Тесты для определения итогового уровня знаний
1. Недостаток витамина РР проявляется:
1) дерматитом;
2) невритом;
3) ангулярным стоматитом;
4) приобретенным слабоумием;
Диареей.
2. Препараты калия применяют при:
1) атриовентрикулярной блокаде;
2) эктопическом ритме, связанном с дефицитом калия;
Вместе с сердечными гликозидами.
3. Тиамина хлорид применяют при:
1) полиневрите;
2) миокардиодистрофии;
3) остром гепатите;
4) гипохромной анемии.
4. Укажите эффекты кислоты аскорбиновой:
1) стимулирует синтез кортикостероидов;
2) восстанавливает в кишечнике трехвалентное железо в двухвалентное;
3) понижает проницаемость сосудов;
4) повышает проницаемость сосудов;
Повышает адаптационные возможности организма.
5. Кокарбоксилаза применяется при:
1) авитаминозе;
2) нарушении ритма сердечных сокращений;
3) ацидозе;
4) невритах, невралгиях.
6. При полиневрите применяют:
1) тиамина хлорид;
2) пиридоксина гидрохлорид;
3) цианокобаламин;
4) ретинола ацетат;
5) кислоту никотиновую.
7. Определить лекарственное средство. Стимулирует синтез гиалуроновой и хондроитинсерной кислот, коллагена, тем самым уменьшает порозность и ломкость сосудов, стимулирует процессы регенерации и синтез гормонов стероидной структуры, способствует превращению фолиевой кислоты в ее активную форму:
1) цианокобаламин;
2) кислота аскорбиновая;
3) викасол;
4) эргокальциферол;
5) пиридоксина гидрохлорид.
8. Определить лекарственное средство. Стимулирует кальцификацию и декальцификацию, способствует всасыванию кальция из желудочно-кишечного тракта, кумулирует:
1) пиридоксина гидрохлорид;
2) контрикал;
3) лидаза;
4) эргокальциферол;
5) стрептокиназа.
9. Эргокальциферол применяют при:
1) рахите;
2) гипофункции паращитовидных желез;
3) полиневрите;
4) гемералопии.
10. Проницамость сосудов понижают:
1) рутин;
2) кислота аскорбиновая;
3) тиамина хлорид;
4) викасол.
- Укажите эффекты препаратов фтора:
1) Стимулируют минерализацию твердых тканей зуба;
2) Снижают проницаемость сосудистой стенки;
3) Оказывают бактерицидное влияние на микроорганизмы;
4) Тормозят резорбцию костной ткани;
5) Стимулируют синтез гема.
Ситуационные задачи
1. Ребенку, больному рахитом, был назначен витаминный препарат. Через несколько месяцев у ребенка были выявлены остановка роста, генерализованный остеопороз, очаги кальцификации в трахеальных хрящах, гиперкальциемия, гиперкальциурия. Какой препарат был назначен ребенку? Механизм основного и побочного действия.
2. Больному с полиневритом был назначен в/в витаминный препарат, который вызвал синаптоплегию с понижением АД, нарушением сокращения скелетной мускулатуры. Какой препарат был ему назначен? Механизм основного и побочного действия.
3. Больной анемией Адиссона-Бирмера получал витаминный препарат, который нормализовал цветовой показатель, значительно понизил количество мегалобластов и мегалоцитов в периферической крови, однако усугубил проявление фуникулярного миелоза. Какой препарат получал больной? Механизм основного и побочного действия.
4. Больная псориазом длительно принимала витаминный препарат, который значительно уменьшил проявления заболевания. Ребенок, родившийся через год после окончания приема этого препарата имел врожденные пороки развития. Какой лекарственный препарат принимала больная? Механизм основного и побочного действия.
5. Больной с гипохромной анемией и кровоточивостью, разрыхлением десен, принимал витаминный препарат, который нормализовал цветовой показатель, улучшил состояние десен. Для полного устранения симптомов заболевания больной самовольно увеличил дозу препарата до 1,5 г/сутки. Через несколько дней у больного появилась тошнота, боли в эпигастрии, возникла нервозность, бессонница. Какой витаминный препарат принимал больной? Механизм основного и побочного действия.
