Студента под руководством преподавателя
Рабочая программа
По элективному циклу
«Основы биотехнологии»
Специальность: 051103 – «Фармация»
Курс - 5 Семестр –9
Практические
(семинарские) занятия 30 часов
Самостоятельная работа студентов
Под руководством преподавателя 14 часов
Внеаудиторная самостоятельная
Работа студентов (СРС) 46 часов
Форма контроля: экзамен
Всего 90 часов
Алматы, 2011
Рабочая программа по элективному циклу составлена преподавателем кафедры Капсалямовой Э.Н., для специальности 051103 – «Фармация» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры __________
от «___»_________2011г., протокол №__________
Заведующий кафедрой,
профессор Дильбархан-улы Р.
Рабочая программа обсуждена Комитетом по образовательным программам по специальности «Фармация» от «___»__________2011 г., протокол №_______
Председатель КОП, доцент Саякова Г.М.
Одобрено Методическим Советом КазНМУ имени С.Д. Асфендиярова
«_____»_______________2011г.
Председатель, профессор Есенжанова Г.М.
Общие сведения
Наименование вуза:Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова
Кафедра:ОЭФ и Технология лекарственных форм
Специальность: 051103 – «Фармация»
Объем учебных часов– 90 часов
Курс и семестр изучения- 5 курс, семестр 9
Программа
Введение
Определение биотехнологии как научной и учебной дисциплины. Краткая историческая справка. Современное состояние и перспективы развития биотехнологического производства лекарственных средств. Вклад фундаментальных наук (молекулярной биологии, биоорганической химии, промышленной микробиологии, инженерных наук и др.) в совершенствование биотехнологических процессов и целенаправленное получение новых высокоэффективных лекарственных препаратов, диагностикумов и др. Достижения биотехнологии в медицине, фармации, ветеринарии, молекулярной биологии. Основные направления развития биотехнологии в различных отраслях народного хозяйства.
Задачи фармацевтической биотехнологии. Основные направления их решения. Решения Правительства РК в области здравоохранения по дальнейшему совершенствованию лекарственного обеспечения населения республики.
Связь фармацевтической биотехнологии лекарств с базисными и профильными дисциплинами. Цель и целевые задачи курса.
Связь между совершенствованием биотехнологического производства, повышением качества получаемой продукции с официальной нормативной документацией (государственной и международной фармакопей, правилами GМР, GLР, GСР), гарантирующей качество выпускаемой продукции, объективность результатов лабораторной и клинической оценки новых, внедряемых в медицинскую практику препаратов. Экологические аспекты биотехнологического производства.
2.2 Цель дисциплины:
основной научно-методический документ, на основе которого разрабатывается конкретизированная рабочая программу дисциплины для преподавания в условиях фармацевтического факультета.
Вместе с другими специальными дисциплинами фармацевтическая биотехнология играет важную роль в формировании профессии фармацевта и обеспечении выпускников специальной биотехнологической подготовкой.
Как наука о теоретических основах и производственных процессах битехнологического производства лечебных, профилактических и диагностических средств фармацевтическая биотехнология опирается на теоретические положения базисных дисциплин: физики, химии, математики, ботаники, анатомии и физиологии человека, микробиологии, физической и коллоидной химии, фармакологии, а также технологии лекарств, фармакогнозии, фармацевтической химии, организации и экономики фармации.
2.3 Задачи обучения:
В основные задачипредмета «Основы биотехнологии» входит ознакомление с теоретическими основами биотехнологии, генной инженерии и культуры ткани, путями совершенствования и создания новых продуцентов, синтезирующих средства для лечения, профилактики и диагностики заболеваний человека и животных при минимальных побочных эффектах. В процессе обучения излагаются необходимые сведения об основной номенклатуре лекарственных, профилактических и диагностических средств, приготовляемых на основе культуры ткани растений и животных, на основе микробиологического сырья.
В типовой учебной программе отражены основные концепции биотехнологии как науки и практики на перспективу, обоснована также необходимость приближения теоретических знаний, умений, навыков к современной практической фармации и ветеринарии.
В типовой программе изложены современные требования к производству лекарственных препаратов и ветеринарных средств биотехнологическим способом, включены требования ВОЗ к чистоте исходного сырья, к условиям экологии, обращено внимание на инструкции и приказы, нормирующие технологию и качество продукции промышленного производства.
В связи с периодическим обновлением номенклатуры готовых лекарственных препаратов в Государственном реестре Республики Казахстан кафедрам предоставляется возможность вносить изменения в их частную технологию.
В типовой программе отражено в целом содержание предмета без выделения тем и разделов, предназначенных для самостоятельного изучения и освоения, соблюдена последовательность ориентировочных тем лекций и лабораторных занятий.
Предмет «Основы биотехнологии» внедряется в учебный курс как самостоятельная дисциплина впервые.
