Конечные результаты обучения
ЗАПАДНО - КАЗАХСТАНСКий государственный медицинский университет им. МАРАТА ОСПАНОВА
кафедраестественно-научных дисциплин
Силлабус
Дисциплина: медицинская биофизика
Код дисциплины:МВ 1112
Специальность:5B110200 « Общественное здравоохранение »
Объем учебных часов/кредитов:45/1
Курс и семестр изучения: I курс / I семестр
Актобе 2012г.
Силлабус составлен кафедрой естественно-научных дисциплин, курса медицинской биофизики на основании типовой учебной программы по медицинской биофизике разработана в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования 2006 г. по специальности 051301 «Общественное здравоохранение»
Автор (ы): Турганбаева А.У., Мадихан Ж.Ш., Еримбетова Г.Г.
Обсуждено на заседании кафедры от «31» августа 2011 г.
Протокол №_1_
Руководитель кафедры Изтлеуов М.К.
Сведения о преподавателях :
№ | Ф.И.О. | Должность | Ученые степени | Приоритетные научные интересы | Достижения |
1. | Изтлеуов М.К. | Руков.каф. | Проф.д.м.н. | ||
2. | БеккужинаА.И. | И.о.доц. | |||
3. | Турганбаева А.У | Ст.преп. | |||
4. | Мадихан Ж.Ш. | Ст.преп. | |||
5. | Еримбетова Г.Г. | Ст.преп. | магистр |
Контактная информация:
Адрес: г.Актобе, ул. Марьесева 68, 2 – УК, 2 этаж
телефон 56-48-66
электронный адрес: [email protected]
Политика дисциплины:
Выполнить все требования составленного силлабуса на основании ГОСО РК 3.07.475 - 2006 года и типовой программе 2007 года , обязательные посещение практических занятий согласно расписанию, не пропускать занятия без уважительной причины, поэтапное и полное выполнение заданий по каждой теме, содержащихся в методических рекомендациях, своевременное сдача СРС .
1. Введение:
Биофизика представляет собой одну из фундаментальных биологических дисциплин, которая дает возможность на основе плодотворного слияния трех наук – физики, химии и биологии подойти к пониманию основ жизненных процессов.
Знание законов биофизики дает возможность разрабатывать новые методы научного исследования и анализа. В настоящее время многие биофизические методы широко используются для выяснения механизма действия л на организм факторов внешней и внутренней среды, в том числе физической, химической, техногенной природы, действия токсических агентов. Максимальная эффективность использования в медико-биологических исследованиях различных технических средств может быть достигнута только тогда, когда исследовать знает физические основы работы прибора. Программа направлена также и на формирование у студентов научных знаний и практических навыков по вопросам применения современной медицинской техники.
2. Цель дисциплины: Формирование научного мировоззрения и научной методологии как теоретической основы медико-биологических и санитарно- гигиенических исследований.
3. Задачи обучения:
- дать знания о практически важных достижения биофизики для решения задач медико-биологических исследований;
- обеспечить основам биофизических методов, применяемых в медико-биологических, гигиенических и эпидемиологических исследованиях;
- научить применению знаний физико-химические законов для объяснения процессов, протекающих в организме человека;
- сформировать у студентов логическое мышление, умение строить обоснованные суждения и умозаключения
Конечные результаты обучения
Студент должен:
Знать:
- физико-химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования;
- биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану, механизмы электрогенеза;
- физические особенности взаимодействия света с биологическими структурами;
- биофизические закономерности работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем;
- основы метрологического обеспечения исследований;
- основные группы медицинских приборов и аппаратов, применяемых для исследования биологических систем.
Уметь:
- правильно подбирать технические средства при решении медицинских задач;
- решать задачу оптимального сопряжения биообъекта и технических средств в медико-биологических исследованиях;
- проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях;
- производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств;
- измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов.
Владеть навыками:родственных наук
5. Пререквизиты: школьные программы по дисциплинам: физика, биология, химия, математика.
Постреквизиты:физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия, патологическая физиология, профильные дисциплины.
6. Краткое содержание дисциплины:
Биофизика клеточных мембран. Биофизика электровозбудимых тканей. Элементы квантовой биофизики. Биофизика тканей и органов. Классификация медицинских приборов и аппаратов.
7 . Тематический план занятий.
