Особенности реабсорбции в различных отделах нефрона у детей раннего возраста
Длина проксимальных канальцев нефрона в 10 раз меньше, чем у взрослых, поэтому реабсорбция всех веществ проходит медленнее. Тем не менее белки и глюкозы реабсорбируются полностью и, как правило, не содержатся в окончательной моче. Это объясняется тем, что величина максимальной реабсорбции зависит от скорости клубочковой фильтрации. Чем больше фильтрация, тем больше объем проксимальной реабсорбции. Эта зависимость называется клубочково – канальцевым балансом. Менее интенсивно в проксимальных канальцах реабсорбируются ионы и вода.
В восходящем отделе петли Генле новорожденных ионы хлора и натрия реабсорбируются с малой скоростью, поэтому в дистальные извитые канальцы и собирательные трубки поступает больше ионов, чем у взрослых. Зато в дистальных канальцах и собирательных трубках реабсорбция натрия протекает очень интенсивно.
37. Особенности диуреза и состава дефинитивной мочи у грудных детей.
38. Развитие функции инсулярного аппарата поджелудочной железы.
Дифференцировка клеток, синтезирующих инсулин и глюкагон происходит в течении 3го месяца внутриутробного развития. Вскоре появляется их секреторная активность. Островки Лангерганса приобретают типичное строение на 5м месяце. В крови плода инсулин определяется на 12й неделе, его концентрация до 7 месяцев низкая. После этого она увеличивается более чем в 5 раз и на таком уровне удерживается до рождения.
Содержание глюкагона в поджелудочной железе в течении внутриутробного развития достигает уровня взрослых. Уже у плодов инсулин и глюкагон действуют на углеводный обмен. β-клетки реагируют на уровень глюкозы в крови в третьей четверти периода внутриутробного развития.
После рождения продолжается развитие островков Лангерганса. За счет развития экзокринной ткани железы масса островков в железе относительно уменьшается. В период новорожденности масса их составляет 6 % массы железы, а к концу 1го года жизни – 1 %.
До 2-летнего возраста концентрация инсулина в крови составляет около 6 ЕД/мл ( у взрослых 8 – 9 ЕД/мл). Концентрация инсулина увеличивается в периоды интенсивного роста. Инсулярный аппарат обеспечивает растущий организм достаточным количеством инсулина, необходимым для протекания анаболических процессов.
При гипофункции β-клеток островков Лангерганса развивается сахарный диабет. Среди больных сахарным диабетом дети и подростки составляют 5 – 10 %.
39. Особенности секреции гормонов коркового вещества надпочечников и их значения в пре- и постнатальном онтогенезе.
Зачаток коры надпочечников появляется у эмбриона на 4 – 5 неделе внутриутробного развития. на 2м месяце он делится на 2 слоя: тонкий наружный ( будущая дефинитивная, постоянная кора) и более массивный внутренний ( временная фетальная кора). К концу второго месяца начинается образование гормонов. В первой половине внутриутробного развития эту функцию выполняет фетальная кора, во второй – в основном дефинитивная.
Через 8 недель внутриутробного развития надпочечники уже превращают прегненолон в прогестерон и синтезируют предшественника эстрогенов. Синтез кортизола начинается только во 2й половине внутриутробного развития ( скорость синтеза в это время снижается, уровень кортикостероидов увеличивается по мере развития плода). Через 5 месяцев внутриутробного развития надпочечники начинают реагировать на АКТГ.
Глюкокортикоиды участвуют в регуляции содержания гликогена в печени. Они необходимы для развития ряда органов, в частности тимуса и легких. Кортикостероиды необходимы для образования в легких сурфактанта, при гипофункции надпочечников возникает угроза развития у новорожденных синдрома гиалиновых мембран и ателектазов.
Продукция минералокортикоидов начинается с 4 месяца внутриутробного развития. В это время в крови определяется наличие альдостерона. С возрастом плода его концентрация в крови повышается.
Эстрогены коры надпочечников у плодов женского пола способствуют развитию матки, влагалища, наружных половых органов.
Дефинитивная кора имеет все три слоя: клубочковый, пучковый, сетчатый. Фетальная кора после рождения дегенерирует. Функция коры надпочечников после рождения также значительно изменяется. В первые дни синтез кортикостероидов снижена. С 10го дня их продукция повышается, к 2 неделе в расчете на единицу тела их образуется столько же сколько у взрослых. У детей т 1 года до 3 лет секреция кортикостероидов увеличивается, о чем свидетельствует усиление экскреции с мочой оксикортикостероидов и кетостероидов. В возрасте 11 – 12 лет увеличивается как секреция, так и экскреция.
