Средства для ингаляционного наркоза

Механизм действия средств для ингаляционного наркоза полностью не ясен. Известно, что препараты этой группы понижают спонтанную и вызванную ак­тивность нейронов различных областей головного мозга. Одной из концепций, объясняющих их механизм действия, является липидная теория. Средства для наркоза относятся к высоколипофильным веществам. Эти соединения легко ра­створяются в липидном бислое мембран нейронов, что приводит к последующим конформационным изменениям ионных каналов и нарушению трансмембранного транспорта ионов. Препараты этой группы повышают проницаемость калиевых и уменьшают проницаемость быстрых натриевых каналов, что соответственно вызывает гиперполяризацию и нарушает процесс деполяризации мембран ней­ронов. В результате нарушается межнейронная передача возбуждения и развива­ются тормозные эффекты. Кроме того, полагают, что средства для ингаляцион­ного наркоза уменьшают выделение ряда медиаторов (ацетилхолина, дофамина, серотонина, норадреналина) в головном мозге.

Чувствительность различных отделов мозга к средствам для наркоза варьиру­ет. Вначале угнетаются синапсы ретикулярной формации и коры головного моз­га, в последнюю очередь дыхательный и сосудодвигательный центры. Это объяс­няет наличие определенных стадий в действии средств для наркоза. Так, в действии этилового эфира выделяют 4 стадии:

I - стадия анальгезии (с лат. an - отрицание, algos — боль) характеризуется
снижением болевой чувствительности, постепенным угнетением сознания (од­
нако пациент еще находится в сознании). Частота дыхания, пульс и артериальное
давление не изменены. К концу первой стадии развивается выраженная анальге­
зия и амнезия (потеря памяти).

II - стадия возбуждения. Во время этой стадии у пациента утрачивается со­
знание, развивается речевое и двигательное возбуждение (характерны немотиви­
рованные движения). Дыхание нерегулярное, отмечается тахикардия, зрачки рас­
ширены, усиливается кашлевой и рвотный рефлексы, вследствие чего возможно
возникновение рвоты. Спинномозговые рефлексы и мышечный тонус повыше­
ны. Стадия возбуждения объясняется угнетением коры головного мозга, в свя­
зи с чем уменьшаются ее тормозные влияния на нижележащие центры, при этом
происходит повышение активности подкорковых структур (в основном средне­
го мозга).




III — стадия хирургического наркоза. Начало этой стадии характеризуется нор­
мализацией дыхания, отсутствием признаков возбуждения, значительным сни­
жением мышечного тонуса и угнетением безусловных рефлексов. Сознание и бо­
левая чувствительность отсутствуют. Зрачки сужены, дыхание регулярное,
артериальное давление стабилизируется, в стадии глубокого хирургического нар­
коза происходит урежение пульса. При углублении наркоза частота пульса меня­
ется, возможны сердечные аритмии и снижение артериального давления. Проис­
ходит постепенное угнетение дыхания. В этой стадии выделяют 4 уровня: 1-й уровень (III,) - поверхностный наркоз; 2-й уровень (Ш2) — легкий наркоз; 3-й уровень (Ш3) — глубокий наркоз; 4-й уровень (Ш4) - сверхглубокий наркоз.

IV - стадия восстановления. Наступает при прекращении введения препа­
рата. Постепенно происходит восстановление функций ЦНС в порядке, обрат­
ном их появлению. При передозировке средств для наркоза развивается аго-
нальная стадия, обусловленная угнетением дыхательного и сосудодвигательного
центров.

Эта последовательность стадий наркоза в полном объеме характерна для диэ-тилового эфира. При применении других ингаляционных средств для наркоза стадия возбуждения выражена в меньшей степени, выраженность стадии аналь­гезии также может быть различной.

Как уже было сказано, существенным фактором в развитии наркоза является неодинаковая чувствительность различных отделов ЦНС к общим анестетикам. Так, высокая восприимчивость к ним нейронов желатинозной субстанции спин­ного мозга, участвующих в проведении болевых импульсов, является причиной анальгезии на I стадии наркоза, когда сознание еще сохранено. Большая устой­чивость нейронов подкорковых структур позволяет поддерживать основные па­раметры жизнедеятельности организма при угнетении коры головного мозга, от­сутствии сознания во время стадии хирургического наркоза.

К средствам для ингаляционного наркоза относятся жидкие летучие вещества галотан, энфлуран, изофлуран. Активность этих средств для ингаляци­онного наркоза очень высока, в связи с чем их введение производится с помо­щью специальных наркозных аппаратов, позволяющих точно дозировать инга-лируемые вещества. Пары летучих жидкостей поступают в дыхательные пути через интубационную трубку, введенную в трахею.

Преимуществом ингаляционного наркоза является высокая управляемость, так как препараты этой группы легко всасываются и быстро выделяются из организ­ма через легкие.

Га л о т а н относится к фторсодержащим алифатическим соединениям. Пред­ставляет собой бесцветную, прозрачную, подвижную, легко летучую жидкость, со специфическим запахом. В связи с тем, что галотан разлагается под действием света, препарат выпускается во флаконах из темного стекла. Галотан при смеши­вании с воздухом не горит и не взрывается.