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы лекций | Кол-во часов |
1. | Основные механизмы транспорта веществ через биологические мембраны. | |
2. | Понятие электровозбудимости. Мембранные потенциалы | |
3. | Гемодинамические закономерности движения крови по сосудам. | |
4. | Классификация медицинских приборов и аппаратов. Формы энергии, которые преобразуются в измерительном преобразователе. | |
5. | Закономерности поглощения света и люминесценция биологических систем. | |
Всего: |
Тематический план лабораторно-практических занятий
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
1. | Методы исследования структуры мембран. | |
2. | Механизмы проницаемости мембран | |
3. | Транспорт веществ через биологические мембраны | |
4. | Молекулярные механизмы электрохимических потенциалов мембран и распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна. Биологические потенциалы. | |
5. | Исследование электрической активности сердца. ЭКГ. | |
6. | Биофизика мышечного сокращения. | |
7. | Реологические свойства крови. | |
8. | Технические средства для исследования биологических жидкостей. | |
9. | Исследование оптически активных веществ. | |
10. | Специальные приемы микроскопии биологических объектов. | |
Всего: |
Тематический план самостоятельных работ
под руководством преподавателя (СРСП)
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
1. | Источники погрешности при регистрации медицинских показателей | |
2. | Устройство, принцип работы электрокардиографа. | |
3. | Регистрации ЭКГ. Анализ и интерпретация нормальной ЭКГ. | |
4. | Математическое моделирование биологических систем. | |
5. | Гемодинамические закономерности движения крови по сосудам. | |
6. | . Устройство, принцип работы реографа. Методы исследования кровообращения. Интегральная и регионарная реография. | |
7. | Физические основы взаимодействия звука и биологических тканей. | |
8. | Применение ультразвуковых исследований в медицине. Рубежный контроль №1. | |
9. | Терапевтическая электронно-медицинская аппаратура. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока. | |
10. | Терапевтическая электронно-медицинская аппаратура. Терапевтическая техника, основанная на применении переменного тока. | |
11. | Конструкции датчиков и их основные характеристики. Параметрические датчики. | |
12. | Конструкции датчиков и их основные характеристики. Генераторные датчики. | .1 |
13. | Приборы для измерения функции внешнего дыхания. Устройство и принцип работы. Регистрация и анализ данных функциональных исследований | |
14. | Фотоэлектрические преобразователи | |
15. | . Фотометрический анализ биологических объектов. Устройство, принцип работы спектрофотометров. Регистрация поглощенной световой энергии. Рубежный контроль №2. | |
Всего |
Тематический план самостоятельных работ студентов (СРС)
№ | Наименование тем самостоятельной работы студентов | Кол-во часов |
1. | Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза. | |
2. | Общие физико-математические закономерности движения крови по сосудам. Пассивные механические свойства биологических тканей. | |
3. | Механизмы действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани. | |
4. | Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. | |
5. | Искусственные органы. | |
Всего: |
План организации самостоятельной работы студента (СРС)
№ | Тема/подтемы СРС | Задания/ формы проведения СРС | Формы контроля СРС | График контроля СРС (сроки) |
Механизмы проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза. | Ответить на вопросы: 1) Формула Борна; 2) Виды ионных переносчиков и их функции; 3) Сущность механизма электрогенеза; | реферат | 4 неделя | |
Общие физико-математические закономерности движения крови по сосудам. Пассивные механические свойства биологических тканей. | Ответить на вопросы: 1) Гидродинамическая модель Франка; 2) Пульсовая волна; 3) Пассивные механические свойства биологических тканей; | реферат | 6 неделя | |
Механизмы действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани. | 1) знать корпускулярные и волновые свойства света; 2) знать устройство оптических квантовых генераторов; | реферат | 8 неделя | |
Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях. | 1) Вывести формулу магнетона Бора; 2) Описать эффект Зеемана; 3) Описать поглощение энергии резонанса; | реферат | 10 неделя | |
Искусственные органы. | Ответить на вопросы: 1) Основные физические и механические свойства искусственных органов; 2) Искусственный аппарат кровообращения; 3) Протезы в медицине; | реферат | 12 неделя |
9. Литература основная и дополнительная:
Основная:
На русском языке
1. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2004. –496 с.
2. Антонов В.Ф., Черныш А.М., В.И. Пасечник и др. Биофизика. М., Владос, 2000.
3. Физиол человека. В 3 томах.Пер.с англ / Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса. – М.: Мир, 2004.
4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика.- М., Высшая школа, 2003-608 с.
5. Владимиров Ю.А., Рощупкин, Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. Биофизика, М., Медицина, 1999.
6. Рубин А.Е. Биофизика. Т1, Т2 М.: Университет «Книжный дом» 2000,2004.
На казахском языке
1. Сәтбаева Х.К., Өтепбергенов А.А., Нілдібаева Ж.Б. Адам физиологиясы. Алматы.: Дәуір, 2005 – 663 бет.
2. Канкожа М.К. Қозғыш ұлпалар физиологиясы. Алматы, 2004. – 78 бет.
3. Көшенов Б. Медициналық биофизика. Алматы. «Қарасай»., 2008 ж. – 222 бет
На английском языке
- Berne, RM & Levy, MN (2004). Physiology (5th ed.). C.V. Mosby & Company, St. Louis & Washington, USA.
- Schmidt, R.F. & Thews, G. (Eds) (1989) Human Physiology. Publ: Springer-Verlag, Berlin, New York.
- Jack A. Tuszynski, Michal Kurzynski (2003). Introduction to Molecular Biophysics (Pure and Applied Physics). CRC.
- V. Pattabhi, N. Gautham (2002). Biophysics. Springer.
Дополнительная литература
1. Основы физиологии человека. Учебник в 2 томах под редакцией Б.И. Ткаченко,1994.
2. Кантор Ч., Шиммел П. Биофизическая химия 2 том, М.Мир,1985.
3. Рощупкин Д.И., Артюхов В.Г. Основы фотобиофизики. Воронеж,1997.
4. Генис Р. Биомембраны. Молекулярная структура и функции. М. «Мир»,1997.
5. Эллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. – М.: НИИ Биомедицинской химии РАМН, 1999.
10. Методы обучения и преподавания:(малые группы, дискуссия, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, кейс - стади и т.д.)
Лекции:обзорные и проблемные
Практические занятия:семинары, обратная связь студент-преподаватель, работа в малых группах, контроль знаний предшествующей темы, закрепление новых знаний, обсуждение задания на следующее занятие
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:работа студентов в парах, работа в малой группе с учебниками, консультации, дискуссии, презентации рефератов, обсуждение тем самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов:работа студентов с литературой, подготовка рефератов по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения, самооценка уровня подготовки по темам самостоятельной работы
11. Критерии и правила оценки знаний:шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Текущий контроль по дисциплине включает решение тестовых заданий, проверяющих уровень теоретических знаний; индивидуальный или фронтальный устный опрос по обсуждению теоретического материала, методике выполнения лабораторных работ и др.;контроль над выполнением лабораторных работ на основании отчета и овладения практическими навыками. При текущем контроле письменная работа проводится по основным темам лекционного курса изучаемого кредита и оценивается преподавателем. Итоговый контроль проводится в форме экзамена.