Надпочечники с первых дней рождения принимают участие в адаптационных реакциях на действие неблагоприятных факторов ( стресс).
40. Значение вилочковой железы в раннем детском возрасте.
Вилочковая железа достигает максимального развития в детском возрасте. После наступления полового созревания, ее развитие останавливается и она начинает атрофироваться. В связи с этим предполагают, что железа стимулирует рост организма и тормозит развитие половой системы.
Гормоны вилочковой железы ( тимозин, гомеостатический тимусный гормон, тимопоэтин I b тимопоэтин II ) играют большую роль в развитии иммунологических защитных реакций организма, стимулируя образование антител, которые обеспечивают реакцию организма на чужеродный белок.
при увеличении роста тимуса у детей возникает тимико-лимфатический статус. При этом так же происходит разрастание лимфатической ткани. Внешний вид больного: одутловатое лицо, рыхлость подкожной клетчатки, тучность, тонкая кожа, мягкие волосы. Так же наблюдаются повторная беспричинная рвота, изменение дыхания, острая сердечная недостаточность.
41. Нарушения роста и развития детей, обусловленные патологией щитовидной железы.
Секреция тироксина в кровь начинается в конце 3го месяца внутриутробного развития. Гормоны щитовидной железы играют важную роль в развитии плода, в процессах роста и дифференцировки тканей, созревания нейроэндокринных регуляторных систем. Избыток или недостаток тиреоидных гормонов в антенатальном онтогенезе вызывает нарушения развития ЦНС и процессов окостенения.
Щитовидная железа новорожденных обладает выраженной способностью к поглощению йода. Концентрация тиреоидных гормонов у них выше, чем у взрослых. Масса железы к 7 годам по сравнению с новорожденными увеличивается в 3,5 раза. В этот период тиреоидные гормоны особенно важны. Их недостаточность ведет к задержке роста, умственной и половой отсталости, нарушениям пропорций тела. Комплекс этих явлений называется критинизмом. Часто бывает увеличение щитовидной железы, так называемый пубертатный гипертиреоз ( учащение сердцебиения, повышенная нервная возбудимость).
42. Особенности функции аденогипофиза у плода и ребенка.
43. Роль эндокринной системы в регуляции обмена кальция у детей.
44. Особенности регуляции секреции и значения антидиуретического гормона у грудных детей.
45. Двигательные рефлексы новорожденных.
· Для проснувшегося ребенка характерны сосательные движения и движения головы в поиске материнской груди.
· У респеленутых новорожденных возникают обобщенные движения – беспорядочные сгибания и разгибания рук и ног, изменение положения туловища.
· У новорожденных хорошо развиты сосательный и глотательный рефлексы.
· Функционируют и имеют высокую возбудимость рефлексы мочеиспускания и дефекации.
· Глаза у новорожденного чаще всего закрыты, но если открыты, легко вызывается защитный мигательный рефлекс.
· Легко вызывается коленный, менее постоянно – ахиллов рефлекс и сухожильный рефлекс двуглавой мышцы плеча.
· На достаточно сильное раздражение возникает примитивный ориентировочный рефлекс. Он выражается во вдрагивании ребенка с последующим «замиранием».
· Штриховые раздражения кожи подошвы стопы вызывают у новорожденного рефлекс Бабинского, который выражается в разгибании большого пальца и сгибании остальных пальцев с последующим их разгибанием и веерообразным положением.
· Хоботковый рефлекс. быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед.
· Рефлекс Робинсона ( хватательный рефлекс). При прикосновении к карандашу или пальца, ребенок хватает его с такой силой, что иногда можно поднять ребенка.
· Рефлекс Моро. При ударе по столику или кроватке, на которой находится ребенок, он разводит ручки, а потом сводит их. Это же происходит, если резко опустить ребенка.
· Рефлекс ползанья Бауера. В положении лежа на животе, легкое надавливание на стопы ребенка вызывает отталкивание ребенка от ладони.
46. Развитие выпрямительных рефлексов у детей первого года жизни (удержание головы, сидение, стояние).
47. Первые условные рефлексы у новорожденных детей, их особенности.см. 45
48. Развитие второй сигнальной системы у детей.
49. Особенности ЭЭГ у детей раннего возраста.
