения растений, знакомство с основными принципами охраны природы и «красно книжными» видами местной флоры и конкретными представителями некоторых систематических групп растений служит фактической базой для последующего изучения систематики.
Экскурсии обычно предшествует инструктаж, проводимый преподавателем, в ходе которого студенты знакомятся с правилами поведения, кратким содержанием темы, необходимым оборудованием, а также планами обработки материала экскурсии, для того, чтобы быть готовым к проведению самостоятельных наблюдений.
Во время экскурсии и камеральной обработки преподаватель полностью отвечает за здоровье и безопасность студентов. Инструктаж включает в себя следующее:
1.У всех студентов одежда и обувь должны быть по сезону, легкие, удобные, защищающие от влаги, холода, насекомых и др. На летних экскурсиях обязательно иметь легкий головной убор от солнца (кепку, панамку, шляпу или платок). Иметь с собой кипяченную воду для питья и смачивания тряпки при солнечном ударе. Для питья следует использовать только чистую родниковую или колодезную воду без примесей, имеющую обычные запах и цвет.
2. Правильно ходить в лесу, не причиняя ущерба друг другу; если в лесу идут цепочкой, то расстояние между студентами должно быть не менее 1 м; необходимо ветки придерживать рукой, чтобы они не ударили сзади идущего. Осторожность следует проявлять у крутых берегов, обрывов, уступов – здесь возможен обвал.
3. Необходимо правильно вести себя в природе: не шуметь в период гнездования птиц, не стучать по деревьям и не ломать ветки, не рвать цветы для букета, после отдыха не оставлять мусора, их следует закопать в землю или сжечь. Пищевые отходы можно оставлять на видном месте как угощение диким животным.
4. Осторожно обращаться с режущими предметами (ножи, лопатки, секатор и др.), веревками, линейками и др.
5. Выработать привычку не брать в рот растения (они могут быть ядовитыми, загрязненные, зараженные возбудителями и паразитами). Профилактика отравления ядовитыми растениями сводится к следующему:
- нельзя есть, даже пробовать дикорастущие ягоды, плоды, корневища, если нет уверенности, что они съедобны;
- после сбора гербария или лекарственных трав следует вымыть руки;
- при отравлении необходимо вызвать у пострадавшего рвоту, дать ему слабительное.
6. Во время экскурсии на болото идти только цепочкой за преподавателем и по проверенным тропам, особо опасаясь заросших мочажин-трясунки.
7. Во время экскурсии на водоем следует прощупывать длинной палкой воду и почву перед собой. Не купаться и не нырять в незнакомых водоемах (камни, коряги, пиявки, змеи и др.).
8. Во время экскурсии, если прикасались к дикому животному, его логово или гнезду, необходимо вымыть руки. У человека и животных более 150 общих болезней.
9. Во время камеральной обработки соблюдать осторожность в обращении с препаровальными иглами, ножницами, иголками, клеем и другими предметами.
Рабочая программа полевой практики по ботанике
Введение. Знакомство студентов с задачами и с характером местной растительности. Понятие о массовых и редких видах растений. Правила бережного отношения к растительному покрову.
Методика гербаризации (сбора и сушки) растений. Методика морфобиологического описания.
Понятие о жизненных формах растений и экологических группах. Фитоценозы и их основные признаки. Практическое значение различных групп растений.
2. Растения широколиственного и хвойного леса. Основные жизненные формы леса. Видовой состав. Ярусное строение лесного сообщества, сомкнутость крон, высота деревьев. Подрост древесных пород. Кустарниковый и травяной ярусы. Лесная подстилка. Нарастание деревьев в высоту и толщину. Годичный прирост. Укороченные и удлиненные побеги. Определение возраста ветвей. Моноподиальное и симподиальное системы побегов. Эколого-морфологические различия листьев. Типы листорасположения. Листовая мозаика. Отношения различных пород к свету. Цветение и плодоношение, семена и плоды деревьев и кустарников. Вегетативное размножение и возобновление деревьев и кустарников. Биоморфологические особенности и отличия древесных и травянистых растений лиственных и хвойных лесов. Охраняемые и лекарственные растения лесов.
3. Растения луга. Экологические типы лугов. Структура луговых фитоценозов. Основные жизненные формы растений луга. Кущение и его типы. Побегообразование у злаков. Длинно- и короткокорневищные, кистекорневые, рыхлокустовые и плотнокустовые, стержнекорневые, многолетние корнеотпрысковые растения. Моно- и поликарпические, одно- и двулетние растения. Особенности корневых систем у бобовых, явление симбиоза. Вегетативное возобновление и размножение растений луга. Строение цветков и соцветий. Приспособления к опылению. Типы плодов и приспособления к распространению. Ядовитые и лекарственные растения луга.
