Структурно-содержательный тест для повторения и задания

К разделу 6

6.1. В рамках концепции биосферы по В.И. Вернадскому, вещество биосферы состоит из компонентов, приведенных в левой колонке. Приведите в соответствие их краткие характеристики, указанные в правой колонке.

1. Живое вещество 2. Косное вещество 3.Биогенное вещество 4.Биокосное вещество 5.Радиоактивное вещество 6. Рассеянные атомы 7.Вещество космического происхождения А.Совокупность всех живых организмов. Б.Совокупность всех неживых тел, образующихся в результате процессов, не связанных с деятельностью человека. В.Совокупность неживых тел, образованных в результате жизнедеятельности живых организмов. Г.Совокупность биокосных тел, представляющих собой результат совместной деятельности живых организмов и геологических процессов. Д. Метеориты, космическая пыль. Е.Атомы радиоактивных элементов (радиоактивные изотопы). Ж.Атомы, относящиеся к диффузной материи.

Примечание. Классификация вещества биосферы, предложенная В.И. Вернадским, с логической точки зрения не является безупречной, так как выделенные категории вещества частично перекрывают друг друга, а «биокосное вещество» – это фактически динамическая система, состоящая из двух веществ – живого и косного, что подчеркивал и сам Вернадский.

6.2. Живое вещество обеспечивает биогеохимический круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Основным геохимическим функциям живого вещества, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.

1. Энергетическая (биохимическая) 2. Газовая 3. Концентрационная 4. Окислительно-восстановительная 5. Деструктивная 6. Транспортная 7. Средообразующая 8. Рассеивающая 9. Информационная 10. Биогеохимическая деятельность человека А. Связывание и запасание солнечной энергии в органическом веществе и последующее рассеяние энергии при потреблении и минерализации органического вещества. Б. Способность изменять и поддерживать определенный газовый состав среды обитания и атмосферы в целом. В.«Захват» из окружающей среды живыми организмами и накопление в них атомов биогенных химических элементов. Г. Окисление и восстановление различных веществ с помощью живых организмов. Д. Разрушение организмами и продуктами их жизнедеятельности, в том числе и после их
смерти, как остатков органического вещества, так и косных веществ. Е. Перенос вещества и энергии в результате активной формы движения организмов. Ж. Преобразование физико-химических параметров среды. З. Функция рассеивания веществ в окружающей среде. И. Превращение и перемещение веществ биосферы в результате человеческой деятельности для хозяйственных и бытовых нужд человека. К. Накопление живыми организмами определенной информации, закрепление ее в наследственных структурах и передача последующим поколениям.


6.3. Основным свойствам биосферы, приведенным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные в правой колонке.

1. Целостность и дискретность 2. Централизованность 3. Устойчивость и саморегуляция 4. Ритмичность 5. Круговорот веществ и энергозависимость 6. Горизонтальная зональность и высотная поясность 7. Большое разнообразие А. Целостность биосферы достигается круговоротом вещества и энергии, которые обладают в то же время дискретностью. Б. Центральное звено биосферы – все живое вещество (биоэкология) – экоцентризм, а не только один вид – человек в рамках идеи антропоцентризма. В. В биосфере существуют ритмы разной продолжительности, однако ритмические явления не повторяют полностью в конце ритма того состояния природы, которое было в его начале. Г. Биосфера – открытая система, существующая на основе взаимозависимости от солнечной энергии и круговорота веществ,
обеспечивающего неисчерпаемость отдельных атомов химических элементов, в частности, углерода как основного «строительного материала» живого. Д. Общебиосферной закономерностью являются закономерное изменение природной среды по направлению от экватора к полюсам и с подъемом в горы от их подножия до вершин. Е. Биосфера характеризуется разнообразием экосистем, биогеоценозов, биоценозов и видов, разнообразием сред обитания живого, разнообразием природных зон и регионов. Ж. Гомеостатические механизмы биосферы связаны в основном с живым веществом, его свойствами и функциями и подчинены принципу Ле-Шателье–Брауна.

6.4. В рамках концепций биосферы и ноосферы среди основных этапов эволюции органического мира, приведенных ниже, отберите этапы, относящиеся к биогеоценозу (1) и ноогенезу (2).

А. Возникновение биосферы с ее биотическим круговоротом.

Б. Возникновение человека (общества).

В. Усложнение циклической структуры жизни в результате появления многоклеточных организмов.

Г. Превращение биосферы в сферу разума – ноосферу.

Примечание. Ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития. Понятие «ноосфера» введено Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом в 1927 г. В 30 – 40-е г.г. ХХ в. В.И. Вернадский развил представления о ноосфере в рамках ноогенеза – эволюционного процесса, управляемого человеческим сознанием. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку и технологии в единстве с биосферой.

6.5. В рамках концепции экологии – науки о взаимоотношениях живых организмов между собой и со средой их обитания, основным предметным основаниям экологии, указанным в левой колонке, поставьте в соответствие их краткие характеристики (определения), приведенные в правой колонке.

1. Биоэкология 2. Глобальная экология А. Комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и
общества. Наука о ценности природы для всей человеческой цивилизации. Б. Одна из биологических наук, изучающая отношения биологических организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой, опирающаяся на одну из основных идей биологии: «Всё живое связано между собой».

