Тема 2 Биообъекты как средство получения ЛС биотехнологического происхождения. Классификация биообъектов

Цель: сформировать у студентов систему знаний по биообъектам как средствам получения ЛС биотехнологического происхождения. Классификация биообъектов.

Задачи обучения:

- углубить и закрепить знания по теме занятия;

- сформировать у студентов практические навыки по теме

- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Основные вопросы темы:

1. Определение и классификация биообъектов.

2. Биообъект как участник технологического процесса.

3. Цели совершенствования БО.

4. Методы совершенствования биообъектов.

5. Совершенствование биообъектов методами мутагенеза и селекции.

Форма проведения: семинар

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.

6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.

б) Дополнительная:

5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Биообъект, поставляющий материал для процесса производства лекарст­венного средства без ущерба для собственной жизнедеятельности – это:

1) донатор

2) донор

3) продуцент

4) биообъект

5) все выше перечисленные

2. Под культурой микроорганизмов понимают:

1) микроорганизмы, выращенные в искусственных условиях

2) микроорганизмы, используемые для засева питательной среды

3) чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения

4) биотрансформированные микроорганизмы

5) все выше перечисленные

3. Продуцент, биосинтезирующий нужный продукт, либо катализатор, фермент, который катализирует присущую ему реакцию – это:

1) макроорганизм

2) биообъект

3) микроорганизм

4) донор

5) донатор

4. На основе штамма ЛВА-3 Bifidobacterium bifidum создан препарат:

1) бификол

2) лактобактерин

3) бифидумбактерин

4) колибактерин

5) аципол

5. Двухнитевую спиральную структуру ДНК открыли ученые:

1) Итакура и Бойер 2

) Сэнгер и Гилберт

3) Уотсон и Крик

4) Сэнгер и Крик

5) Уотсон и Бойер

6. Чистая культура микроорганизма, выделенная из определенного источника, отличающаяся от других представителей вида и сохраняющая свою характеристику в течение длительного срока хранения – это:

1) вакцина

2) посевной материал

3) штамм

4) клон

5) продуцент

7. Биообъект, у которого забор мате­риала для производства лекарствен­ного средства оказывается несо­вместимым с продолжением жизне­деятельности – это:

1) донатор

2) донор

3) продуцент

4) биообъект

5) все выше перечисленные

8. Аттестованный уполномоченным органом источник клеток-продуцентов, используемый для получения продукции – это:

1) посевной материал

2) стандартный образец

3) рабочий банк клеток

4) посевной банк клеток

5) стандартный банк клеток

9. Генно-инженерный инсулин человека впервые был синтезирован при использовании штамма этих микроорганизмов: 1) Saccharomyces cerevisiae

2) Escherichia coli

3) Bacillus subtitilis

4) Staphylococcus aureus

5) Candida albicans

10. При получении пепсина это животное является донатром слизистой желудка:

1) корова

2) як

3) свинья

4) кролик

5) коза

11. Попадание в исходное сырье, промежуточный продукт и в готовую продукцию микробиологических и биотехнологических производств посторонних микроорганизмов называется:

1) контаминация

2) сенсибилизация

3) валидация

4) пролиферация

5) сегементация

12. Лекарственные средства, предназначенные для иммунопрофилактики, иммунотерапии и иммунодиагностики инфекционных и неинфекционных болезней и аллергических состояний человека (животных) – это:

1) интерфероны

2) вакцины

3) медицинские (ветеринарные) иммунобиологические препараты

4) анатоксины

5) антибиотики

13. На основе штамма М-17 Escherichia coli создан препарат:

1) бификол

2) лактобактерин

3) бифидумбактерин

4) колибактерин

5) ацилакт

14. При модификационной изменчивости происходит изменение:

1) генотипа

2) фенотипа

3) ДНК

4) генотипа и фенотипа

5) всего выше перечисленного

15. Способность мутанта к обратному мутированию к исходному фенотипу называется:

1) реверсия

2) трансверсия

3) амплификация

4) транспозиция

5) мутация

Ответьте на вопросы (в рабочих тетрадях):

1. какова роль биообъекта в биотехнологическом производстве?