У 5-месячных плодов человека появляется спонтанная электрическая активность г.м., что обусловлено активностью подкорковых структур. В этом возрасте появляются медленные колебания, разделенные длительными интервалами (10 сек – 3 мин). У бодрствующих новорожденных на ЭЭГ видны аритмичные колебания с низкой амплитудой ( 30 – 50 мкВ). Преобладают частоты колебаний 1 – 2 и 4 – 6 в 1 с ( дельта- и тета- ритмы). Достаточно сильное раздражение уплощает ЭЭГ, что является сильным выражением реакции активации. Наличие такой реакции показывает, что у детей функционируют ретикулокортикальные и таламокортикальные связи.
В состоянии спокойного бодрствования устойчивая активность на ЭЭГ впервые появляется у детей около 3 месяцев. Регистрируются волны с частотами 3 – 5 и около 1 в 1 с. В 5 месяцев появляются колебания с еще более правильным ритмом около 5 колебаний в 1 секунду. Эта активность близка к α-ритму.
В целом на ЭЭГ с возрастом увеличивается частота преобладающего ритма. К 3м годам преобладают частоты 7 – 8 в 1 с. ( тета - ритм), увеличивается ( до 80 мкВ) амплитуда волн. Так же усложняется частотный состав ритмов ЭЭГ. В промежутках между сериями волн с частотами 7 – 8 наблюдаются более высокие колебания с частотой 3 – 4, преимущественно в передних областях коры. Кроме того всегда имеются низкие колебания с частотой 18 – 25 в 1 с ( бета – ритм).
В возрасте 7 – 9 лет преобладающим становится альфа – ритм и тета – ритм, составляющий около 25 % колебаний. Со временем тета – ритм все уменьшается. Свойственный взрослым характер ЭЭГ приобретает к 16 – 18 годам.
50. Особенности рефракции глаза у детей первого года жизни. Ее изменения с возрастом.
глазам большинства новорожденных детей свойственна дальнозоркость ( гиперметромия), хотя у части детей ( около 11 %) параллельно падающие на глаза лучи фокусируются на сетчатке ( эмметропия). Дальнозоркость ( 1 – 4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок при их шарообразной форме и короткой переднезадней оси глаза. Поэтому не смотря на то, что роговица и хрусталик у новорожденных боле выпуклы, задний фокус оптической системы находится за сетчаткой. У большинства детей к 8 – 12 годам глаза становятся эмметропическими ( при рассматривании далеких объектов на сетчатке получается резкое изображение). Однако у 30 – 40 % детей переднезадний размер глаз увеличивается слишком сильно и возникает близорукость ( миопия). Для корректировки зрения в таких случаях нужно носить очки с рассеивающими линзами.
51. Развитие звуковой чувствительности у ребенка.
Реакция на сильные звуки отмечается уже у плода. В последние месяцы внутриутробного развития можно заметить подергивания плода на звук. У новорожденных на сильный звук происходит сильное вздрагивание, сокращение мимических мышц, закрывание глаз, открывание рта. Условный мигательный рефлекс на звук формируется в конце 1го месяца жизни.
У новорожденных слух ( восприятие высоты и громкости) снижен; он улучшается к концу 2го – началу 3го месяца жизни. В это же время возможна дифференцировка звука, например звук колокольчика или гудка. Различие звуков, различающихся на 4 – 7 тонов возможно на 4- ом месяце жизни, нормы взрослого ребенок достигает к 7 месяцам.
Слуховой аппарат ребенка воспринимает звуки разной высоты ( частота тонов до 32000 Гц), взрослый – от 16 Гц до 20000 Гц. наибольшая острота слуха наблюдается в 14 – 19 лет. С возрастом острота слуха снижается.
В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми и музыка.
52. Неравномерность (гетерохронизм) развития в онтогенезе функциональных систем (акад. П.К.Анохин).
П. К. Анохиным и его учениками была разработана теория, согласно которой в основе развития функций ЦНС лежит последовательное образование динамичных функциональных систем, обеспечивающих необходимые на данном этапе онтогенеза полезные приспособительные результаты ( поддержание внутренних констант организма, приспособление к внешней среду у человека – результат социальной деятельности). Функциональные системы образуются на каждом этапе онтогенеза в соответствии с условиями существования организма и его потребностями ( системогенез). Когда в связи с изменением условий результат деятельности функциональной системы утрачивает свое полезное значение, система распадается.