6.6. Законы взаимодействия общества и природы отражены в законах экологии Б. Коммонера (1974 г.). Каждому из законов экологии по Коммонеру, указанному в левой колонке, подберите соответствующее ему определение, приведенное в правой колонке.

1. Первый закон Коммонера 2. Второй закон Коммонера 3. Третий закон Коммонера 4. Четвертый закон Коммонера А. «Всё связано со всем» Б. «Всё должно куда-то деваться» В. «Ничто не дается даром» Г. «Природа знает лучше»

6.7. Взаимодействие общества и природы задает неклассическую биосоциокультурную модель человека (М.С. Каган), в рамках которой можно развести три понятия, указанные в левой колонке, на основании их кратких определений, приведенных в правой колонке.

1. Индивид 2. Индивидуальность 3. Личность А. Обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель “homo sapiens”.
Б.Социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных и ценностных ориентаций. В. Культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость (неустранимость)

Примечание. Итак, в культурологической индивидуальности возможно неклассическое «пересечение» различных детерминант рациональной деятельности и целенаправленный выбор их в рамках социальной и биологической двусторонности взаимодействия, независимый от желаний и убеждений.

6.8. Неклассическая модель рациональности включает в себя гуманистические позиции как биоэтики (1), так и социальной этики (2), которым поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные ниже.

А. Форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Б. Форма осознания социально-философского значения понятия общей судьбы в социокультурном аспекте совместного (общественного) проживания в общей коммунальной квартире человечества на планете Земля. Включает в себя политическую, экономическую и предпринимательскую этику.

Резюме. Академик Н.Н.Моисеев подчеркивал, что мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности особенно важно при рассмотрении концепций здоровья и коэволюции Природы и Человека.

6.9. Поставьте в соответствие с современными представлениями о здоровье (1) и валеологии (2) их краткие определения, приведенные ниже.

А. Наука о здоровье души и тела. Философская и научная система и реальная практика укрепления здоровья человека в процессе жизненного онтогенеза.

Б.Состояние полногофизического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

6.10. Основополагающая концепция коэволюции природных систем и человека в глобальном масштабе опирается на двухстороннее взаимодействие антропного принципа (1) и принципа глобального эволюционизма (2). Поставьте в соответствие данным принципам их краткие характеристики, приведенные ниже.

А. Даже незначительное отклонение значения любой из фундаментальных (мировых) констант приводит к невозможности появления во Вселенной высокоупорядоченных структур, в том числе, и человека.

Б. Распространяет развитие на все сферы бытия, устанавливая связь между неживой, живой и социальной материей. Принцип, провозглашающий единство эволюционирующего Космоса.

6.11. Коэволюционная синергетическая парадигма современного естествознания включает в себя «понятийную сетку» истинного предназначения ноосферы – коэволюции человека и биосферы, а также синергетики как совокупности наук о взаимопроникновении Порядка и Хаоса и изучении общих закономерностей процессов самоорганизации в открытых неравновесных системах.

Основным идеям синергетики в рамках предложенного Г.Хакеном понимания термина «синергетика» (1) и включенных в нее неравновесной термодинамики диссипативных систем (2) И.Пригожина и нелинейной динамики (3) поставьте в соответствие их краткие характеристики, приведенные ниже.

А. Обозначает «коллективное действие» и акцентирует внимание на кооперативности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого. Декларирует идею сотрудничества различных дисциплин (наук) в рамках совершающегося в естествознании и в общем научном познании глобального эволюционного синтеза.

Б. Неустойчивость и неравновесность определяют развитие систем, т.е. последние непрестанно флуктуируют. В особой точке бифуркации (критическое состояние) флуктуации достигают такой силы, что организация системы разрушается. Разрешением кризисной ситуации является быстрый переход диссипативной системы на новый, более высокий уровень упорядоченности, который получил название диссипативной структуры. Это и есть акт самоорганизации системы.

В. Эволюция большинства систем носит нелинейный характер, т.е. для такого типа систем всегда существует несколько возможных вариантов развития. Возникновение структур нарастающей сложности в рамках нелинейной динамики не случайность, а закономерность. Необратимость, неопределенность и нелинейность встроены в механизм эволюции.

6.12. Среди указанных ниже направлений развития цивилизации отберите направления, характерные для информационно-образовательной цивилизации.

А. Среди трудовых навыков умение обрабатывать информацию становится первостепенным. Повышается значимость фундаментального образования.

Б. Среди трудовых навыков важную роль играет специализированное знание, умение выполнять определенную операцию в трудовом конвейере.

В. Формируется целостная культура человеческого общества в рамках триады: «целостность природы – целостность культуры – целостность человеческой личности» как перспектива духовного совершенствования человечества.

Г. Профориентированное обучение создает техносферу, которая, создавая «комфортные условия» одному виду “homo sapiens”, губит всё живое.

Д. Возрастает роль интеллекта человеческой цивилизации на основе непрерывного образования и самообразования интеллектуальной культуры разумной личности.

Наши рекомендации