Во введении дается состояние проблемы, определение предмета, его цель и целевые задачи, историческая обусловленность дисциплины. В материале программы нашли отражение межпредметные связи с базисными дисциплинами.
Всего на изучение курса «Основы биотехнологии» отводится 84 часа, из них аудиторных – 56 часов (лекционных – 20 часов, лабораторных и семинарских занятий – 36 часов), внеаудиторных – 28 часов.
Распределение часов учебной нагрузки по специальности «051105 -Фармация (высшее профессиональное образование)» представлено в таблице 1.
2.4 Конечные результаты обучения:
Студент должен знать:
· номенклатуру лекарственных форм и лекарственных препаратов, получаемых на основе биотехнологического синтеза;
· основные биообъекты, применяемые в биотехнологическом производстве целевых продуктов с заданными свойствами;
· основные методы получения чистых культур штаммов-продуцентов целевых продуктов с заданными свойствами;
· основные методы культивирования продуцентов;
· влияние физиологических, внешних и внутренних факторов на качество и выход целевых продуктов, получаемых биологическим синтезом с помощью биообъектов;
· технологическое оборудование, применяемое в биотехнологическом производстве;
· методы контроля и средства управления биотехнологическим процессом;
· методы и методики для проведения постадийного контроля и стандартизации лекарственных препаратов, получаемых биотехнологическим синтезом;
· основы генной инженерии, методы генной инженерии;
· основы культуры ткани, преимущества, перспективы развития.
правила охраны труда и техники безопасности
Студент должен уметь:
· пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач;
· готовить агазированные и жидкие питательные среды для культивирования продуцентов-микроорганизмов;
· выделять чистые культуры штаммов-продуцентов;
· составлять технологические и аппаратурные схемы на производство фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза;
· правильно эксплуатировать машины, аппараты, автоматы и автоматические линии, предназначенные для производства лекарственных средств биотехнологическим синтезом;
· учитывать влияние физиологических, внутренних и внешних факторов на процесс биосинтеза целевых продуктов с помощью микроорганизмов;
· осуществлять постадийный контроль в технологическом процессе биотехнологического производства лекарственных препаратов;
· проводить стандартизацию лекарственных препаратов биотехнологического синтеза;
· определять влияние условий хранения и вида упаковки на стабильность препаратов биотехнологического синтеза;
· информировать и консультировать врачей лечебно-профилактических учреждений о новых лекарственных препаратах биотехнологического синтеза и по рациональному их использованию;
· соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
Студент должен владеть навыками:
· номенклатуру лекарственных форм и лекарственных препаратов, получаемых на основе биотехнологического синтеза;
· основные биообъекты, применяемые в биотехнологическом производстве целевых продуктов с заданными свойствами;
· основные методы получения чистых культур штаммов-продуцентов целевых продуктов с заданными свойствами;
· основные методы культивирования продуцентов;
· пользоваться справочной литературой для решения профессиональных задач;
· готовить агазированные и жидкие питательные среды для культивирования продуцентов-микроорганизмов;
· выделять чистые культуры штаммов-продуцентов;
2.5Пререквизиты:физическая и коллоидная химия,фармацевтическая химия,физика, ОФД, фармакология,
2.6 Постреквизиты: Технология лекарств, ФГЗ.
2.7 Тематический план: темы, форма проведения и продолжительность каждого занятия.
(практических занятий, СРСП, СРС)
Тематический план практических занятий
№ недели | № п/п | Т е м а | Форма проведения | Продолж. занятий |
Кредит №1 | ||||
Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды с помощью микроорганизмов. Безотходная технология и перспективы ее внедрения. | семинар | |||
Краткая история развития биотехнологического производства биотехнологической системы. | семинар | |||
Микроорганизмы - продуценты ценных биологически активных веществ с заданными свойствами. Общая характеристика. Классификация. Биоповреждения и пути их предотвращения | семинар | |||
Физиологические подходы направленного биосинтеза целевых продуктов. Питательные среды и критерии качества исходного сырья. Приготовление стерильных посевных (агаризованных) и ферментационных сред. | семинар | |||
Выделение чистых культур. Проведение биосинтеза. Динамика роста. Микроскопическое исследование. | семинар | |||
Общая технологическая схема производства продуктов биотехнологического синтеза методом глубинного культивирования. Ферментационное оборудование. Контроль и управление технологическим процессом. Выделение и очистка целевых продуктов из биомассы и из культуральной жидкости. | семинар | |||
Основы генной инженерии. Первичная структура гена. Методы генной инженерии. Получение и свойства поликлональных и моноклональных антител. | семинар | |||
Микробиологические источники липидов, фосфолипидов, простагландинов, эссенциальных высших жирных кислот. Их получение и применение. | семинар | |||
