УТИЛИЗАЦИЯ — скорость сжигания калорий и выведения отходов
В этой книге под термином «еда» везде подразумевается не только пища, но и напитки, — за исключением особо оговоренных случаев.
Если потребление регулярно превышает утилизацию, мы набираем вес, и наоборот. Наша цель — уравновесить потребление и утилизацию так, чтобы наш вес не менялся на протяжении всей жизни.
Возможно, вы считаете, что в эту формулу входят и другие параметры — например, эндокринные нарушения или изменения метаболизма. «Я ем меньше, чем воробушек, а килограммы прибывают и прибывают!» — все мы слышали множество подобных фраз, порой произносили их сами. Но ужасающие фотографии, сделанные в фашистских концлагерях, решительно опровергают подобные утверждения. По-моему, все эти факторы придуманы для того, чтобы рассеивать внимание, сбивать с толку и служить оправданиями тем людям, которые не в состоянии управлять потреблением пищи.
Не поймите меня превратно. Я вовсе не хочу сказать, что эндокринных заболеваний не существует. И не считаю, что скорость метаболизма у всех людей одинакова. Кроме того, я признаю, что эта скорость на протяжении жизни человека может меняться. Я просто пытаюсь объяснить, что из камня масло не выжмешь. Любому садовнику известно: если внести в почву удобрения, цветы будут лучше расти. Но на плите из нержавеющей стали сад не вырастишь. Если людям не хватает еды — например, в лагере для военнопленных или в неурожайные годы — они страдают от истощения, а не от избыточного веса.
Если ваши метаболические или эндокринные особенности организма таковы, что вам приходится потреблять меньше еды, чем вашему соседу, — пусть так. Но значит ли это, что вы не имеете права есть столько, сколько захотите? Нет, не значит. Не опережайте события. Вы расстроились бы, узнав, что машина вашего соседа расходует бензин вдвое быстрее вашей? Я не намерен ограничивать вас ни в чем. Выбор остается за вами.
Несомненно, вы уже обратили внимание на то, что формула «ЛЕГКОГО СПОСОБА СБРОСИТЬ ВЕС» обещает вам желаемый вес без каких-либо специальных упражнений. Большинство людей, называющих себя специалистами по регулированию веса, придерживаются мнения, что успешное снижение веса без регулярной физической нагрузки невозможно. Однако комплексы упражнений — еще одна отговорка из категории отвлекающих. Да, чем больше вы занимаетесь физическими видами деятельности, тем больше калорий сжигаете, а значит, увеличиваете темпы утилизации. Но физическая нагрузка вызывает голод и жажду, а значит, и увеличение потребления пищи. Ленивцы, улитки и черепахи не отличаются особой подвижностью и активностью, но и от избыточного веса не страдают.
Даже если на ПОТРЕБЛЕНИЕ и УТИЛИЗАЦИЮ влияют такие факторы, как физические нагрузки, деятельность эндокринной системы и метаболизм, неизменным остается факт: если ПОТРЕБЛЕНИЕ превосходит УТИЛИЗАЦИЮ, мы набираем вес, и наоборот. Постарайтесь накрепко запомнить это и сосредоточить внимание на основных задачах.
Вернемся к сравнению с машиной. Думаю, лишь один водитель из тысячи знает, сколько весит его автомобиль, если он ничем не нагружен. Я этой цифры не знаю. Но мы и не обязаны знать ее. Когда в машине иссякает бензин, мы заправляемся, и вес машины увеличивается. По мере сгорания топлива вес постепенно снижается, но основной вес самой машины остается неизменным. Предположим, по каким-то причинам собственный автомобиль показался вам слишком тяжелым. Вы действительно считаете, что ради разрешения проблемы необходимо гонять машину с единственной целью — сжечь побольше недешевого топлива? Только простофиля способен принять такое решение. Но именно так мы поступаем, выполняя физические упражнения, чтобы сбросить вес.
Аналогия показалась вам неудачной? И вы хотите возразить, что когда весь бензин в баке кончится, машина остановится, в то время как наше тело будет продолжать питаться внутренними запасами, а мы начнем терять вес? Все верно, но чтобы не лишиться достигнутого после того, как организм начнет расходовать жировые резервы, вам придется соблюдать строгий пост — или, по крайней мере, снижать количество еды и напитков. Иначе растраченные запасы жира будут вскоре восстановлены. После физической нагрузки голод и жажда особенно сильны. И если еда окажется для вас под запретом, вы почувствуете себя несчастным и обделенным. Вам понадобится призвать на помощь силу воли и дисциплину. В сущности, вы сядете на диету. Может быть, даже с некоторым успехом. Ведь вам и в прошлом случалось худеть, сидя на диетах. Но успехи были кратковременными, поскольку
Диеты не помогают!
