Соответствие дней творения великим дням земной жизни Иисуса Христа
Литургическая традиция Православной Церкви понимает библейские дни творения буквально, когда устанавливает им соответствие с днями земной жизни Христа Спасителя. Такая связь оправдана духовно и вполне истинна, поскольку Господь, «Имже вся быша», как вторая Ипостась Святой Троицы, в начале времен совершил шестидневное творение, а в конце времен восстановил Свое падшее творение, искупив Своим воплощением человеческий род и примирив нас с Отцом Небесным.
Примечательно, что Церковь утверждает прямое соответствие этих великих дней с днями первой творческой седмицы в важнейших вероучительных чтениях Триоди – синаксарях Великого Пятка, Великой Субботы и Святой Пасхи.
Синаксарь Великого Пятка:«Ведомо же убо, яко в шестый день седмицы, яве в пяток распятся Господь, занеже и в шестый день изначала создатися человеку.
Но и в шестый час дне на Кресте повешен бысть: зане в тойже час, якоже глаголют, и Адам на отреченное древо руце простер коснуся, и умре: подобаше бо воньже час сокрушену, в той паки возсоздатися. В вертограде же, яко и Адам в Раи. Горькое питие: вкушение образоваше. Заушение: нашу свободу являше. Оплевание и бесчестное обвождение: еже о нас честь. Терновый венец: клятвы яже на нас отгнание. Багряная одежда: за кожаные ризы, и за еже на нас царскую утварь. Гвоздие: всеконечное нашего греха недвижение. Крест: древо еже в Раи. Пронзенная ребра: Адамово образоваху ребро, от негоже Ева, от неяже преступление. Копие: пламенное оружие мне отвращает. Из ребр вода: образ крещения. Кровь, и трость: имиже нам червлеными писмены яко Царь, древнее отечество дарова и подписа. Глаголется убо Адамова глава тамо лежати, идеже и Христос, Глава всех, распятся... Идеже убо труп, тамо и Орел прииде Христос, Вечный Царь, Новый Адам, ветхого и древом падшего Адама, древом исцеляяй» [137, Ч. 2, л. 445].
Синаксарь Великой Субботы:«Якоже бо в первом мiротворении, всякое дело соделав Бог, и последи господьственнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умного мiра делании изрядне вся соделавый, и в шестый день наздав паки истлевшаго человека,и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий паки седмый день упокои,совершенным дел упокоением, живото-естественным и спасительным уснув сном» [137, Ч. 2, л. 483].
Синаксарь Святой Пасхи:«Во святую и великую неделю Пасхи, самое живоносное Воскресение празднуем Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еже убо и Пасху именуем:яже еврейскою беседою преведение толкуется. Той бо есть день, воньже Бог в начале мiр от небытия приведе.В той день израильтеския люди, сквозе Чермное море провед, от фараоновых исхищает рук. В той паки с небесе сошед, во утробу Девы вселися: и ныне из адовых сокровищ человеческое естество все исхитив, на небеса возведе, и к древнему достоянию приведе нетления» [138, л.4].
О соответствии этих великих дней дням творения созвучно писали многие Святые Отцы. Эти мысли увековечены Церковью в богослужебных стихирах и других молитвенных текстах.
Священномученик Ириней Лионскийписал о Великом Пятке: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день, накануне субботы – то есть в шестой день творения,в который и создан человек, через Свое страдание даруя ему новое создание, то есть освобождение от смерти» [61, с. 495].
В славнике на «Господи, воззвах» вечерни Великой СубботыЦерковь воспевает: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седьмый.Сия бо есть благословенная суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав; и во еже бе, паки возвращься воскресением, дарова нам живот вечный, яко Един Благ и Человеколюбец» [137, Ч. 2, л. 497].
Преподобный Максим Грек, говоря о дне воскресном, учил: «Третьим он называется, будучи исчисляем от дня спасительной страсти и распятия, восьмым же считается по созданиюмiра;ибо начало видимаго мiра было в тот день, и истинный свет – Христос в тот же день воскрес» [92, Ч. 3, с. 33].
Список подобных святоотеческих цитат может быть без труда увеличен.
Помимо Светлого Дня Пасхи и предшествующих ему дней Страстной седмицы, можно встретить у Святых Отцов суждения о промыслительной Божественной связи с днями творения иных дней земной жизни Спасителя.
Относительно Рождества Господня священник Даниил Сысоев приводит мнение двух учителей Церкви.
Священномученик Ипполит Римский:«Первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ, в среду, в сорок второй год Августа» [128].
Преподобный Максим Исповедник:«Мы познахом, яко в кий быша день сотворени светила, в той же родися Христосистинный Бог наш, яко превечное Солнце правды» [Там же].
Все эти и многие другие свидетельства Святых Отцов являются прямым и неопровержимым доказательством того, что библейский Шестоднев воспринимается церковным сознанием как реальные исторические дни, имеющие к тому же свое логическое завершение в днях земной жизни Христа – Творца неба и земли.
Нам представляется, что нет необходимости предлагать вниманию читателей другие, хотя и справедливые, но быть может не для всех очевидные утверждения о промыслительной связи между Шестодневом и иными днями, прожитыми Сыном Человеческим Иисусом. К примеру – о соотнесении первого четверга, в который были созданы обитатели вод и птицы небесные (Быт. 1, 21) с Великим Четвертком, в который Создатель вод омыл водами ноги Своих учеников, соделав их, по слову Тертуллиана,«рыбками, плывущими за Великой Рыбой – Христом», а напитав Своим Телом и Кровью, «соделал их жителями небес» [128]. Или, к примеру – о соотнесении того же первого четверга с днем Вознесения Господня, когда Христос-Плотоносец, благословляя апостолов, Сам, подобно птице небесной, отступи от них и возношашеся на небо (Лк. 24, 51).