6. Больному, страдающему заболеванием «бери-бери» для коррекции возникших нарушений была назначена кокарбоксилаза, что не привело к улучшению состояния пациента. В чем заключалась ошибка врача и почему? Какой препарат необходимо было назначить пациенту?
7.Пациентке с беременностью 32 недели, страдающей гипохромной анемией, был назначен витаминный препарат. Лекарственная терапия привела к нормализации цветового показателя, однако у пациентки возникла угроза прерывания беременности. Какой витаминный препарат принимала пациентка? Механизм основного и побочного действия.
Основная литература
1. Харкевич Д.А. Фармакология. М.: ГЭОТАР МЕД, 2001. 422-442 с.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т., М.: Новая волна 2001. Т. 2, 68-107 с, 140-149 с,136 с.
Дополнительная литература
1. Руководство по фармакологии к практическим занятиям. Под ред. П.А. Галенко-Ярошевского, А.И. Ханкоевой. М.:Изд-во РАМН, 2000. 267-287 с.
2. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М. Дроговоз.- Харьков, 2000. 41 с.
Занятие 4
ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИММУННЫЕ ПРОЦЕССЫ. АНТИГИСТАМИННЫЕ СРЕДСТВА.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1.Изучить фармакодинамику, показания для применения стероидных и нестероидных противовоспалительных средств, иммунотропных средств и антигистаминных средств.
2.Научиться выписывать рецепты на препараты указанных групп.
Введение
Наиболее широкое распространение среди вышеуказанных групп препаратов получили нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). НПВС активно применяются в повседневной медицинской практике врачами разных специальностей, в том числе стоматологами. Они представляют собой класс фармакологических агентов, предотвращающих развитие или снижающих интенсивность воспаления, а также обладающих прямым анальгезирующим и антипиретическим действием. Наиболее широко НПВС используются при лечении воспалительных и дегенеративных заболеваний суставов и позвоночника, микрокристаллических артропатий, диффузных заболеваний соединительной ткани, заболеваний внесуставных мягких тканей, а также в качестве анальгетиков при болях малой и средней интенсивности и при лихорадке.
Наличие антиагрегационного эффекта является показанием для назначения препаратов этой группы в комплексном лечении ишемической болезни сердца.
Оснащение занятия
Подборка схем, таблиц и упаковок лекарственных препаратов по теме. Тестовые контрольные карты для выявления исходного и итогового уровня знаний. Подборка ситуационных задач по теме занятия для самостоятельной работы.
План внеаудиторной самоподготовки
Этап работы | Время занятий | Литература |
1.Ответить на вопросы для самоподготовки 2. Выполнить задание по рецептуре 3. Выполнить тестовые задания | 1 час 30 мин 30 мин | Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, лекционный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям, учебник, справочный материал Учебно-методическое пособие к практическим занятиям |
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Механизм обезболивающего действия НПВС и анальгетиков-антипиретиков, особенности этого эффекта.
2. Механизм противовоспалительного действия НПВС.
3. Механизм жаропонижающего действия НПВС и анальгетиков-атипиретиков.
4. Классификация этих средств в зависимости от химической структуры, препараты и особенности эффектов каждой группы.
5. Показания к назначению НПВС. Особенности их применения в зависимости от фармакодинамики.
6. Противопоказания для применения и побочные эффекты ненаркотических анальгетиков.
7. Механизм противовоспалительного действия глюкокортикоидов, фармакодинамика, показания к применению и побочные эффекты этих средств, их профилактика и коррекция.
8. Классификация средств, влияющих на иммунные процессы.
9. Классификация, фармакодинамика и показания для применения противоаллергических средств.
10. Классификация, препараты, фармакодинамика, показания для применения и побочные эффекты противогистаминных средств.
11. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммуностимулирующих средств.
12. Классификация (препараты), фармакодинамика и показания для применения иммунодепрессантов.