4. Растения пресноводных водоемов и прибрежий. Вода как среда обитания растений. Высшие и низшие водные растения. Растения водоемов с проточной водой. Водоемы со стоячей и медленно текущей водой. Погруженные, плавающие и береговые растения. Специфические черты мест их обитания и приспособительные черты строения: изменчивость в связи с изменением экологической обстановки. Особенности анатомического строения листьев и стеблей гигрофитов, гидрофитов. Приспособление к перезимовке. Вегетативное размножение. Некоторые закономерности в зависимости от условий увлажнения. Лекарственные и охраняемые растения водоемов и прибрежий.
5. Растения болот. Образование болот. Верховые и низинные болота. Условия жизни растений на болотах. Образование торфа. ЖФР низинных и верховых болот. Приспособительные особенности: вечнозеленость, ксероморфизм и др. Насекомоядные растения сфагновых болот. Лекарственные растения и охрана флоры болот.
6. Культурные и сорные растения (растения поля, сада, огорода). Плодовые и ягодные культуры (яблоня, вишня, груша, слива, терн, ирга, боярышник, малина, ежевика, земляника, жимолость, облепиха, смородина, крыжовник и др.). Зерновые культуры (рожь, пшеница, овес, ячмень, кукуруза, просо, гречиха и др.). Зернобобовые культуры (горох, фасоль обыкновенная, бобы русские, чечевица съедобная, соя и др.). Овощные огородные и бахчевые культуры (томат, огурцы, морковь, капуста, репа, турнепс, ревень, луки, спаржа, арбуз, дыня, тыква и др.). Крахмалоносные и инулиновые культуры (картофель, батат, маниок, земляная груша-топинамбур, цикорий и др.). растения, дающие жирные масла (лен, мак, конопля, подсолнух, соя, сурепка, рапс, горчица, арахис, миндаль, кунжут, клещевина, маслина, пальма). Пряновкусовые растения (кориандр, лук-резанец, любисток, мята перечная, огуречная трава, шалфей лекарственный, тимьян, рута обыкновенная, мелисса лимонная, настурция, одуванчик, кервель, иссоп, петрушка, сельдерей, анис, укроп, хрен и др.). Кормовые растения (клевера, люцерна, вика, донники, мятлики, тимофеевка, овсяница и др.). Растения, дающие стимулирующие вещества (табак-махорка, мак снотворный, лимонник китайский, виды актинидии, элеутерококк, заманиха и др.). Однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
Способы размножения культурных растений.
Сегетальные и рудеральные сорные растения. Способы их размножения.
Лекарственные культурные и сорные растения.
7.1. Растения осенью. Цель осенней экскурсии – изучение процессов подготовки к зиме растений различных жизненных форм в условиях различных фитоценозов.
Состояние деревьев, кустарников, кустарничков и травянистых растений осенью. Осенняя окраска листьев. Листопад, его механизм. Сроки листопада у разных растений в связи с их происхождением и экологией, с возрастом растений. Образование и значение в биогеоценозе листовой подстилки.
Зимующие почки, их строение, степень сформированности побегов. Плодоношение и диссеминация. Способы распространения плодов и семян. Осеннее состояние озимых побегов.
Осеннее цветение растений: список цветущих видов, их систематическая и ценотическая принадлежность. Число цветущих видов в разных сообществах.
7.2. Растения зимой. Цель зимней экскурсии – ознакомить студентов с зимним состоянием растений разных жизненных форм в условиях различных фитоценозов.
Деревья и кустарники. Распознавание их в безлистном состоянии, по коре, почкам, форме кроны, типам побегов и другим признакам. Строение зимующих почек, степень сформированности в них побега будущего года. Вечнозеленые деревья и кустарники, кустарнички, строение их листьев. Выявление растений, у которых плоды и семена опадают зимой. Типы этих плодов. Приспособления их к распространению.
7.3. Растения весной. Цель весенних экскурсий – познакомить студентов с весенним состоянием сообществ, с переходом многолетних растений от состояния покоя к активной вегетации, цветением раннецветущих растений, весенним прорастанием семян.
Деревья и кустарники. Сокодвижение, набухание и развертывание почек деревьев и кустарников в разных условиях. Раннее цветение деревьев и кустарников, биология опыления. Состояние листьев кустарников и травянистых растений при выходе из-под снега (вечнозеленые, зимнезеленые, летнезеленые растения). Связь между временем цветения и степенью сформированности побега в зимующей почке. Характеристика эфемероидов. Прорастание семян и строение проростков травянистых и древесных растений.
Характер весеннего пробуждения растений в разных сообществах, связь с экологическими условиями.
Сроки проведения сезонных экскурсий варьируют в зависимости от местных условий. Необходимо, чтобы собранный на экскурсиях материал был обработан и оформлен в виде записей, зарисовок, гербарий и т.д.