Естественнонаучные картины мира
Цель науки — это формирование целостного, завершенного представления об объекте и предмете исследования. Ясно, что подобная задача по ряду объективных причин всегда остается не до конца выполнимой, но научное знание стремится быть максимально системным, целостным. В этом плане вся наука как реальная комплексная система знания всегда стремилась и стремится к выделению некой общей картины мира, где определенным образом взаимоувязаны все основные ветви знания — естественнонаучные, технические и гуманитарные.
Важно отметить, что практически любая форма общественного сознания, так или иначе, формирует свою особую картину мира — обыденную, мифологическую, религиозную, эзотерическую и т.п. Все они выполняют свои особые задачи, удовлетворяя конкретные потребности человечества, комплексно познающего мир, действительность. Поэтому в любой конкретный период времени в данном обществе можно выявить целый ряд разнообразных картин мира. Однако именно научные картины мира стремятся дать целостные и максимально обобщенные реалистические представления о мире в целом, а также месте человека и человеческих сообществ в нем. Здесь можно выделить естественнонаучные, технические и гуманитарные картины мира. В свою очередь, скажем, развитая естественнонаучная картина мира состоит из физической, химической, геологической, биологической и т.п. частных картин мира, представленных конкретными естественными науками. В свою очередь, гуманитарная картина мира, к примеру, включает политическую, культурологическую, социологическую и т.п. частные картины мира. Можно выделить подобное и у технической картины мира. Однако исторически все это развивалось постепенно и в любой конкретный период истории всегда имело свою существенную специфику.
Под естественнонаучной картиной мира понимается обычно система важнейших принципов и законов, лежащих в основе функционирования и развития мира Природы, зримые представления о мироустройстве. При этом активно используются хорошо понимаемые современниками аналогии, символика. Ясно, что с течением времени такая картина мира существенно меняется, трансформируется с ходом развития блока естественных наук. Неслучайно в формировании подобной обобщенной картины мира наиболее важное значение приобретают концепции и теории, наиболее развитых в конкретный исторический период естественных наук, отраслей естествознания. А иные блоки естественно научного знания остаются или вообще невостребованными, или малопроявленными, второстепенными.
Так, в античности сформировалась специфическая картина мира, разграничивающая совершенный небесный Космос и несовершенный земной мир. При этом Космос обозначал, например, у древних греков всякую упорядоченность, согласованность, совершенство, в противовес неупорядоченному, несовершенному Хаосу. Человек представал при этом, с одной стороны, как микрокосмос, порождаемый макрокосмосом, Вселенной, а с другой, — как безвольная игрушка в руках богов и Природы. Вселенная, природный мир совершают некий кругооборот своего движения, символизируя цикличность, повторяемость всех природных процессов и явлений. Ведущая роль в такой картине мира принадлежала астрономии, математике, мифологии. В ней активно использовались понятные людям античности символы — колесо, огонь, лук и стрелы, колесница. Разумеется, подобная картина мира еще не может быть названа научной, поскольку сочетает элементы научных представлений с религиозными и мифологическими. Положение существенно меняется, например, в условиях европейского Возрождения, отражая изменения общих представлений во взглядах на мир и место человека в нем. Мыслители этой эпохи стремились объяснить существование единого бесконечного материального мира из него самого, независимо от деятельности внешней потусторонней силы — божества, — понимая его как мир, подчиняющийся единому закону причинно-следственной связи. Развивались атомистические представления о строении материи, а также пантеистические идеи, суть которых в отождествлении Бога и Природы, в растворении Бога в Природе. А движущая сила рассматривалось как неотделимое от материи разумное начало — мировая душа, архей — активная жизненная сила, вечный божественный разум. Как видим, и в этой картине мира еще не очень явно выделено научное начало, и научные представления причудливо переплетаются с вненаучными — магическими, эзотерическими,
Первой строго научной общей картиной мира можно считать механистическую (иногда называемую механической) картину мира, господствовавшую в Европе в Новое время, в XVII— XVIII вв. В ней уже четко доминировали механика, физика, математика, материалистические и атомистические представления о мироустройстве. Вселенная здесь уподоблялась огромному механизму, наподобие модных тогда механических часов, где все основные составные части на всех уровнях бытия были хорошо подогнаны друг другу, как колесики, рычаги и пружинки в часах. Вместе с тем и здесь еще присутствует идея Бога, но уже в ослабленной форме деизма, согласно которой Бог сотворил и запустил в ход Вселенский механизм, а далее как бы «устранился от дел», наблюдая за всем происходящим со стороны.
И далее вновь возникавшие в истории все новые и новые научные картины мира сменяют друг друга, каждый раз уточняя понимание мироустройства с позиции современных им научных представлений, а также активно используя привычные для современников символику и аллегории.
Раздел II