Требования к уровню подготовки. Понимать: Основные положения биологических теорий (клеточная теория
Понимать:
- Основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч.Дарвина)
- Учения В.И.Вернадского о биосфере
- Сущность законов Г.Менделя
- Закономерностей изменчивости
- Строение биологических объектов : клетки, генов, хромосом
- Структуру вида и экосистем
- Сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленностей, образование видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере
- Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки
Учащиеся должны знать:
· основные положения биологических теорий;
· строение биологических объектов;
· сущность биологических процессов;
· причины эволюции и изменяемости видов;
· вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;
· биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения
· решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
· описывать особей видов по морфологическому критерию;
· выявлять приспособленность организмов к среде обитания;
· сравнивать биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения
· анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности человека в окружающей среде;
· изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
· находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать;
· использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни с целью соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.
В программе предусмотрено:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Лабораторные работы Практические работы | ||||
Экскурсии | ||||
Контрольные работы | ||||
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | дата | № Урока п\п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Формы контроля, Лабораторные, практические работы | Домашнее задание |
Введение | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии | Урок лекция | Классическая и физико-химическая биология | Беседа по вопросам | 1,2 | ||
Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живого | комбинированный | Жизнь, свойства жизни | Беседа, заполнение таблицы | 3,4 | |||
Обобщающий урок по теме «Биология, жизнь, сущность и свойства живого» | обобщающий | Тестовые задания | |||||
Основы цитологии | Методы цитологии. Клеточная теория | Изучение нового материала | Основные положения клеточной теории | Конспект, беседа по вопросам | |||
Химический состав клетки | комбинированный | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы | беседа | ||||
Вода , ее роль в жизнедеятельности клетки | комбинированный | Гидрофильность, гидрофобность | Беседа по вопросам | ||||
Минеральные вещества и их роль в клетке | комбинированный | Буферные системы, анионы, катионы | беседа | ||||
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетке | Изучение нового материала | Углеводы: моносахариды, дисахариды, полисахариды | Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы | ||||
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки | Изучение нового материала | Липиды, воск, фосфолипиды | Самостоятельная работа с текстом, заполнение таблицы | ||||
Строение белков | комбинированный | Белки, протеины, протеиды, пептиды, пептидная связь, первичная, вторичная, третичная структура | Заполнение таблицы | ||||
Функции белков ЛАБ.РАБ.№1 – 20МИН | комбинированный | денатурация | Лабораторная работа | ||||
Нуклеиновые кислоты: ДНК | Изучение нового материала | Нуклеиновая кислота, нуклеотид, ДНК, азостистые основания, комплементарность | Заполнение схем, заполнение таблицы | ||||
Нуклеиновые кислоты: РНК | комбинированный | РНК, рибосомная, информационная, транспортная | Заполнение схем, таблиц | ||||
АТФ и другие органические вещества | комбинированный | Макроэргическая связь, АТД, АДФ, АМФ | Таблицы, схемы | ||||
Состав клетки | Контрольно-обобщающий урок | Роль вещества в клетке | Контрольная работа | Повторить 5-13 | |||
Строение клетки ЛАБ.РАБ.№2 – 5 МИН | вводный | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз | Лабораторная работа | ||||
ядро | Изучение нового материала | Ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, хромосомы | Проверочная работа | ||||
Цитоплазма, клеточный центр. Рибосомы | комбинированный | Цитоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли, рибосомы | Самостоятельная работа | ||||
Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи, лизосомы, включения | комбинированный | Эндоплазматическая сеть, гладкая, шероховатая, комплекс Гольджи, лизосомы | Заполнение таблицы | ||||
Строение клетки: митохондрии, пластиды, органоиды движения | Урок лекция | Митохондрии, пластиды, граны, строма, органоиды движения | конспект | ||||
Сходства и различия в строение прокариотических и эукариотических клеток | комбинированный | Аэробы, анаэробы , споры | Самостоятельная работа | ||||
Сходства и различия в строение клеток растений, животный и грибов ЛАБ.РАБ.№3-10МИН | комбинированный | Сапрофиты, паразиты, симбионты, гифы | Самостоятельная работа | ||||
Неклеточные формы жизни. Вирусы и фаги | Изучение нового материала | Каспид, бактериофаг | Самостоятельная работа | ||||
Обмен веществ и энергии в клетке | Урок лекция | Гомеостаз, пластический и энергетический обмены, метаболизм, ферменты | конспект | Вопросы | |||
Энергетический обмен в клетке | комбинированный | Фосфорилирование, гликолиз, кислородное расщепление | Индивидуальный опрос., самостоятельная работа | ||||
Питание клетки | Изучение нового материала | Питание, автотрофы, гетеротрофы | Срезовая работа | ||||
Автотрофное питание, фотосинтез | комбинированный | Световая и темновая фазы фотосинтеза | Индивидуальный опрос | ||||
Автотрофное питание. Хемосинтез | комбинированный | Хемосинтез, железобактерии, серобактерии, нитрофицирующие бактерии | Индивидуальный опрос | ||||
Генетический код. Транскрипция | Изучение нового материала | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция | Индивидуальный опрос | Таблица | |||
Синтез белков в клетке. Трансляция | Изучение нового материала | Промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома | Индивидуальный опрос | ||||
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организма | комбинированный | Оперон, оператор, структурные гены, репрессор | Индивидуальный опрос, беседа | Повторить 5-27 | |||
