Формы течения инфекционного процесса
ЛЕКЦИЯ 7
ТЕМА 6. ИНФЕКЦИОННЫЙ И ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
№ | Учебные вопросы | мин |
Понятие об инфекционном процессе. | ||
Понятие об эпидемическом процессе. | ||
Профилактика инфекционных заболеваний Профилактические мероприятия. | ||
Иммунитет и основы иммунопрофилактики. | ||
Воздушно-капельные инфекции. | ||
Кишечные инфекции. | ||
Инфекции кожных покровов. | ||
ВСЕГО |
История развития человечества - это история войн, революций и эпидемий. От инфекционных болезней погибало значительно больше людей, чем на полях сражений. В Средние века (VI – ХI века) от эпидемий чумы , натуральной оспы вымирали целые города. В Константинополе от чумы ежедневно умирало более 1000 человек. В период крестовых походов (в У1 веке) с миграционными потоками людей в Европу из Азии была занесена страшная инфекционная болезнь – проказа. Именно в связи с этим заболеванием была впервые применена такая мера противоэпидемических мероприятий, как изоляция (изоляция прокаженных в монастыре св. Лазаря). Во время похода Наполеона в Сирию от чумы умерло больше воинов, чем от боевых действий. В 1892 году в Индии во время эпидемии чумы погибло 6 млн. человек.
Вторая половина ХХ столетия отмечена значительным снижением как заболеваемости, так и смертности по причине инфекционных болезней. Этот факт обусловлен повсеместным внедрением антибиотиков и развитием прививочного дела. Однако после продолжительного спокойного периода вновь стал отмечаться рост различных форм инфекционных заболеваний: респираторных вирусных инфекций (грипп, парагрипп, энтеровирусные инфекции и др.), кишечных инфекций (сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит и пр.), венерических болезней (сифилис, гонорея, СПИД), разнообразных детских инфекционных заболеваний.
Обострившаяся ситуация с инфекционными заболеваниями заставляет активизировать профилактическую работу среди населения. Большая роль в этом направлении принадлежит педагогам. Поэтому учителю необходимы знания об инфекционных заболеваниях: о возбудителях, причинах распространения, проявлениях и методах профилактики. Для профилактики распространения инфекционного заболевания большое значение имеет повседневное общение педагога с учащимися. Хорошо зная детей в классе, учитель способен вовремя обнаружить первые признаки начинающегося заболевания по ряду признаков: изменение поведения, настроения, самочувствия ребенка, появление сыпи, изменение цвета кожи и пр. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны. Поэтому знания эпидемиологии, клиники и профилактики инфекционных заболеваний будут полезными для образованного человека, занимающегося педагогической деятельностью, пропагандирующего здоровье и здоровый образ жизни.
Мониторинг инфекционной заболеваемости среди детей РФ свидетельствует о росте распространенности этой группы заболеваний среди детей от 0 до 14 лет за последние 5 лет: с 2575,3 до 3072,8 на 10 000 населения.
Понятие об инфекционном процессе.
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ - это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.
Сущность инфекционных болезней - вследствие взаимодействия двух самостоятельных биосистем макроорганизма (организма человека) и микроорганизма + влияние внешней среды, которая может способствовать или препятствовать возникновению болезни (например низкая температура воздуха способствует распространению гриппа и других респираторных инфекций, а высокая температура – препятствует).
Инфекционная болезнь это-
1 это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами и бактериями
2 это проникновение в организм человека, вирусов, бактерий и простейших.
Это заболевания человека, вызванные патогенными вирусами, бактериями и простейшими.
Взаимодействие возбудителя и макроорганизма не обязательно и далеко не всегда приводит к заболеванию.
Проникновение инфекции в организм называется – инфицирование. Инфицирование не всегда приводит к заболеванию.
Что такое инфицирование?
Проникновение инфекции в организм
2 удаление инфекции из организма в окружающую среду
3 размножение инфекции в организме
ФОРМЫ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.
Формы взаимодействия инфекционного агента с организмом человека могут быть различными. Описано несколько форм взаимодействия.
1. Манифестные т.е. проявляющиеся внешне в виде признаков, симптомов.
К манифестным относятся острая и хроническая форма течения заболевания.
Общими свойствами острой формы манифестной инфекции являются непродолжительность пребывания возбудителя в организме больного и формирование в той или иной степени невосприимчивости к повторному заражению соответствующим возбудителем.
Эпидемиологическое значение острой формы манифестной инфекции очень велико, что связало с большой интенсивностью выделения больными микробов-возбудителей в окружающую среду и, следовательно, с их высокой заразительностью. Некоторые инфекционные болезни протекают всегда только в острой форме (скарлатина, грипп, чума, оспа), другие — в острой и хронической (бруцеллез, ангина, вирусный гепатит, дизентерия ).
Хроническая форма инфекции характеризуется длительным пребыванием возбудителя в организме, медленным выведением возбудителя из организма и периодическими обострениями заболевания.
2 Особой (скрытой) формой является носительство инфекции при которой нет внешних проявлений болезни и внешне человек выглядит абсолютно здоровым, но он является резервуаром и источником инфекции и может заражать других. Различают вирусо-, бактерио-, и паразито- носительство.
Какие формы взаимодействия инфекции с организмом человека называются манифестными?
1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая
Какая форма взаимодействия инфекции с организмом человека называются скрытой?
1 носительство инфекции 2 хроническая 3 острая