Галотан обладает высокой наркотической активностью. В смеси с кислородом или воздухом способен вызвать ста­дию хирургического наркоза. Наркоз наступает быстро (че­рез 3-5 мин), без выраженной стадии возбуждения, легко уп­равляем. После прекращения ингаляции пациенты начинают приходить в сознание через 3—5 мин. Галотан обладает дос­таточной наркотической широтой, во время стадии хирурги-

ческого наркоза вызывает достаточное расслабление скелетных мышц. Пары га­лотана не раздражают дыхательные пути. Анальгезия и миорелаксация при при­менении галотана меньше, чем при эфирном наркозе, поэтому его комбинируют с закисью азота и курареподобными средствами. Галотан используется для нар­коза при оперативных вмешательствах, в том числе при полостных операциях.

При применении галотана возникает ряд побочных эффектов. Галотан снижа­ет сократимость миокарда, вызывает брадикардию (результат стимуляции центра блуждающего нерва). Артериальное давление снижается в связи с угнетением со-судодвигательного центра, симпатических ганглиев (ганглиоблокирующее дей­ствие), а также прямого миотропного воздействия на стенки сосудов. Галотан сен­сибилизирует миокард к катехоламинам — адреналину и норадреналину: введение этих препаратов на фоне галотанового наркоза вызывает нарушения сердечного ритма (при необходимости повышения артериального давления применяют фе-нилэфрин). Галотан потенцирует гипотензивное действие ганглиоблокаторов, (β-адреноблокаторов, диазоксида и диуретиков.

Имеются данные о гепатотоксическом действии галотана, которое связано с образованием токсичных метаболитов (не рекомендуют применять при заболе­вании печени), возможно нефротоксическое действие.

< При сочетании галотана с сукцинилхолином существует опасность возникно­вения злокачественной гипертермии (повышение температуры тела до 42—43 °С, спазм скелетных мышц), что связано с повышением уровня внутриклеточного кальция. В этом случае применяют дантролен, снижающий уровень внутрикле­точного кальция.

Энфлуран сходен по свойствам с галотаном, но менее активен. Наркоз при пршенении энфлурана наступает быстрее и характеризуется более выраженной мяорелаксацией. Важным свойством энфлурана является то, что он в меньшей степени сенсибилизирует миокард к адреналину и норадреналину (меньше опас­ность возникновения аритмий), снижен риск гепатотоксического и нефротокси-ческого эффектов.

Изофлуран является изомером энфлурана, менее токсичен — не провоци­рует развитие аритмий, не обладает гепатотоксическими и нефротоксическими свойствами.

Наиболее новым препаратом из группы фторсодержащих соединений является севофлуран. Препарат действует быстро, характеризуется легкой управляе­мостью и быстрым выходом из наркоза, практически не оказывает отрицатель­ного действия на функцию внутренних органов, мало влияет на сердечно-сосу­дистую систему и дыхание. Используется как в клинической, так и в амбулаторной практике.

Диэтиловый эфир (эфир для наркоза) обладает высокой активностью и большой наркотической широтой. Вызывает выраженную анальгезию и миоре-лаксацию, но при его применении возникает большое количество нежелатель­ных эффектов.

Наркоз при применении эфира развивается медленно; выражена длительная стадия возбуждения, характерен медленный выход из наркоза (примерно в тече­ние 30 мин). Для полного восстановления функций головного мозга после пре­кращения наркоза необходимо несколько часов. Диэтиловый эфир раздражает дыхательные пути, в связи с чем усиливает секрецию слюнных и бронхиальных желез, возможны рефлекторное угнетение дыхания и частоты сердечных сокра­щений, рвота. Пары эфира легко воспламеняются и образуют с воздухом взрыво­опасные смеси. В настоящее время эфир для наркоза применяется крайне редко.

К газообразным средствам для наркоза относят азота закись (N20) -бесцветный газ без запаха. Сама закись азота не горит и не взрывается, однако поддерживает горение и с парами эфира образует взрывоопасные смеси.

Закись азота обладает низкой наркотической активностью и может вызывать стадию хирургического наркоза только в гипербарических условиях. В концент­рации 20% во вдыхаемой смеси закись азота проявляет анальгетическое действие. При увеличении концентрации до 80% способна вызвать поверхностный наркоз. Для предупреждения гипоксии в медицинской практике применяют газовые сме­си, содержащие не более 80% закиси азота и 20% кислорода (что соответствует его содержанию в воздухе). При использовании указанной смеси быстро возни­кает поверхностный наркоз без стадии возбуждения, который характеризуется хорошей управляемостью, но отсутствием миорелаксации. Пробуждение насту­пает практически в первые минуты после прекращения ингаляции.

Закись азота используется для обезболивания кратковременных операций в стоматологии, гинекологии, обезболивания родов, купирования болей при ин­фаркте миокарда и острой коронарной недостаточности, остром панкреатите. В связи с низкой наркотической активностью используют в комбинации с более активными средствами для наркоза.

Закись азота не метаболизируется в организме, выводится практически полностью через легкие. Побочные эффекты при кратковременном применении практически отсутствуют, но при длительных ингаляциях возможно развитие лей­копении, мегалобластической анемии, нейропатии. Эти эффекты связаны с окис­лением кобальта в молекуле витамина В12 под действием закиси азота, что приво­дит к недостаточности витамина.

При комбинировании со средствами, используемыми в анестезиологической практике (наркотические анальгетики, нейролептики), возможно снижение ар­териального давления и сердечного выброса.

Наши рекомендации