Кредит №2 | ||||
Понятие об антибиотиках, классификация. Технология их получения. Создание новых природных и полусинтетических антибиотиков. Методы получения рекомбинантных штаммов-продуцентов антибиотиков (эритромицина). Определение антимикробной активности антибиотиков методом диффузии в агар по ГФ СССР Х1 издания (стр. 210-225), том 2. | семинар | |||
Проблемы экспрессии чужеродных генов в микроорганизмах. Рекомбинантные белки. Особенности культивирования штаммов-продуцентов рекомбинантных белков. Выделение и очистка. Методы контроля. | семинар | |||
Ферменты. Их свойства и области применения. Выращивание биопродуцентов ферментов на агаризованных и жидких питательных средах.. | семинар | |||
Получение лекарственных и диагностических препаратов на основе иммунобиотехнологии. | семинар | |||
Медицинские диагностикумы, вакцины, сыворотки. Количественное определение хорионического гонадотропина методом иммуноферментного анализа. | практ. | |||
Определение активности ферментных препаратов по ГФ СССР Х1 издания (стр. 25-29), том 2. | практ. | |||
Получение культуры каллусной ткани и микроскопическое исследование препаратов этих тканей. Рубежный контроль. | практ. | |||
Итого часов |
Тематический план самастоятельной работы
студента под руководством преподавателя
№ недели | № п/п | Т е м а | Форма проведения | Продолж занятий |
Кредит №1 | ||||
Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды с помощью микроорганизмов. Безотходная технология и перспективы ее внедрения. | семинар | |||
Товарные формы препаратов биотехноло-гического производства. Условные символы, принятые для обозначения ветеринарных препаратов | семинар | |||
Общая организация генома микро-организмов: прокариотов, эукариотов, растительных и животных клеток. | семинар | |||
Умеренные и вирулентные фаги. Основная физико-химическая характеристика фаговых ДНК. Понятие трансдукции. Использование трансдукции при генетическом конструировании продуцентов биологически активных веществ | семинар | |||
Транспозоны. Определение понятия. Использование транспозонов в конструировании продуцентов биотехнологических продуктов | семинар | |||
Биотехнология полисахаридов. Преимущества их получения биотехнологическим синтезом в сопоставлении с традиционными способами. | семинар | |||
Вакцины. Их значение для практической медицины и здравоохранения. Способы получения вакцин. | семинар | |||
Коллоквиум. | семинар | |||
Кредит №2 | ||||
Аминокислоты как фармацевтические препараты, пищевые добавки, косметические компоненты. Их биотехнологический синтез | семинар | |||
Препарады липидов микробного происхождения. Тех-нология получения. | семинар | |||
Понятие о витаминах, провитами-нах, коферментах. | семинар | |||
Характеристика продуцентов витаминов и промежуточных продуктов. | семинар | |||
Получение аскорбиновой кислоты окислением сорбита в сорбозу. Основы культуры ткани. Понятие о теории тотипотентности. Технология препаратов биоженьшеня | практ. | |||
Коллоквиум . | тестирование | |||
Итого часов |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№ недели | № п/п | Т е м а | Форма проведения | Продолж занятий |
Кредит №1 | ||||
Биотехнология и проблемы экологии и охраны окружающей среды. Мониторинг окружающей среды с помощью микроорганизмов. Безотходная технология и перспективы ее внедрения | реферат, презентация | |||
Понятие об антибиотиках, классификация. Технология их получения. Создание новых природных и полусинтетических антибиотиков. Методы получения рекомбинантных штаммов-продуцентов антибиотиков (эритромицина). Определение антимикробной активности антибиотиков методом диффузии в агар по ГФ СССР Х1 издания (стр. 210-225), том 2. | реферат, презентация | |||
Кредит №2 | ||||
Микроорганизмы - продуценты ценных биологически активных веществ с заданными свойствами. Общая характеристика. Классификация. Биоповреждения и пути их предотвращения Физиологические подходы направленного биосинтеза целевых продуктов. Питательные среды и критерии качества исходного сырья. Приготовление стерильных посевных (агаризованных) и ферментационных сред. | реферат, презентация | |||
Общая технологическая схема производства продуктов биотехнологического синтеза методом глубинного культивирования. Ферментационное оборудование. Контроль и управление технологическим процессом Ферменты. Их свойства и области применения. Выращивание биопродуцентов ферментов на агаризованных и жидких питательных средах. | реферат, презентация | |||
Итого часов |
МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
· Практические занятия: совместное с преподавателем обсуждение теоретического материала; работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.); тестирование; устный опрос, работа в малых группах.
· Самостоятельная работа студентов под руководством -работа с учебной литературой, выполнение заданий (письменные ответы на вопросы, заполнение таблиц и т.д.); тестирование; устный опрос, работа в малых группах.
· Самостоятельная работа студентов - работа с литературой, интернет-ресурсами, учебными и научными материалами на электронных носителях, подготовка презентаций и тематических рефератов.