А если бы помогали, вы бы сейчас не читали эту книгу. Но зачем так усложнять себе жизнь, если можно воспользоваться «ЛЕГКИМ СПОСОБОМ»?
У вас, наверное, уже сложилось впечатление, что я против физической нагрузки. Ничего подобного. Просто я пытаюсь объяснить, почему на наш базовый вес физические упражнения не влияют. О них мы поговорим подробно в предпоследней главе.
У живых существ, как у любого автомобиля, есть собственный вес без нагрузки, и если базовый вес автомобилей меняется в зависимости от модели, то и у каждого вида и особи есть свой идеальный, или стандартный вес. Почему мы отчетливо видим это на примере машин, но не замечаем применительно к собственному телу? Потому что машины производят люди. Мы прекрасно знаем, зачем нам нужен бензин, и понимаем, что расходовать его просто так, без цели, очень глупо. Но причины питания остаются для нас туманными. Придется вспомнить ответ на вопрос
Зачем мы едим?
Зачем мы едим?
Ответ очевиден: если мы не будем есть, то умрем от истощения. Правильно, все мы регулярно пользуемся выражением «умираю с голоду». Но случалось ли вам садиться за стол с мыслью: «Сейчас я буду есть по единственной причине — иначе умру»? В моей жизни был случай, когда я всерьез опасался умереть от жажды, но я не помню ни дня без еды и подозреваю, что это справедливо для подавляющего большинства жителей Запада, с резонным исключением тех, кто намеренно постится по тем или иным причинам.
Несмотря на то, что цель питания — избежать голодной смерти, каждый прием пищи служит некой промежуточной цели: «Я привык питаться три раза в день», или «люблю поесть», или «унюхал вкусный запах», или просто «еда была на столе, и я не устоял».
Мы едим по одной из этих причин или по всем одновременно, трудно разобраться, верно? Неудивительно, что мы набираем лишний вес. Представьте, если бы та же путаница происходила при заправке автомобиля бензином:
— Дорогая, мне скучно, я немного нервничаю, поэтому сбегаю в гараж, заправлю старую машину.
— Но ты же заправлял ее полчаса назад!
— Знаю, знаю, но я всего на десять минут.
Или вообразите еще более смехотворную ситуацию:
— У меня привычка: каждое воскресенье утром заливать в бак сто литров. Благодаря этому бензин у меня никогда не кончается.
— А если всю неделю ты не пользовался машиной?
— Все равно залью сто литров. Привычка такая. Правда, не всегда удается. Понимаешь, бак рассчитан всего на сто двадцать литров. Обидно смотреть, как дорогущий бензин выплескивается на землю. Да и опасное это занятие. Хозяин гаража недоволен, остальные водители тоже, но я же говорю: такая у меня привычка.
— А что бывает, если за неделю ты израсходуешь больше ста двадцати литров бензина?
— Тогда бензин кончается. Потому я и заливаю бак доверху регулярно, каждое воскресенье!
А теперь вдумайтесь в эти два диалога. Вы абсолютно правы: так не поступил бы даже недотепа, и уж тем более существо, наделенное интеллектом. С автомобилями так не обращаются, но
Именно так мы относимся к своему организму!
Причина, по которой мать-природа наделила нас способностью питаться, мало чем отличается от причин, которыми руководствовался производитель автомобиля. Если не заправлять машину бензином и не поддерживать его уровень в баке, ездить она не будет. Если мы не станем питаться, мы умрем.
Я не рассчитываю, что в дальнейшем вы будете садиться на диету с этой мыслью. Прошу лишь об одном: признать, что единственной целью матери-природы было заставить нас есть с целью выживания. К счастью, процесс питания приятен, а его единственное назначение — обеспечить организм топливом и расходными материалами.
Вы регулярно заливаете в бак сорок литров бензина — трижды в неделю, независимо от того, полон бак или пуст? Разумеется, нет! Если ваша машина расходует около ста литров в неделю, у вас, наверное, образовалась привычка пополнять запасы бензина в зависимости от его расхода. Но если вы целую неделю не пользовались машиной, вряд ли вы упрямо закачиваете бензин в бак и смотрите, как он выливается на землю. Об этом даже думать смешно. Тем не менее именно так мы и поступаем, когда питаемся! Большинство людей имеют привычку потреблять определенное количество еды трижды в день — независимо от расходуемой энергии.
Я пытаюсь доказать, что пробег наших машин определяет не количество бензина, которое мы заливаем в баки, а наоборот. Мы решаем, какое расстояние хотим преодолеть, а затем запасаемся бензином, чтобы достичь этой цели.