2. Что может быть использовано в качестве биообъектов в биотехнологии?

3. Как реализуются мутагенез и селекция в получении более продуктивных биообъектов?

4. Что является ключевым моментом в создании новых рекомбинантных структур?

5. Какие факторы обусловливают выбор микроорганизма-продуцента при промышленном получении рекомбинантных белков?

6. Биореакторы каких типов используются для работы с промышленными биокатализаторами?

Тема 3. Составляющие биотехнологического процесса производства лекарственных средств.

Цель: сформировать у студентов знания по составляющим биотехнологического процесса производства лекарственных средств и практические навыки по составлению технологических схем на производство фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза.

Задачи обучения:

- углубить и закрепить знания по теме занятия;

- сформировать у студентов практические навыки по составлению технологических схем на производство фармацевтических препаратов биотехнологического синтеза

- проверить эффективность и результативность самостоятельной работы студентов над учебным материалом.

Основные вопросы темы:

1.Стадии биотехнологического процесса.

2.Составы питательных сред для культивирования микроорганизмов.

3.Приготовление посевного материала и культивирование микроорганизмов.

4.Оборудование, используемое в биотехнологии: биореакторы, УЗ-моечные машины; Машины используемые в производстве инъекционных ЛФ и некоторое другое оборудование.

5.Методы повышения эффективности ферментации.

6.Методы контроля биомассы и количества клеток при культивировании. Апоптоз и некроз.

7.Выделение продуктов биосинтеза и получение конечного коммерческого продукта.

Форма проведения: практическое занятие

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Н.К.Жакирова, Т.Б.Байзолданов, З.Б.Сакипова. Основы фармацевтической биотехнологии, Уч. пособие, Алматы КазНМУ,Эверо, 2005 – 223 с.

2. Т.П. Прищеп, В.С. Чучалин, К.Л. Зайков, Л.К. Михалева, Л.С. Белова «Основы фармацевтической биотехнологии.» Уч. пособие 2005 – 252 с.

3. Биотехнология Уч. пособие (под редакцией Н.С. Егорова) – М. 1987.

5. Биотехнология. Ю.О. Сазыкин, С.Н. Орехов, И.И. Чакалева – М.: «Академия», 2007. – С.3-8; 14-24.

6. Фармацевтическая биотехнология : рук. к практ. занятиям : учеб. пособие / С.Н. орехов ; под ред. В.А. Быкова, А.В. катлинского. – м.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 7-21.

б) Дополнительная:

5. Биотехнология микробного синтеза (Под ред. Бекера М.Е.) – Рига – 1980.

6. Биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Под ред. И. Хиггинса, Д. Беста, Дж. Джонса. - М.: Мир. - 1988, 480 с.

Вопросы для самоконтроля.

  1. Каковы стадии биотехнологического процесса?
  2. Каковы функции питательных сред?
  3. Какие группы питательных сред вы знаете?
  4. Какие компоненты питательных сред вы знаете?
  5. Какие факторы определяют биотехнологический процесс?
  6. Какую воду используют для питательных сред? Как ее очищают?
  7. Из каких этапов складывается процесс промышленной ферментации?
  8. Какие биореакторы вы знаете (типы)? 2.9. Как стерилизуют биореакторы?
  9. По каким параметрам контролируют процесс ферментации?
  10. Для чего необходимо проводить перемешивание культуральной среды, и на что оно влияет?
  11. Какие методы разрушения клеточной стенки вы знаете?

Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме (выполнить письменно): 1.Завершите определения: Первичные культуры – это ______________________________Вторичные культуры – это ______________________________Биореактор – это _________________

Микросреда – это ______________________________ Биомасса – это _______________ Апоптоз – это _______________Некроз – это _______________Среды высушивания (защитные среды) – это

Наши рекомендации