И распределения энергии
Средствами передачи тепловой энергии на судне являются паровые магистрали с различными параметрами давления и температуры, а электрической энергии — кабельные сети, рассчитанные на различные параметры тока.
Паровые магистрали имеют немногочисленных потребителей и локализуются, как правило, в машинно-котельных отделениях.
Напротив, электрические сети распределены по всему кораблю и требуют увязки с проектными решениями по другим подсистемам.
Различают следующие судовые электросети:
- силовую — для питания электроприводов судовых механизмов МКО, механизмов судовых устройств систем и пр.;
- осветительную — для питания основного освещения помещений и открытых палуб, сигнально-отличительных фонарей, подсветки телеграфов, навигационных и других приборов;
- аварийного освещения — для питания осветительных цепей, которые должны работать в аварийном режиме (питание сигнально-отличительных фонарей, освещение коридоров, проходов, постов управления, шлюпочных палуб и мест посадки в шлюпки);
- слабого тока — для питания цепей телефонов, телеграфов, пожарной сигнализации и пр.;
- переносного освещения — для питания через штепсельные соединения переносных ламп;
- электронавигационных приборов — для питания гирокомпаса, эхолота, электромеханического лага и пр.
От источников электроэнергии — генераторов — ток поступает на главный распределительный щит (ГРЩ), который является центральным пунктом распределения электроэнергии (рис. 9.12).
Для проектанта корабля важен выбор схемы распределения электроэнергии.
Все электропередачи, входящие в электрическую сеть, подразделяются на фидеры и магистрали.
Фидером называется кабельная линия, включенная между двумя любыми распределительными щитами (РЩ) или между РЩ и приемником либо источником электроэнергии.
Магистралью называется кабельная линия передачи электроэнергии, к которой на всем ее протяжении подключаются РЩ или магистральные коробки, а отдельные приемники электроэнергии получают электроэнергию от этих РЩ и магистральных коробок.
Существуют магистральная, фидерная (радиальная) и смешанная (магистрально-фидерная) системы распределения электроэнергии.
При магистральной системе (рис. 9.13 а) питание (генераторы Г1 и Г2) подается от ГРЩ к потребителям через магистральные коробки (МК) и распределительные щиты (РЩ), объединенные одной магистралью. РЩ, устанавливаемые в определенных частях судна — в носу, в корме, в средней части, — питают групповые распределительные щиты и распределительные щитки отдельных потребителей.
При фидерной (радиальной) системе (рис. 9.13, б) питание каждого распределительного щита, а также некоторых ответственных и мощных потребителей (Д1 и Д2) осуществляется от ГРЩ по отдельным фидерам. Эта система более надежна, чем магистральная, так как при повреждении фидера отключается только один распределительный щит или один ответственный потребитель. При повреждении магистрали в первой схеме прекращается питание всей группы распределительных щитов. Кроме того, при фидерной системе можно непосредственно на ГРЩ включать и выключать потребителей.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЗАПАСЫ
Первичным ресурсом энергии на корабле является топливо. Топливо может быть органическим (нефть, газ, уголь, синтетические топлива и т. п.) и неорганическим (ядерное, водородное).
Существует прогноз развития топливного рынка для морского транспорта. Результат этого прогноза показан на рис. 9.14.
К топливам, продуктам нефтепереработки, относятся:
- дизельное топливо, применяемое для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей авиационного типа. Самое дорогое из нефтяных топлив. В быстроходных дизелях применяется как основное; в средне- и малооборотных дизелях, а также газотурбинных двигателях — при запуске, работе на частичных режимах и маневрировании;
- моторное топливо — для средне- и малооборотных дизелей;
- флотский мазут — для средне- и малооборотных дизелей;
- топочный мазут — для паровых котлов;
- газотурбинное топливо — для газовых турбин, а также для средне- и малооборотных дизелей.