Основные требования к подготовке учащихся
Знать:
· Основные этапы происхождения человека
· Уровни организации
· Органы и системы органов человека
Обосновывать:
· Взаимосвязь строения с функциями органов и систем органов – родство человека с животными
Распознавать:
· Органы, их топографию
Характеризовать:
· Влияние тренировки на органы и организма человека
· Роль закаливания на здоровье человека
Наблюдать:
· Результаты опытов по изучению органов, тканей, клеток
Соблюдать:
· Правила приготовления микропрепаратов и рассматривание их в микроскоп
· Проведение простейших опытов изучения деятельности своего организма
· Правила гигиены
· Правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены, профилактики отравления ядовитыми продуктами, растениями, грибами, газообразными веществами
В программе предусмотрено:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
Лабораторные работы Практические работы | ||||
Экскурсии | ||||
Контрольные работы | ||||
Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | дата | № Урока п\п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Формы контроля, Лабораторные, практические работы | Домашнее задание |
Введение | Биосоциальная природа человека и науки, изучающей его | вводный | Анатомия, физиология, психология, гигиена | Запись понятий в тетрадь, фронтальный опрос | Понятий | ||
Становление наук о человеке | Изучение нового материала | Гераклит, гиппократ, рафаэль, уильям гаврей, лиу пастер, илья мечниковфронтальный опрос заполение таблицы | Заполнение таблицы фронтальный опрос | ||||
Происхождение человека | Систематическое положение человека | комбинированный | Таксоны, рудименты, атавизмы | Заполнение таблицы фронтальный опрос | |||
Историческое прошлое людей | Изучение нового материала | Австралопитек, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы | Индивидуальный опрос заполнение таблицы | Таблицы | |||
Расы человека | комбинированный | Расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, австралоидная | Таблицы | ||||
Строение и функции организма | Общий обзор организма человека | Изучение нового материала | Уровни организации, структура, органы, системы органов, эндокринная система, гормоны, нервные импульсы | ||||
Клеточное строение организма | изучение нового материала | Клеточная мембрана, ядро, цитоплазма, гены, хромосомы, ДНК, РНК, ядрышко, органоиды, рибосомы, эндоплазматическая сеть, митохондрии, лизосомы, центриоли | Фронтальный опрос | Заполнение таблицы | |||
Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная ЛАБ.РАБ.№1 – 10МИН | Урок практикум | Ткани: эпителиальная, мышечная , соединительная | Лабораторная работа, зарисовки, заполнение таблицы | ||||
Нервная ткань: рефлекторная регуляция ЛАБ.РАБ.№2 – 10 МИН | Изучение нового материала | Нервная ткань, аксон, дендрит, тело нейрона, нейроглия, нервное волокно, синапс | Самостоятельная работа с текстом, индивидуальный опрос | 8,9 | |||
Опорно – двигательная система | Значение опорно-двигательной системы., ее состав. Строение костей ЛАБ.РАБ.№3 – 10 МИН | Урок-практикум | Скелет, мыщца, надкостница, компактное, губчатое вещество, красный и желтый костный мозг, костные пластинки. Типы костей: трубчатые, губчатые, плоские | Лабораторная работа | |||
Скелет человека. Осевой скелет | Урок-практикум | Осевой скелет, добавочный скелет, мозговой и лицевой отделы черепа, позвонок, межпозвоночный диск, отделы позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый | Лабораторная работа, индивидуальный опрос | ||||
Скелеты поясов и свободный конечностей. Соединение костей | комбинированный | Плечевой пояс, тазовый пояс, кости ноги: бедро, голень, спота, кости руки: плечо, предплечье, кисть, соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное | Фронтальная беседа при изучении нового материала | Повторить 8 | |||
Строение мышц ЛАБ.РАБ.№4- 20 МИН | Урок практикум | Строение мышцы: головка, брюшко, хвост, мышцы антогонисты, мышцы синергисты, мышечные пучки, фасции, мышечное волокно | Практическая работа, самостоятельная работа с текстом | Повторить 9 | |||
Работа скелетный мышц и их регуляция ЛАБ.РАБ.№5-15 МИН | комбинированный | Двигательная единица, исполнительный нейрон, тренировочный эффект, динамическая и статическая работа, биологическое окисление | Лабораторная работа фронтальная беседа при изучении нового материала | Повторить 11,12 | |||
Осанка. Предупреждение плоскостопия ЛАБ.РАБ.№6 – 10 МИН | комбинированный | Осанка, остеохондроз, корригирующая гимнастика, сутулость, боковое искривление (сколиоз), плоскостопие | Фронтальная беседа и индивидуальный опрос, лабораторная работа | Повторить 10-12 | |||
