Основные термины и определения. Даны в соответствии с законодательными актами РФ, руковод­ством ИСО/МЭК:2; стандартом

Даны в соответствии с законодательными актами РФ, руковод­ством ИСО/МЭК:2; стандартом ИСО 8402.

Стандарты включают государственный стандарт, санитарные нормы и правила, другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ устанавливают обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению норм, правил и характеристик продукции, работ, услуг.

Нормативные документы по стандартизации — государствен­ные, международные и региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, общероссийские классифика­торы технико-экономической информации, стандарты отраслей, предприятий, научно-технических инженерных обществ, других организаций.

Международный стандарт — стандарт, принятый международ­ной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей.

Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потреби­телей.

Уровень стандартизации — форма участия в деятельности по стандартизации с учетом географического, политического или эко­номического признака.

Сертификация — деятельность третьей стороны, направленная на подтверждение соответствия продукции, работ, услуг установленным требованиям нормативных документов.

Добровольная сертификация — проводится по инициативе юри­дических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольной сертификации могут подлежать продукция, работы, услуги, не входящие в перечень обя­зательной сертификации.

Сертификат соответствия — документ, выданный по правилам системы сертификации, подтверждающий соответствие продукции, работ, услуг установленным требованиям нормативных документов.

Система сертификации — совокупность участников сертифика­ции, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Система сертификации однородной продукции — система серти­фикации, относящаяся к определенной группе продукции или к совокупности видов продукции, объединенных общностью одного или нескольких свойств.

Центральный орган системы сертификации — орган, возглавляю­щий систему сертификации однородной продукции.

Орган по сертификации — орган, проводящий сертификацию соответствия определенной продукции согласно области аккредита­ции. Если функция испытательной лаборатории и органа по серти­фикации осуществляется одним юридическим лицом, то возможно применение термина «сертификационный центр» или «центр по сертификации».

Испытательная лаборатория (испытательный центр) — лабора­тория (центр), которая проводит общие испытания или отдельные виды испытаний определенной продукции, согласно области аккре­дитации.

Аккредитация испытательной лаборатории или органа по сертифи­кации — процедура, посредством которой уполномоченный в соот­ветствии с законодательными актами РФ орган официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией или органом по сертификации конкретных работ в заявленной области.

Способ (форма, схема) сертификации — определенная совокуп­ность действий, официально принимаемая в качестве доказательства соответствия продукции заданным требованиям — схемам сертифи­кации.

Эксперт (по сертификации, аккредитации) — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации или аккредитации.

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных орга­нов по сертификации или испытательных лабораторий (за соблюдением правил сертификации) — проверка, осуществляемая с целью установ­ления, что деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий продолжает соответствовать правилам системы.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией — кон­трольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установле­ния, что продукция продолжает отвечать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Заявитель — предприятие, организация, лицо, обратившиеся с заявкой на проведение сертификации или аккредитации.

Изготовитель — предприятие, организация, учреждение или граж­данин-предприниматель, производящие товары для реализации.

Продавец — предприятие, организация, учреждение или граж­данин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи.

Потребитель — гражданин, имеющий намерение или приобрета­ющий, заказывающий товар, работу, услугу для личных нужд.

Единство измерений — состояние измерений, при котором их ре­зультаты выражены в законодательных единицах величин и погреш­ности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

Средство измерений — техническое устройство, предназначенное для измерений.

Эталон единицы величины — средство измерений, предназначен­ное для воспроизведения и хранения единицы величины (кратных и дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины.

Государственный эталон единицы величины — эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государ­ственного органа в качестве исходного на территории РФ.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений — государственные, международные, региональные, применяемые в установленном порядке.

Метрологическая служба — совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

Метрологический контроль и надзор — деятельность, осуществляе­мая органом государственной метрологической службы или метроло­гической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

Поверка средства измерений — совокупность операций, выполня­емых государственной метрологической службой, другими уполно­моченными на то органами с целью определения и подтверждения соответствующих характеристик.

Калибровка средства измерений — совокупность операций, вы­полняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик или пригодности к при­менению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору.

Аккредитация на право поверки средств измерений — официальное признание полномочий на выполнение поверочных работ. Аккредита­ция проводится уполномоченным на то государственным органом.

Сертификат об утверждении типа средств измерений — документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям.

Сертификат о калибровке — документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки средств измерений, который выдается орга­низацией, осуществляющей калибровку.

Лицензия на изготовление {ремонт, продажу, прокат) средств изме­рений — документ, удостоверяющий право заниматься указанными видами деятельности. Выдается юридическим и физическим лицам органом государственной метрологической службы.

Владелец процесса — ответственный координатор всех подраз­делений, имеющих отношение к процессу, и лицо, отвечающее за результат процесса.

Гарантирование качества (quality assurance) — часть менеджмента качества, направленная на предоставление уверенности в том, что требования к качеству будут выполнены.

Качество (quality) — степень, в какой совокупность собственных, присущих продукции характеристик соответствует требованиям. Тер­мин «качество» может использоваться с прилагательными, такими как «плохое», «хорошее» или «отличное». Понятие «собственный, прису­щий» в противоположность понятию «назначенный, присвоенный» означает существование (наличие, присутствие) в чем-то, прежде всего в виде неизменной (постоянно присутствующей) характерис­тики. Качество товара в договорах, заключаемых в пределах одной страны, обычно определяется принятыми стандартами.

