ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ №28
I ситуационные задачи
№1.
1) Возрастной состав популяции в экономически развитых странах изменился в сторону увеличения числа людей пожилого и старческого возраста. Это явление антропологи объясняют увеличением средней продолжительности жизни и снижением рождаемости.
1. Как влияют условия и образ жизни на темпы старения?
2. Что такое биологический и хронологический возраст человека?
3. Дайте краткую характеристику основным теориям старения?
4. Какие факты подтверждают генетический контроль старения?
5. Возможно ли увеличить активное долголетие человека?
1). Индивидуальные темпы старения, как и развития, могут существенно различаться у людей одинакового хронологического возраста. Курение, наркомания, алкоголизм ускоряют темпы старения и как следствие сокращают продолжительность жизни. Характер питания оказывает существенное влияние на состоянии здоровья человека. Так употребление жирной мясной пищи приводит к развитию атеросклероза, инсультам, инфарктам. Ожирение – фактор повышенного риска смерти.
2). Различают хронологический и биологический (физиологический) возраст. Согласно современной классификации, основанной на оценке многих средних показателей состояния организма, людей, хронологический возраст которых достиг 60—74 лет, называют пожилыми, 75—89 лет—старыми, свыше 90 лет—долгожителями. Точное определение биологического возраста затруднено тем, что отдельные признаки старости проявляются в разном хронологическом возрасте и характеризуются различной скоростью нарастания. Кроме того, возрастные изменения даже одного признака подвержены значительным половым и индвидуальным колебаниям.
- биологический возрастаст – определяется по состоянию органов и систем.
- хронологический возраст – длительность жизни.
3). Основные теории старения:
- гипотеза ошибок – согласно этой теории во время синтеза ДНК могут происходить ошибки, которые повлияют на структуру белков, ферментов. С возрастом количество ошибок и поломок увеличивается.
- гипотеза свободных радикалов – согласно ей увеличивается накопление свободных радикалов в процессе обмена веществ, они могут соединяться с ДНК, РНК и вызвать изменения их структуры. Поэтому один из способов борьбы со старением – применение антиоксидантов ( витамины С, Е, каротин, селен)
- теория В.М. Дильмана – причина старения заключается в нарушении гормональной регуляции организма.
- теория И.П. Павлова – перенапряжения нервной системы – стрессы ускоряют процессы старения.
4). Процесс старения проявляется на молекулярном, субклеточном и клеточном уровнях. Снижается интенсивность молекулярной репарации ДНК, снижается уровень транскрипции, трансляции. В клетках уменьшается количество митохондрий. Типичной чертой старения нервных клеток является нарастающее с возрастом накопление в цитоплазме пигмента липофусцина. В кардиомиоцитах обнаружена деструкция микрофибрилл, во многих клетках накапливаются свободные радикалы. В настоящее время доказано существование генетического контроля процессов старения. Несмотря на все указанные механизмы старения можно противостоять наступлению старости. У человека существует специальные приспособительные механизмы торможения старости, например, высокий уровень социально-трудовой активности, сохранение умственной и физической работоспособности до глубокой старости. Продлевает жизнь также прием низко калорийной пищи, систематические физические упражнения и т.п.
5). До настоящего времени видовая продолжительность жизни человека не определена. Достоверные максимальные сроки жизни редко превышают 120 лет. По-видимому, достижение медицинской и других наук помогут человечеству увеличить продолжительность жизни.
№2.
У здоровых родителей родителей с тяжелым наследственным заболеванием миодистрофией Дюшена (рецессивный сцепленный с X- хромосомой признак).
1. Объясните причину рождения больного ребенка.
2. Какой вид изменчивости в данном случае ? Наловите все возможные механизмы возникновениия такой изменчивости.
3.Назовите другие виды изменчивости и охарактеризуйте их.
4.Определите вероятность рождения здорового ребенка у их родителей.
5.Какой метод генетики позволяет диагностировать данное заболевание?
1). Сцепленное с полом наследование происходит крест накрест ( крис –крос) : сыновья наследуют фенотипический признак от матери, а дочери от отца. В нашем случае, потомок мужского пола имеет признак, характерный для женского пола родительского поколения, можно утверждать, что соответсвующий ген локализован в Х – хромосоме. Соответсвенно мама была носительницей миодистрофией Дюшена, а папа здоров.
А – здоров ; а -болен
Р ХА Ха х ХА Y
G ХА Ха ХА Y
F XAXA XAY XAXa XaY. – сын с тяжелым наследственным заболеванием
2). В данном случае проявилась генотипическая комбинативная изменчивость. В основе её возникновения лежит:
- разнообразие гамет (для независимого наследования – независимое расхождение хромосом в анафазе мейоза I; для сцепленного – кроссинговер);
- случайная встреча гамет (в данном случае);
- случайная встреча родительских пар.
3). Различают также мутационную генотипическую изменчивость, которая обусловлена изменением генотипа в результате мутаций, и фенотипическую изменчивость, связанную с воздействием факторов среды.
4). Если все здоровы и не насители )) ( наверно)
5). Следует использовать биохимический метод, изучает наследственные заболевания, обусловленные генными мутациями. – наверно!
( за эту задачу не ручаюсь)
№3
В эволюции висцерального черепа позвоночных прослеживается несколько типов сочленения нижней челюсти с черепом. На представленных схемах показаны 2 основных типа соединения челюстной дуги с черепом.
1. Перечислите основные элементы челюстной и подъязычной дуг.
2. Чем характеризуется каждый тип сочленения?
3. Для каких классов позвоночных характерны данные типы сочленения? С какими эволюционными событиями связан переход от одного типа сочленения к другому?
4. В состав, каких структур включаются элементы челюстной и подъязычной висцеральных дуг?
5. Назовите онто-филогенетически обусловленные пороки развития у человека, связанные с эволюционными преобразованиями висцеральных дуг?
Ответы:
1. Челюстная дуга состоит из двух элементов:
· Верхний небно-квадратный хрящ- выполняет ф-цию первичной верхней челюсти
· Нижний – меккелев хрящ- выполняет ф-цию первичной нижней челюсти
2. Подъязычная дуга состоит из двух элементов:
· Верхний гиомандибулярный хрящ- выполняет роль подвеска, он срощен с основанием черепа.
· Нижний – гиоид.
Подъязычная дуга нужна для прикрепления челюстей.
Прикрепление первичных челюстей к черепу через подвесок характерен для хрящевых и костных рыб. Такой тип соединения называется - Гиостильным
3. В связи с переходом к наземному существованию происходят изменения в висцеральном черепе. Жаберные дуги частично редуцируют и частично меняя функции входят в состав хрящевого аппарата гортани. Челюстная дуга полностью срастается с мозговым черепом с помощью небно-квадратного хряща. Гиомандибулярный хрящ перестает выполнять роль подвеска смещается в слуховую капсулу и берет на себя функцию слуховой косточки (столбик) передающий звуковое колебание от наружного уха к внутреннему. Такой тип соединения называется - аутостильный. У рептилий, пресмыкающихся и человека.
4. У пресмыкающихся более высокая степень окостенения. У млекопитающих столбик превращается в стремечко, амеккелев хрящ и небно-квадратный хрящ преобразуется в наковаленку и молоточек, и формирует единую функциональную цепь из слуховых косточек в среднем ухе
5. Нарушение дифференцировки элементов челюстной, жаберной дуги в слуховые косточки может привести к такому пороку развития среднего уха, как расположение в барабанной полости только одной слуховой косточки (столбик).