Воздушный ядерный взрыв
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Тема № 1 «Боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического, биологического оружия, средства и способы защиты от них»
Занятие № 1 «Боевые свойства и поражающее действие ядерного и химического оружия, средства и способы защиты от них»
Обсуждена на заседании
предметно-методической комиссии
(ВУС – 030400)
«__» __________ 2015 г.
Протокол № __
г. Красноярск 2015
I. УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
1. Подготовка грамотного, волевого офицера, знающего боевые свойства ядерного и химического оружия и принципы защиты.
2. Способность организовать боевые действия подразделений в условиях применения противником РХБ оружия.
3. Обеспечить безопасность и защиту личного состава при выполнении поставленных задач.
Место проведения: ауд. 4-05
II. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Время: (4 часа)
содержание занятия | время (мин) | примечание |
I. Вводная часть | ||
II. Основная часть 1. Боевые свойства и поражающее действие ядерного оружия, средства и способы защиты. 2. Боевые свойства и поражающее действие химического оружия, средства и способы защиты. | ||
III. Заключительная часть |
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Организационно-методические указания по подготовке к занятию
1. За 2-3 дня подготовить материальное обеспечение занятий, технические средства, необходимую литературу.
2. Принять рапорт от КВ (ЗКВ) о готовности взвода к занятию, проверить наличие личного состава, осмотреть их внешний вид и при необходимости дать указания на устранение недостатков.
3. Сделать запись в журнал об отсутствующих на занятии.
4. Объявить номер и содержание темы и занятия.
5. Довести учебные цели занятия его важность и актуальность, связь с другими дисциплинами.
Организационно-методические указания по вводной части
По прибытию в аудиторию преподаватель принимает доклад дежурного по взводу о готовности взвода к занятию. Порядок доклада дежурного по взводу следующий: «Товарищ подполковник, учебный взвод НА-31 (НА-32) к занятию готов. По списку 30 (29) человек, на лицо 30 (29) человек. Дежурный по взводу курсант Сидоров». Преподаватель, приняв доклад, приветствует курсантов взвода, дает команду на рассаживания на свои места. После этого преподаватель проверяет наличие личного состава, уточняет причины отсутствующих курсантов, проверяет внешний вид обучаемых, порядок в аудитории. При выявлении недостатков делает замечания и приказывает командиру взвода доложить после занятия об этом офицеру ответственному за взвод. Кроме того рекомендуется преподавателю проверить размещение курсантов по отделениям в аудитории.
Затем преподаватель объявляет тему, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.
Перед переходом к учебным вопросам желательно во вступительном слове привести яркий и поучительный пример из опыта боевых действий. В обязательном порядке необходимо напомнить требования приказов МО РФ, касающейся данной темы.
Организационно - методические указания по основной части
1-й учебный вопрос «Боевые свойства и поражающее действие ядерного, оружия, средства и способы защиты».
При рассмотрении первого учебного вопроса преподаватель объясняет и даёт под запись вопрос, обращая внимание на следующие определения:
- Ядерный взрыв, поражающие факторы, их влияние на личный состав и вооружение и технику;
- способы защиты;
- показ учебного фильма.
2-й учебный вопрос «Боевые свойства и поражающее действие химического оружия, средства и способы защиты».
При рассмотрении второго учебного вопроса преподаватель объясняет и даёт под запись вопрос, обращая внимание на следующие определения:
- Определение Химическое оружие;
- характеристики отравляющих веществ;
- условия применения.
Организационно - методические указания по заключительной части
1. Ответить кратко на вопросы, возникшие в ходе занятия.
2. Подвести итог занятия, напомнить цели занятия и важность изученного материала, связь его с другими учебными дисциплинами.
3. Дать задание на самоподготовку:
- изучить материал данного занятия;
- доработать конспекты лекций, используя список основной литературы.
4. Объявить оценки, назвать фамилии отличившихся и нерадивых.
5. Закончить занятие, отправить взвод к месту проведения следующего занятия.
IV. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1. Химическое обеспечение боевых действий войск, Москва, Воениздат, 1992г. ;
2. Учебник сержанта химических войск, Москва, Воениздат, 1982 год.
Дополнительная литература
1. «Учебник сержанта РВиА», Воениздат. М., - 1990 г.
2. «Оружие массового поражение и средства защиты» учебник для студентов военных кафедр и офицеров запаса. – М.: Воениздат, Малютин А.П.,
Сузанский А.И., Цуриков А.С. 1980г.
Наглядные пособия:
1. Презентации к лекции.
Технические средства обучения:
1. Презентационный комплекс.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ВОПРОСОВ
Вопрос № 1 «Боевые свойства и поражающее действие ядерного, оружия, средства и способы защиты»
Общая характеристика ядерного оружия. Виды ядерных взрывов и их краткая характеристика.
Ядерным оружием называется оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании внутренней энергии, выделяющейся при цепных реакциях деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопа водорода (дейтерия и трития) в более тяжелые, например ядра изотопов гелия.
Мощность ядерных боеприпасов характеризуют тротиловым эквивалентом, то есть таким количеством тратила в тоннах, при взрыве которого выделяется такое же количество энергии, что и при взрыве данного ядерного заряда. По мощности ядерные боеприпасы условно делятся на сверхмалые (до 1 кт), малые (от 1 до 10 кт), средние (от 10 до 100 кт), крупные (от 100 кт до 1 мт), сверхкрупные (свыше 1 мт).
Ядерные взрывы могут осуществляться в воздухе на различной высоте, у поверхности земли (воды) и под землей (водой). В соответствии с этим ядерные взрывы разделяют на воздушные, высотные, наземные (надводные) и подземные (подводные).
Воздушный ядерный взрыв
К воздушным ядерным взрывам относятся взрывы в воздухе на такой высоте, когда светящаяся область взрыва не касается поверхности земли (воды) (рис. 1). Одним из признаков воздушного взрыва является то, что пылевой столб не соединяется с облаком взрыва (высокий воздушный взрыв). Воздушный взрыв может быть высоким и низким.
Точка на поверхности земли (воды), над которой произошел взрыв, называется эпицентром взрыва.
Воздушный ядерный взрыв начинается ослепительной кратковременной вспышкой, свет от которой может наблюдаться на расстоянии нескольких десятков и сотен километров. Вслед за вспышкой в месте взрыва возникает шарообразная светящаяся область, которая быстро увеличивается в размерах и поднимается вверх. Температура светящейся области достигает десятков миллионов градусов. Светящаяся область служит мощным источником светового излучения. Увеличиваясь, огненный шар быстро поднимается вверх и охлаждается, превращаясь в поднимающееся клубящееся облако. При подъеме огненного шара, а затем клубящегося облака создается мощный восходящий поток воздуха, который засасывает с земли поднятую взрывом пыль, которая удерживаются в воздухе в течение нескольких десятков минут.
рис. 1
При низком воздушном взрыве (рис. 2) столб пыли, поднятый взрывом, может соединиться с облаком взрыва; в результате образуется облако грибовидной формы.
рис. 2
Если воздушный взрыв произошел на большой высоте, то столб пыли может и не соединиться с облаком. Облако ядерного взрыва, двигаясь по ветру, утрачивает свою характерную форму и рассеивается. Ядерный взрыв сопровождается резким звуком, напоминающим сильный раскат грома. Воздушные взрывы могут применяться противником для поражения войск на поле боя, разрушения городских и промышленных зданий, поражения самолетов и аэродромных сооружений. Поражающими факторами воздушного ядерного взрыва являются: ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и электромагнитный импульс.