Семинар по теме: «Цитология» | Обобщающий урок | Все понятия | Диктант, тесты | ||||
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез организмов) | Жизненный цикл клетки | Изучение нового материала | Апоптоз, митотический цикл, интерфазы, репликация | конспект | |||
Митоз и амитоз | комбинированный | Кариокинез, цитокенез, веретено деления | Схема, таблицы | ||||
35-36 | мейоз | Изучение нового материала | Мейоз, коньюгация, кроссинговер | Опорный конспект | |||
Формы размножения организмов. Бесполое размножение | Урок лекция | Бесполое размножение, вегетативное размножение, сиамские близнецы | конспект | ||||
Формы размножения организмов. Половое размножение | Изучение нового материала | Гаметы, гермафродит, конъюгация, копуляция, яичники, семенники | Самостоятельная работа | ||||
Развитие половых клеток | комбинированный | Гаметогенез, оогенез, сперматогенез | Проверочная письменная работа | ||||
оплодотворение | Изучение нового материала | Оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение, микроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры | Самостоятельная работа с текстом | ||||
Онтогенез – индивидуальное развитие организма ЛАБ.РАБ.№4-10 МИН | комбинированный | Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента | конспект | ||||
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период | Урок лекция | Морула, бластула, гаструла, эктодерма, эндодерма, мезодерма | Таблицы, конспект | ||||
Постэмбриональное развитие | комбинированный | Периоды: ювенальный, пубертатный,старение | Беседа по вопросам, | ||||
Обобщающий урок по теме «Онтогенез» | обобщающий | Тестовые задания | |||||
Основы генетики | История развития генетики. Гибридологический метод | вводный | Гибридологический метод, чистые линии | Беседа по вопросам | |||
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | Изучение нового материала | Аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, доминантные, рецессивные гены, правило единообразия, расщепление, закон чистоты гамет | Решение задач | ||||
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание | Изучение нового материала | Неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание | Решение задач | ||||
1 и 2 законы Менделя ЛАБ.РАБ.№5 – 20МИН | Урок практикум | Решение задач | |||||
Дигибридное скрещивание | Изучение нового материала | Решетка Пеннета, закон независимого наследования признаков | Решение задач | ||||
Законы Менделя | Урок практикум | Фенотип, генотип, расщепление генов | Решение задач | 40-41 | |||
Обобщающий урок теме «1 и 2 законы Менделя» | обобщающий | Решение задач | |||||
Хромосомная теория наследственности | комбинированный | Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты | Решение задач | ||||
Взаимодействие неаллельных генов | Изучение нового материала | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, плейтропность | Решение задач | сообщения | |||
Цитоплазматическая наследственность | Урок сообщения | Цитоплазматическая наследственность | таблица | ||||
Решение задач «дигибридное и моногибридное скрещивание» | Урок практикум | Решение задач | 43-44 | ||||
Генетическое определение пола | Урок лекция | Аутосомы, половые хромосомы | Решение задач | ||||
Наследование признаков, сцепленных с полом | Изучение нового материала | Гомогаметный пол, гетерогаметный пол | Решение задач | ||||
Решение задач по теме «наследование признаков, сцепленных с полом» | Урок практикум | Решение задач | |||||
изменчивость | Урок практикум | Модификационная изменчивость, наследственная изменчивость | Лабораторная работа | ||||
Виды мутаций | Изучение нового материала | Генные, хромосомные, геномные, утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация, полиплоидия | конспект | ||||
Причины мутаций. Соматические и генетические мутации ЛАБ.РАБ.№7 – 10МИН | Урок лекция | Мутагенные факторы, соматические, генетические мутации, летальные, полулетальные, нейтральные, полезные мутации | конспект | 48, повторить 38-48 | |||
62-63 | Повторение по теме «Генетика» | Урок семинар | Тесты, доклады учащихся | 38-48 | |||
Контрольная работа | Письменная контрольная работа | ||||||
Генетика человека | Методы исследования человека | вводный | Методы, генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биологический | таблицы | |||
Генетика и здоровье | Урок сообщение | Генные заболевания, хромосомные болезни | сообщение | ||||
Проблемы генетической безопасности | Урок лекция | Медико-генетическое консультирование | конспект | ||||
68-69 | Решение генетических задач ЛАБ.РАБ.№8 | Урок практикум | Решение задач | 50-51 | |||
Повторение по теме «Генетика человека» | Урок семинар | ||||||
Обобщение материала за курс 10 класса | Контрольная работа | Письменная контрольная работа | |||||
Подведение итогов | Подведение итогов года. Анализ контрольной работы |
Используемая литература
Литература для учителя:
- Программа для общеобразовательных школ «Биология» 10-11 класс, Пасечник М.: «Просвещение», 2008 год
- Учебник «Биология 10-11 классы, Общая биология», А.А.Каменский, «Дрофа2, 2006 год
- Поурочное планирование по общей биологии 10 класс А.В.КУлев, 2002 год «Паритет»
- Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 классы к учебнику А.А.Каменского 2006 год, «Экзамен»
- Общая биология – поурочные тесты и задания 10-11 класс, «Аквариум», 998 год
- Контрольные и проверочные работы по биологии 9 – 11 классы, Т.С.Сухова,, «Дрофа», 1997 год
- Тестовые задания по общей биологии А.В.Теремов, «Сфера», 2000 год
- Тесты по биологии 6-11 классы Т.С.Сухова, «Дрофа», 1997 год
Литература для учащихся:
- Учебник: «Биология 10-11 классы. Общая биология» А.А,Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, издательство «Дрофа», 2006 год
- Рабочая тетрадь «Биология 10-11 классы. Общая биология» А.А,Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, издательство «Дрофа», 2006 год
Дополнительная литература:
1. Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
2. Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
3. Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год
4. Основы биологии С.Г.Мамонтов, Просвещение, 1992 год