Сдвиги кривой спроса и их влияние на эластичность
Эластичность спроса
Ценовая эластичность
Коренное свойство спроса – при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к возрастанию спроса. Темп роста спроса определяется ценовой эластичностью. Ценовая эластичность – производная функции спроса по цене.
|
|
Рис. Кривая спроса
Пусть функция спроса отражается следующей зависимостью: Q = 1000 – 5 Р
Как изменится спрос при изменении цены на единицу?
Пусть старая цена Р 0=100 руб.
Новая цена Р =101 руб.
Тогда старый спрос Q0 =1000-5*100=500 шт.
Новый спрос Q = 1000-5*101=495 шт.
Рост цены на 1 единицу ведет к изменению спроса на 5 единиц.
Угол наклона линии спроса показывает, на сколько изменится спрос при изменении цены на 1 единицу. Величина приращения спроса – отражает интенсивность реакции потребителя. Она зависит от продукта и индивидуальных особенностей потребителя. Чувствительность к цене на хлеб ниже, чем к цене на розы.
Кривая спроса – основа для ценовой и продуктовой политики. Каждой цене соответствует определенный объем продаж. Оборот (выручка) = Р* Q = цена × объем продаж.Снижение цены, как и ее рост, ведут к падению выручки. При условии, что уровень доходов и цен на другие товары неизменны. Изменение цены влияет на объем спроса, продаж и выручку.
Угол наклона кривой спроса зависит от интенсивности потребления и характеризует реакцию потребителя на единичное изменение цены.
Эластичность – отношение относительного изменения спроса к соответствующему изменению цены. Она показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%.
Характеристика ценовой эластичности:
1. Ценовая эластичность всегда отрицательна, так как рост цен ведет к падению спроса.
2. Эластичность по абсолютной величине может быть больше или меньше единицы, так как зависит от наклона кривой спроса и соотношения р0 и q0. А для разных товаров возможны различные сочетания угла наклона и значений p0 и q0.
3. Эластичность изменяется при перемещении по кривой спроса. Если а-const, то при росте q 0.
Классификация значений вдоль кривой спроса:
[Ep]>1 - спрос эластичный: рост цены ведет к уменьшению выручки, снижение - к росту;
[Ep] =1 - изменение цены не влияет на выручку. Такое значение эластичность может принимать только на одной внутренней точке кривой спроса.
[Ep] < 1 - спрос неэластичный: рост цены ведет к росту выручки, а падение - к снижению. Если цена повысится на 1%, то спрос уменьшится очень незначительно.
Абсолютно эластичный спрос при Ep = -
Абсолютно неэластичный спрос при Ep = 0
Рассчитаем значение эластичности для точек A, B, C, D, E на кривой q = -2*p + 20.
|
Рис. Кривая спроса и зависимость выручки от спроса
А: p=8; q=4; B: p=7; q=6; E: p=5; q=10; C: p=3; q=14; D: p=2; q=16
; ; ;
При эластичном спросе процентное изменение q больше, чем процентное изменение р. При неэластичном спросе процентное изменение q меньше, чем процентное изменение р. При эластичном спросе рост цены ведет к сокращению выручки, а при неэластичном рост цен ведет к увеличению выручки от продажи, а снижение к ее сокращению.
Для любого товара на кривой спроса существуют участки эластичного и неэластичного спроса. Эластичные товары - предметы роскоши и товары, на которые существуют заменители. Они не являются абсолютно необходимыми: при росте цены потребитель перестает покупать эти товары и наоборот. Неэластичные товары - продукты, для которых нет заменителей (соль, сахар). При росте цены сложно сократить их потребление, а снижение цены вряд ли заставит покупать этих товаров больше.
Сдвиги кривой спроса и их влияние на эластичность.
Уровень дохода, система предпочтений и другие причины определяют расположение кривой спроса. В результате кривая спроса будет смещаться влево или вправо вдоль оси Ох. Смещение вправо: спрос становится менее эластичным - т.В располагается ближе к середине новой кривой спроса, нежели т.А для старой. Это благоприятное развитие событий для компании. Предприятие может продавать больше продукции при высокой цене.
При росте доходов потребители будут больше покупать цветов независимо от фактической цены, сложившейся к определенному моменту. Активная рекламная кампания, направленная на изменение системы предпочтений оказывает подобное воздействие. Если производитель сигарет под действием рекламы превращает человека, который курит от случая к случаю в заядлого курильщика, то последний будет покупать больше сигарет независимо от цены. Рекламная кампания способствует расширенного рынка и росту спроса.
К аналогичным результатам приводит уменьшение заменяемости продукта компании. За счет повышения качества продукция может явно отличаться от продукции других производителей. К таким же результатам приводит создание торговой марки и имиджа компании. Приверженность потребителя к компании, создание инновационного продукта, изменение предпочтений и стиля жизни потребителей.
Если руководство повысит цену на свою продукцию, то падение спроса в т. В будет значительно меньше, чем в т. А. Предприятие может значительно повысить цену, прежде чем выручка упадет, ниже исходного уровня.
Причины смещения влево: падение доходов населения, выход на рынок заменителей. При этом спрос становится эластичным, объем продажи уменьшается.