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | комбинированный | Ушиб, перелом (закрытый, открытый), синяк, шина, растяжение связок, вывих | Индивидуальная и фронтальный опрос | Повторить 3-4 | |||
Клеточное строение и опорно-двигательная система | Обобщающий урок по теме | Тестирование, письменная проверочная работа | |||||
Внутренняя среда организма | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Изучение нового материала | Кровь, тканевая жидкость, лимфа, лимфатический сосуд, лимфатический узел, лимфоцит, тимус (вилочковая железа), фагоцит, фагоцитоз, макрофаги, антигены, антитела, фибрин, фибриноген | Зарисовки втетрадь, заполнение таблицы | |||
Борьба организма с инфекциями. Иммунитет | комбинированный | Иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, воспаление | Самостоятельная работа с текстом | Сообщения | |||
Иммунология на службе здоровья | комбинированный | Иммунология, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, антитела, иммунитет: врожденный, приобретенный, видовой, пассивный, активный, аллергия | Заполнение таблицы, схемы | ||||
Кровеносная и лимфатическая система | Транспортные системы организма | Изучение нового материала | Артерии, аорта, кровеносные капилляры, вены, лимфатические капилляры, лимфатические узлы и сосуды, кармановидные клапаны | Фронтальный опрос | |||
Круги кровообращения ЛАБ.РАБ.№7 – 15 МИН | Урок-практикум | Предсердия и желудочки сердца, аорта, артерии, вены, легочные артерии, альвеолы, легочные вены, артериальная и венозная кровь, венечные артерии | Лабораторная работа | ||||
Строение и работа сердца | Изучение нового материала | Околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, сердечный цикл, адреналин | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | ||||
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения ЛАБ.РАБ.№8 – 10 МИН | комбинированный | Артериальное давление крови, пульс, гипертония, гипотония, некроз, инсульт, инфаркт, тонометр, фонендоскоп | Лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом, индивидуальный опрос | Срисовать рисунок 53 и сделать надписи | |||
Гигиена сердечнососудистой системы ЛАБ.РАБ.№9 – 10 МИН | Изучение нового материала | Ударный объем сердца, гангрена, спазм сосудов, стенокардия, инфаркт, электрокардиограмма, функциональная проба | Лабораторная работа | Понятия, сообщения о кровотечениях | |||
Первая помощь при кровотечении | Изучение нового материала | Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома (синяк), капиллярное, венозное, артериальное кровотечение, антисептик, жгут, закрутка, струп, зернистая соединительная ткань | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||
Дыхательная система | Значение дыхания. Органы дыхательной системы ЛАБ.РАБ.№10-7 МИН | Изучение нового материала | Носовая полость, носоглотка, гортань, глотка, трахея, главные бронха, легкие, легочная плевра, альвеолы, голосовые связки | Индивидуальный и фронтальный опрос | |||
Легкие | комбинированный | диффузия | Индивидуальный опрос | ||||
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания ЛАБ.РАБ.№11 – 10 МИН | комбинированный | Легочная и пристеночная плевра, плевральная полость, диафрагма, дыхательный центр, рефлекторная и гуморальная регуляция, никотин, смог | Лабораторная работа | Обсл.дыхания стр. 147-148 | |||
Болезни и травмы органов дыхания | Урок практикум | Флюорография, туберкулез, палочка Коха, рак легкого, клиническая смерть, биологическая смерть, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца | Лабораторная работа | ||||
Обобщающий урок по темам «Дыхание и кровообращение» | Обобщающий урок | Тесты, письменная проверочная работа | 26-29 | ||||
Пищеварительная система | Питание и пищеварение | Изучение нового материала | Пластичес4кий и энергетический обмен, пищеварение, перистальтика, кишечника, рацион, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты | Самостоятельная работа с текстом | |||
Пищеварение в ротовой полости ЛАБ.РАБ№12 – 15 МИН | комбинированный | Ротовая полость, рецепторы вкуса, слюнные железы, зубы: корень, шейка, коронка, зубная эмаль, дентин, зубная пульта, резцы, клыки | Демонстрационный опыт | ||||
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока ЛАБ.РАБ.№13 – 10 МИН | Урок практикум | Пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, пепсин, трипепсин, печень, желчь | Лабораторная работа индивидуальный опрос | ||||
Функции тонкого и толстого кишечника. Барьерная роль печени. Аппендикс | комбинированный | Воронка, воротная вена, печень, желчь, аппендикс, перитонит | Индивидуальный и фронтальный опрос | ||||