Менеджмент (management) — скоординированная деятельность, нацеленная на то, чтобы направлять организацию и управлять ею.

Организация (organization) — группа людей и средства с распре­делением ответственности, полномочий и взаимоотношений, на­пример, компания, корпорация, фирма, предприятие, учреждение, благотворительная организация, предприятие розничной торговли, ассоциация, или же их части, или комбинации из них.

Поставщик (supplier) — организация или лицо, предоставляющее продукцию, например производитель, дистрибьютор, розничный торговец или продавец продукции, или поставщик услуги или ин­формации. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации. В контрактной ситуации поставщика иногда называют «подрядчиком».

Постоянное улучшение (continual improvement) — повторяющаяся деятельность для повышения способности выполнить требования к качеству.

Потребитель (customer) — организация или лицо, получающее продукцию, например заказчик, клиент, конечный пользователь, розничный торговец, бенефициар и покупатель. Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Продукция (product) — результат процесса. Существуют четыре общие категории продукции: услуги (например, перевозка); про­граммные средства (например, компьютерная программа, словарь); технические средства (например, механическая часть двигателя); перерабатываемые материалы (например, смазка).

Процесс — совокупность взаимосвязанных или взаимодействую­щих видов деятельности, которая преобразует «входы» в «выходы».

Процессный подход — систематическая идентификация и менедж­мент процессов, применяемых внутри организации, и в особенности взаимодействия между такими процессами.

Система менеджмента (management system) — система для уста­новления политики и целей и достижения этих целей.

Система менеджмента качества, СМК (quality management sys­tem) — система менеджмента для того, чтобы направлять организацию и управлять ею применительно к качеству.

Удовлетворенность потребителя (customersatisfaction) — восприятие потребителем степени, в какой были выполнены его требования.

Управление качеством (quality control) — часть менеджмента качес­тва, направленная на выполнение требований к качеству.

TQM (total quality management) — концепция «всеобщего управле­ния качеством» заключается в вовлечении всех ресурсов организации наряду с обеспечением взаимодействия между всеми процессами организации для выпуска продукции, удовлетворяющей требования к качеству.

Аудит «третьей стороны» — проверки, которые проводятся вне­шними независимыми организациями. Такие организации, обычно имеющие аккредитацию (т.е. уполномочены на осуществление такого вида деятельности), осуществляют сертификацию или регистрацию на соответствие требованиям, таким, например, как требования ИСО9001.

Валидация (validation) — подтверждение посредством предоставле­ния объективного свидетельства того, что меры управления, менедж­мент которых осуществляется в соответствии с планом НАССР (под­робнее в п. 8.2) и рабочими PRP, способны быть результативными.

Верификация (verification) — подтверждение посредством предо­ставления объективного свидетельства (данных, подтверждающих существование или истинность чего-либо) того, что установленные требования были выполнены.

Конечная продукция (end product) — продукция, которая органи­зацией не будет подвергаться дальнейшей обработке или преобра­зованию.

Коррекция (correction) — действие для устранения обнаруженного несоответствия (невыполнения требований). В смысле стандарта МС ИСО 22000:2005 коррекция относится к обращению с потенциально небезопасной продукцией и поэтому может выполняться вместе с корректирующим действием, например, повторная обработка, дополнительная обработка и/или устранение неблагоприятных последствий несоответствия (такое, как передача потенциально опасной продукции для другого использования или ее специальная маркировка).

Корректирующее действие (corrective action) — действие для уст­ранения причины обнаруженного несоответствия (невыполнения требований) или другой нежелательной ситуации. Корректирующее действие включает анализ причин и предпринимается для предотвра­щения повторного появления несоответствия.

Критическая контрольная точка (critical control point, ССР) — шаг, на котором может быть применено управление, являющееся существен­но важным для предотвращения или устранения опасности пищевой продукции или для ее снижения до приемлемого уровня.

Критический предел (critical limit) — критерий, который отделяет приемлемое от неприемлемого.

Меры управления (control measure) — действие или деятельность, которые могут быть использованы для предотвращения или устране­ния опасности пищевой продукции или ее снижения до приемлемого уровня.

Мониторинг (monitoring) — проведение плановой совокупности наблюдений или измерений, чтобы оценить, действуют ли меры управления так, как предполагалось.

Опасность пищевой продукции (foodsafety hazard) — биологические, химические или физические агенты в пищевой продукции или со­стояние пищевой продукции, которые потенциально могут вызвать неблагоприятное воздействие на здоровье.

Пищевая цепочка (food chain) — последовательность стадий и операций, включенных в производство, обработку, распределение, хранение пищевой продукции и ее ингредиентов и обращение с ними, начиная от производства сырья и заканчивая потреблением. Пищевая цепочка включает производство кормов для животных, производящих пищевую продукцию, и для животных, предназна­ченных для производства пищевой продукции, а также производство материалов, которые будут входить в контакт с пищевой продукцией или сырьем.

Предупреждающее действие — действие для предотвращения по­явления несоответствия, т.е. создание условий для предотвращения возникновения несоответствия.

Программа предварительных условий (prerequisite program, PRP) — основные условия и виды деятельности, которые служат для под­держания по всей пищевой цепочке необходимой гигиенической среды, связанной с производством, обращением и предоставлением безопасной конечной продукции и безопасной пищевой продукции для потребления человеком.

Риск — сочетание вероятности появления вреда и тяжести этого вреда.

Наши рекомендации