Такой порядок действий выглядит совершенно разумным, и наш организм создан, чтобы действовать точно по тому же принципу. Так питаются и дикие животные. Именно поэтому белка перестала грызть орехи и начала прятать их про запас. А мы заставляем хвост вилять собакой. Пытаемся залить в наполненный под завязку бак еще сто литров.
Дело вот в чем: наш организм не предназначен для утилизации излишков. По тем или иным причинам, которые мы обсудим далее, тело человека не в состоянии перерабатывать лишнюю пишу. Нам приходится держать ее про запас, она образует валики на талии и жировые отложения по всему телу, мы набираем вес и толстеем.
Вероятно, вы считаете, что проблема заключается в переедании, но как я уже говорил, истинная причина ПЕРЕЕДАНИЯ —
Неправильное потребление
Со временем мы поговорим о нем подробно. А пока напомню важный принцип: автомобилями мы пользуемся согласно своим желаниям и потребностям. Эти потребности и желания могут меняться изо дня в день или каждую неделю. Никаких проблем при этом не возникает. При условии, что мы можем позволить себе покупку бензина, мы просто по мере необходимости удовлетворяем потребности нашей машины. И не задумываемся о весе машине и выведении выхлопных газов. Единственная наша забота — обеспечивать автомобилю технический уход и снабжать его топливом.
Точно такими же мать-природа создала наши тела. Диким животным незачем беспокоиться из-за избыточного веса или думать о том, как утилизировать съеденную пищу. В сущности, перед ними стоит совсем противоположная задача — как добыть достаточное количество пищи. К счастью, с последней задачей западное общество давно справилось.
Итак, перед нами — две трети решения проблемы. Нам незачем ломать голову и вычислять свой идеальный вес. Незачем и беспокоиться о темпах сжигания топлива и утилизации отходов. Значит, можно сосредоточить все наше внимание на одном-единственном аспекте:
Нашем, потреблении
Наше потребление
Как я уже говорил, мы решили две трети своих проблем: нам незачем беспокоиться о своем весе или о темпах сжигания энергии и выведения отходов. Автомобилисту незачем думать о том, сколько весит его ненагруженная машина, с какой скоростью она сжигает топливо, как выводит отходы — при условии, что он заливает в машину достаточно бензина хорошего качества и обеспечивает уход за ней. Другими словами, если потребление осуществляется корректно, остальное происходит само собой.
Тот же принцип справедлив и для нашего организма — при правильном потреблении все остальное совершается само. Вы, наверное, думаете: «Втолковываете мне то, что я уже знаю, — что я ем слишком много вредной пищи?» Может, да, а может, и нет. До этого мы еще не дошли, но вас, возможно, посещают сбивающие с толку мысли об идеальном весе или о том, что отчасти вашей проблемой является недостаток физической нагрузки, и я всего лишь хочу прояснить ситуацию. Кроме того, вы должны понять, как влияет на ваш организм неправильное потребление пищи.
Похоже, вы уже готовы впасть в панику. Подождите, осталось обсудить только качество и количество пищи, которую вы потребляете. Допустим, идеальный вес, к которому вы стремитесь, вычислил кто-то другой, но кому лучше вас знать, какую еду вы любите! Ага, вот в чем подвох, думаете вы. Сейчас нас попробуют убедить, что горка листьев салата, посыпанных тертой морковью и орехами, — мечта гурмана. Нет, я и пробовать не стану.
Однако вы совершенно правы. Наступил момент истины. Сейчас станет ясно, добьетесь вы успеха или нет. И для этого чрезвычайно — нет, жизненно важно понять смысл моих слов: «ЛЕГКИЙ СПОСОБ СБРОСИТЬ ВЕС» — прост, легок и приятен».
Вернемся к нашим машинам. Если у вас бензиновый двигатель, неужели вы станете заливать в бак дизельное топливо? Этого не сделает даже человек, не имеющий ни малейшего представления о том, как работает двигатель внутреннего сгорания. Многие водители без малейшего смущения признаются, что автомеханики из них никудышные. Тем не менее даже самые несведущие из них располагают основными знаниями и представляют себе, как устроен автомобиль. Среди ваших знакомых никто не пытался заправить машину подсолнечным маслом или патокой? Разумеется, нет. В инструкции производителя четко сказано, какое машинное масло требуется вашему двигателю, а масляный щуп указывает, сколько этого масла вам понадобится. Никакого конфликта интересов.
Если залить в бак бензин низкого качества, машина будет работать не так эффективно. Этот сложный механизм создает смесь бензиновых паров с воздухом, чтобы получить энергию для движения. В инструкции производителя указана марка бензина, который вам нужен, и только болван будет пренебрегать этими указаниями.