Регуляция пищеварения | Изучение нового материала | Фистула, безусловные рефлексы, условные рефлексы, мнимое кормление | Индивидуальный опрос | ||||
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | обобщающий | Ботулизм, анаэробы, сальмонеллез, диарея, дизентерия | Тесты, индивидуальный опрос | ||||
Обмен веществ и энергии | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов | Изучение нового материала | Этапы обмена веществ и энергии: подготовительный, основной, заключительный | Индивидуальный опрос заполнение таблицы | 36, 30 Сообщение витамины | ||
витамины | комбинированный | Авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины | Сообщения, заполнения таблицы | ||||
Энергозатраты человека и пищевой рацион ЛАБ.РАБ.№14 – 20 МИН | комбинированный | Пищевые продукты, калорийность, норма питания, режим питания | Индивидуальный опрос | Лабораторная работа | |||
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | Кожа – наружный покровный орган | Изучение нового материала | Эпидермис, кожа, потные железы, сальные железа | Индивидуальный опрос | |||
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви Лаб.раб.№15 – 15 мин | комбинированный | Болезни кожи: чесотка, лишай, ожоги химические и термические | Индивидуальный опрос | ||||
Терморегуляция организма. Закаливание | Изучение нового материала | Терморегуляция, теплообмен, теплообразователь, теплоотдача, тепловой удар, солнечный удар. Закаливание | Индивидуальный опрос | ||||
выделение | комбинированный | Органы мочевыделения, почки, мочеточники, мочевой пузырь, корковое вещество, мозговое вещество почки, почечные пирамиды, почечная лоханка, нефрон, первичная моча, мочекаменная болезнь | Индивидуальный опрос | Основные положения главы | |||
Обобщающий урок по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» | обобщающий | Доклады учащихся, тестовые задания | |||||
Нервная система | Значение нервной системы | Изучение нового материала | Потребности, активность, опознание, передние и объектов, субъективное отражение | Заполнить схему, самостоятельная работа с текстом | |||
Строение нервной системы. Спинной мозг | комбинированный | Ядра мозга, нервное волокно, передние и задние борозды спинного мозга, позвоночный канал, спинномозговая жидкость, белое вещество, нисходящие и восходящие пути. шок | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом и рисунками | Ответить на вопросы | |||
Строение головного мозга Лаб.раб.№16 – 10мин | комбинированный | Задний мозг, продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный мозг, большие полушария, желудочки мозга | Индивидуальный опрос, лабораторная работа | Выучить понятия | |||
Функции переднего мозга | Изучение нового материала | Передний и промежуточный мозг, таламус, гипотоламус, полушария мозга, борозды, доли, извилины, чувствительный и моторные зоны, временные связи | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с рисунками и текстом | ||||
Соматическая и автономная отделы нервной системы ЛАБ.РАБ.№17 – 10 МИН | Изучение нового материала | Соматический и автономный (вегетативный)отделы нервной системы, симпатическая подсистема, парасимпатическая подсистема, блуждающий нерв, вегетативные узлы | Индивидуальный опрос, работа с текстоми рисунками | ||||
Обобщающий урок по теме «нервная система» | обобщающий | Тестовые задания | |||||
Анализатора. Органы чувств | анализаторы | Изучение нового материала | Орган чувств, анализатор, модальность, рецепторы, нервные пути, галлюцинации | Индивидуальный опрос, тесты, заполнение таблицы | Таблицы | ||
Зрительный анализатор ЛАБ.РАБ.№18 – 7 МИН | Урок практикум | Глазное яблоко, глазницы, глазные мышцы, слезные железы и канал, оболочка глаза: белочная, роговица, радужная , зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка, палочки, колбочки, желтое и слепое пятно, бинокулярное зрение | Лабораторная работа | Разобрать рисунки, подготовить сообщение | |||
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | комбинированный | Глазная инфекция, конъюктивит, близорукость, дальнозоркость, преломляющая способность глаза, диоптрия, бельмо | Сообщения учащихся о гигиене зрения | Подготовить сообщения | |||
Слуховой анализатор ЛАБ.РАБ. №19 – 10 МИН | комбинированный | Наружнее ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, перепонка, костный лабиринт, тугоухость | Индивидуальный опрос, сообщения учащихся | Подготовить сообщение | |||
