Носители производственной маркировки
Подходы к классификации товаров аптечного ассортимента
Классификационные признаки | Группы товаров |
Степень регламентации отпуска | · лекарственные препараты рецептурного отпуска · лекарственные препараты безрецептурного отпуска · товары аптечного ассортимента |
Стадии жизненного цикла | товары, находящиеся на стадии : · внедрения · роста · зрелости · спада |
Принцип формирования ассортимента | · товары обязательного ассортимента · товары, потребление которых строго регламентируется · ассортимент, формирующийся на основе спроса |
Способ оплаты | · за полную стоимость · отпускаемые бесплатно |
Страна, производитель, | · отечественные · импортные |
Патентная защита | · оригинальные лекарственные препараты · воспроизведенные (дженерики) |
Спектр действия | · специфический · неспецифический |
Токсикологические группы | · НС, ПВ и их прекурсоры · сильнодействующие средства · ядовитые средства |
Маркировка товара, ее функции и виды
При производстве лекарственных препаратов важную роль играет герметическая упаковка. С помощью качественной упаковки лекарственные препараты хорошо сохраняются при транспортировке, а также при хранении.
Упаковка - комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и других вспомогательных средств, определяющих потребительские и технологические свойства упаковываемого продукта
Основные функции упаковки:
· Предохранение товаров от порчи и повреждений
· Обеспечение создания оптимальных (по весу и объему) единиц для продажи товара
· Обеспечение создания рациональных единиц груза для транспортировки, погрузки и выгрузки товаров
· Обеспечение создания рациональных единиц для их складирования
· Являться важным носителем рекламы
По признаку применения упаковка подразделяется на первичную, вторичную и третичную.
Рис.1. Структура упаковки товара
В сфере упаковки для лекарственных препаратов существует первичная упаковка, в которой размещаются сами препараты, а так же вторичная упаковка, с помощью которой перевозятся сами лекарственные препараты в первичной упаковке. Очень важно, что бы первичная упаковка, для лекарственных препаратов была изготовлена с высоким качеством.
Первичная упаковка должна защищать лекарственные препараты от различных внешних негативных воздействий, предохранять от механических повреждений, защищать от микробного загрязнения. Первичная упаковка должна создаваться таким образом, что бы можно было извлекать лекарственные препараты поштучно (ампулы, таблетки, капсулы и т.п.). При этом такая упаковка должна иметь эстетический вид и удобство использования.
К группе вторичной упаковки относятся такие виды как, паллеты, пластиковые коробки, картонные коробки, и т.д. Групповая упаковка, или вторичная упаковка, - упаковка, содержащая определенное количество единиц товара и допущенная к продаже в торговой точке конечному пользователю или потребителю либо служащая для пополнения товарных запасов (стеллажей). При извлечении продукции из такой упаковки ее характеристики не изменяются.
Маркировка представляет собой текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства
Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.
Функции маркировки
1. Информационная функция — доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей»
2. Идентифицирующая функция — доведение до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары — установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.
3. Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки.
В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.
В структуре маркировки можно выделить три основных элемента:
· текст
· рисунок
· информационные знаки
Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для потребителей и других субъектов рыночных отношений. В тексте товарной маркировки могут быть использованы все формы товарной информации.
Рисунок наносится на товар для выполнения эмоциональной и мотивационной функции. Наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями; не всегда присутствует на маркировке.
Информационные знаки представляют собой краткие и информативные изображения, несущие определенную информацию. Многие информационные знаки чаще используются специалистами в области торговли.
Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы:
· товарные знаки
· знаки наименования мест происхождения товаров
· знаки соответствия или качества
· штриховые коды
· знаки компонентные, размерные, эксплуатационные, манипуляционные, предупредительные, экологические
Маркировка бывает:
1. Производственная — маркировка, наносимая предприятием — изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию
2. Торговая — маркировка, наносимая поставщиком или продавцом товаров (услуг)
Носители производственной маркировки
Носителями производственной маркировки являются этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.
Этикетка
Этикетка — основной носительинформации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на тару, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара).
Кольеретка
Кольеретки — специальный вид этикетки, наносимый на горлышко флакона или бутылки. Они не содержат большого объема информации, а иногда на них наносят лишь фирменный знак или наименование товара. Основная функция кольеретки — создание эстетического образа.
Бирка
Бирки — носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. На бирках в основном указывают фирменное наименование или товарный знак.
Контрольная лента
Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую информацию, дополняющую информацию на этикетках, ярлыках и бирках, а также используются в случае потери основной информации.
Клейма и штампы
Клейма и штампы это обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. В зависимости от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от своего назначения — на ветеринарные, карантинные, товароведные.
Примером клейм и штампов служит штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.
Торговая маркировка
Носители торговой маркировки — товарные и кассовые чеки, а также ценники.
Торговая маркировка несет в большей степени информацию о продавцеи обычно наносится не на товар, а на носители. Информация, которая должна содержаться на этих носителях, регулируется Постановлением Правительства N 55 «Правила продажи отдельных видов товаров»