За долгие годы мать-природа и эволюция создали поразительно многообразное множество живых существ — от амеб до жирафов. Почему рацион некоторых животных настолько ограничен? Потому что миллионы лет жизни на этой планете разным видам приходилось соперничать в борьбе за пищу. Некоторые виды или представители видов лучше других приспособлены к тому, чтобы добывать самые лакомые кусочки в периоды изобилия и единственные доступные кусочки — в голодные периоды, когда еды мало.
Длинная шея жирафа, хобот слона, перепончатые лапы выдры — физические особенности, появившиеся для того, чтобы все эти виды успешнее добывали пищу. Рацион некоторых животных отличается ограниченностью. Коалы питаются почти исключительно листьями эвкалипта, панды — побегами бамбука. Несомненно, панды и коалы приспособились к этой жесткой диете потому, что другие виды бамбук и эвкалипт в качестве пищи не привлекали. Теперь обоим видам угрожает опасность полного исчезновения — привычные им условия обитания быстро исчезают.
Но ограниченный рацион не всегда становится прямой дорогой к вымиранию. Термиты существовали за миллионы лет до человека и проживут еще много миллионов лет после того, как вымрут все люди, — конечно, если мы не уничтожим всю планету вместе с термитами (или не изменимся сами). Основу рациона термитов составляет дерево. Малоаппетитная пища, скажете вы. Для нас с вами — да, но разве термиты стали бы грызть дерево, если бы оно им не нравилось? Научившись переваривать дерево, термиты обеспечили себя неиссякающим и легкодоступным источником пищи, поскольку даже человеческие существа вряд ли будут придерживаться пагубной практики превращения всей планеты в бетонные джунгли или асфальтовые пустыни.
Внешние признаки эволюции различных видов не просто заметны — они бросаются в глаза. Но ноги и шея жирафа, хобот и бивни слона приобрели современный вид не за одну ночь. Эти изменения происходили постепенно, сотнями тысячелетий. Наряду с внешними признаками появлялись и внутренние, в процессе эволюции участвовали, например, и органы пищеварения. У нас один желудок, а у коров — четыре.
Как производитель машины дает точные рекомендации по поводу марки бензина и запчастей, так и мать-природа снабдила каждое живое существо своим пищевым рационом. Слышали поговорку «что полезно одному, то вредно другому»? Точнее было бы сказать «что полезно одному виду, вредно другому виду».
Производитель автомобилей рекомендует топливо, подходящее двигателю. В процессе эволюции возможен и обратный путь: пищеварительная система живых существ адаптируется к пище, имеющейся в наличии. В сущности, эта разница скорее умозрительна, чем реальна. Создатель первого бензинового двигателя не отправился на поиски топлива после того, как создал сам двигатель, он приспосабливал двигатель к имеющемуся топливу. И подобно эволюции живых существ, производство двигателей и топлива значительно изменилось со времен изобретения первого из них.
Отсюда вытекает важный вывод: двигатели будут продолжать совершенствоваться. Какой бы двигатель ни стоял сейчас в вашей машине, необходимо обеспечивать его строго соответствующим топливом и другими материалами. Тот же принцип применим и к пищеварительной системе. Несомненно, пройдет еще сто тысяч лет, и человеческий организм претерпит изменения. Но сейчас мы проживем гораздо дольше и лучше, если позаботимся о своей нынешней пищеварительной системе, которая почти не изменилась с тех пор, как наши далекие предки слезли с деревьев.
И еще один взаимосвязанный с предыдущими вывод: если залить дизельное топливо в бак бензинового двигателя, машина не поедет. А мы можем преспокойно питаться самыми разными продуктами. Действительно, разве можно утверждать, что для человеческих существ предназначены лишь строго определенные продукты? Но задумайтесь, разве не по этой же причине вы сейчас читаете мою книгу? Вы питаетесь не теми продуктами. Поэтому у вас избыточный вес, ожирение и апатия.
Да, мы выжили, но лишь потому, что наши тела — бесконечно сложные механизмы, значительно превосходящие по изощренности любые машины. Они настолько совершенны, что даже если проглотить битое стекло или монетку, организм сумеет вывести ее наружу, но это не значит, что монеты следует включить в повседневный рацион. Просто такова одна из прекрасных особенностей нашего организма. Он может перерабатывать определенные количества вредной пищи без каких-либо побочных эффектов. Но стоит ли по этой причине превращать собственное тело в помойное ведро? ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ПИТАЮТСЯ ТОЛЬКО НАТУРАЛЬНЫМИ ПРОДУКТАМИ!
Что такое натуральные продукты?