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | Урок практикум | Вестибулярный аппарат, мешочки, полукружные канальца, кожная чувствительность, вкусовые сосочки, вкусовые рецепторы, вибрационная чувствительность | Индивидуальный опрос, лабораторные опыты | Повторить главу | |||
Обобщающий урок по теме «Анализаторы» | обобщающий | Урок-игра «Звездный час» | |||||
Высшая нервная деятельность | Вклад отечественных ученых в разработку учений о высшей нервной деятельности | Изучение нового материала | Высшая нервная деятельность, безусловные и условные рефлексы, временная связь, внешнее и внутренне торможение | Индивидуальный опрос | Привести примеры безусловных и условных рефлексов | ||
Врожденные и приобретенные программы поведения ЛАБ.РАБ.№20-15 МИН | комбинированный | Врожденные программы поведения, инстинкты, рассудочная деятельность, динамический стереотип, положительные и отрицательные эмоции, навыки, привычки | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, заполнение таблицы | ||||
Сон и сновидения | комбинированный | Биологические ритмы, сон, бодрствование, медленный сон, быстрый сон, сновидения | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос | 55 составить схему быстрого и тихого сна | |||
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы ЛАБ.РАБ.№21-15МИН | Изучение нового материала | Базовые и вторичные потребности, сознание, интуиция, речь, познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, наблюдение | Фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | ||||
Воля, эмоции, внимание | Изучение нового материала | Волевое действие: борьба мотивов, выбор цели, способа действия, оценка результатов, внушаемость, негативизма, эмоциональное состояние, аффект, стресс, рассеянность | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы | ||||
Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность» | обобщающий | Тестовые задания | |||||
Эндокринная система | Роль эндокринной системы | Изучение нового материала | Эндокринная система, железы внутренней секреции, эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, нейрогармоны | Индивидуальный опрос, заполнение таблицы, тесты | |||
Функции внутренней секреции | Комбинированный | Гипофиз, гормон роста, акромегалия, базедова болезнь, микседема, кретинизм, поджелудочная железа | Фронтальный и индивидуальный опрос | ||||
Обобщающий урок по теме «Эндокринная система» | обобщающий | Доклады учащихся | |||||
Индивидуальное развитие организма | Жизненные циклы. Размножение | Изучение нового материала | Виды размножения, половые хромосомы, оплодотворение, маточная труба, репродуктивное деление, гены, яичники, семенники | Индивидуальный опрос, самостоятельная работа с текстом | |||
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | комбинированный | Биогенетический закон, онтогенез, филогенез | Письменный опрос | ||||
Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем | комбинированный | Наследственные болезни (гемофилия), врожденные болезни, венерические болезни, сифилис, СПИД, гепатит В,С | Письменный опрос | ||||
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Склонности, способности ЛАБ.РАБ.№22 – 20 МИН | Изучение нового материала | Ребенок новорожденный и грудной, индивид и личность, темперамент и характер, экстраверты и интроверты | Индивидуальный опрос | 63, заполнить тест | |||
Обобщающий урок по теме «Индивидуальное развитие организма» | обобщающий | Тестовые задания на определение темперамента, склонностей и т.п. | |||||
Обобщающий урок за курс 8 класса | Обобщающий урок |
Используемая литература
Литература для учителя:
- Программа для общеобразовательных школ «Биология 6-9» москва, «Просвещение», 2008 год.
- Учебник Человек Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, Издательство «Дрофа», 2005год
- Тематическое и поурочное планирование Биология 8 Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, дрофа, 2002 год
- Тесты Биология 6 – 11 классы, Т.С.Сухова, Дрофа, 1997 год
- Тестовые задания Человек С.И.Гуленков, Сфера, 2000 год
Литература для учащихся:
- Учебник:» Биология. Человек 8 класс», Д.д.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, Издательство «Дрофа», 2005год
- Рабочая тетрадь «Биология Человек 8 класс», Д.д.Колесов , Издательство «Дрофа»
Дополнительная литература:
- Книга для чтения по анатомии и физиологии человека, просвещение, 1978 год
- Самостоятельные работы для уч-ся по биологии в 9 классе, просвещение, 2000 год
- Биология. Справочник школьника. АНК, 1995год
- Биология Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Издательство «Мир», 1993 год
- Опорные конспекты по биологии. НГПУ, Новосибирск, 1996 год