Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обшестве
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе):
1) Человек — прежде всего биологическоесущество, подчиненное законам природы Л.Фейербах 18в, социальный дарвинизм, фрейдизм);
2) Человек — чисто социальноесущество:
3)Человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом, к этим двум началам можно добавить третье психическое, биологическое – психическое - социальное;
4) Соотношение биологического и социального в человеке описывает концепция целостной(интегративной)социальной природы человека,
во-первых,социальное возникает из биологического и янляется новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания.
во-вторых,с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов.. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;
в-третьих,социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии).
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ».
Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.
Концепция двойственной, социально-биологической природы человека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Таким образом, в процессе общественною развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологические основы человеческого организма уменьшается и сужается. Чеюпек становится все «более социальным» и все «менее биологическим»
Рис.5. Изменение роли социального и биологического компонентов в обществе
Неэффективность такого подхода ярко демонстрирует даже официальная российская статисти. С точки зрения концепции целостной, интегральной природы человека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вместе с укреплением собственно социального. Социальное не «вытесняет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаимодействие в истории общества.
Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в • преадоленни дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой o вероятности предсказать, что в обозримой исторической будущем будут существовать и усиливаться потребности в разных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок.
Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, их удовлетворения и услуги, связанные с изменением биологических условий существования человека.
КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