Математически выверенное» богословие
Своим богословским мыслям епископ Василий (Родзянко) дает научное обоснование.
Не располагая ни одним аргументом в пользу эволюции среди церковных авторитетов, епископ Василий приводит мнение современного космолога Карла Сагана: «Эволюция – это не теория, это научный факт. Достаточно взглянуть на развитие домашних животных и на развитие космоса. Развитие, эволюция всюду» [21, с. 28]. Сагану для доказательства научного факта «достаточно взглянуть». Но странно, что епископ Василий почему-то доверяет на слово человеку, про которого тремя страницами раньше писал, что Карл Саган «откровенно говорит, что его религиозная философия, связанная с изучением им космоса – пантеизм в русле восточных религий: буддизма, даосизма и других» [21, с. 24].
Зачем же выдавать субъективное мнение язычника-пантеиста за «научный факт», и класть этот «факт» в основу христианского мiровоззрения? Православный богослов иеромонах Серафим (Роуз) писал иначе: «Эволюция – совсем не “научный факт”, а ложная философия», это идеология, глубоко чуждая православному христианскому учению [120, с. 459].
В математике известны так называемые комплексные числа, слагающиеся из действительной и мнимой компонент. Каждое из таких чисел имеет некую действительную часть вдоль «реальной» оси, а также – некую мнимую часть вдоль «воображаемой» ортогональной оси, пересекающейся с действительной лишь в нулевой начальной точке. Эта математическая модель послужила епископу Василию для объяснения одновременного существования времени в его реальном и «мнимом» или «духовном» измерениях. Владыка даже делает следующее признание: «Я окончательно понял это совсем недавно, и научил меня этому своей физикой, такой же чудесной, как и наша Церковь в своем богослужении (?!! – свящ. К. Б.), Стивен Хокинг. И стала мне очевидна физико-математическая реальность Хокинга в его “воображаемой” (мнимой) научной модели “бесконечной конечности”, которая вполне научно объясняетглубочайшую тайну вселенной и ее творения в инобытии» [21, с. 80].
Плененный красотой модели Хокинга о двух взаимно ортогональных временных осях, епископ Василий вдохновляется отыскать подобные мысли у Святых Отцов. Набравшись решимости, он объявляет, что «точка зрения Хокинга о творении (этого мiра в “Биг бэнге”) и о его “неограниченности” во времени мнимом (то есть по ходу мысли апофатическом) совпадаетс великими Каппадокийцами и литургической жизнью Православной Церкви» [21, с. 74].
Натяжка и несостоятельность подобного утверждения очевидна. Владыка Василий не приводит ни одной святоотеческой цитаты ни о «Большом взрыве», ни о «мнимом» времени. При обилии в книге ссылок на Святых Отцов, епископ Василий не смог подкрепить эту свою мысль ни одной цитатой. Во всех случаях ученые говорят об одном, а святые – о другом. Тем не менее, епископ Василий неоднократно говорит о «единомыслии» Отцов Церкви с учеными-эволюционистами. Д-ру Хокингу, дескать, нужно было ввести «мнимое» время «как и святителю Василию Великому, для того, чтобы в этом вертикальном времени (реальное время у него движется по горизонтали) почувствовать дыхание вечности, освобождающее вселенную от ограниченности нашего текущего времени» [21, с. 76]. Совершенно не понятно, каким образом приводимая епископом Василием (Родзянко) для подтверждения мысли Хокинга о «мнимом» и «вертикальном» времени цитата из «Шестоднева» святителя Василия Великогопомогает согласовать эти два учения:
«В начале сотвори Бог... Сие блаженное Естество, сия неоскудевающая Благость, сия Доброта любезная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, сие Начало существ, сей Источник жизни, сей Духовный Свет, сия непреступная Мудрость – вот Кто сотвори в начале небо и землю... Начавшееся со временем по необходимости и кончится во времени... Если имеет начало временное, то не сомневайся в конце...» [21, с. 76].
Где же подтверждение? Нам представляется, что оно попросту отсутствует.
Другое подобное «подтверждение» столь же невразумительно Снова цитата из святителя Василия Великого: «Не таково ли время, что в нем прошедшее миновалось, будущее еще не наступило, настоящее уже ускользает от чувства прежде, нежели познано?.. Поелику действие творения мгновенно и не подлежит времени, то и сказано: в начале сотвори; потому что начало есть нечто не состоящее из частей и непротяженное... придумывать начало для начала весьма смешно... Итак, чтобы мы уразумели вместе, что мiр сотворен хотением Божиим не во времени, сказано в началесотвори. В означение сего древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: вкратце (ev хесраЛояш “в главных чертах”) сотвори Бог, то есть вдруг, мгновенно...» [21, с. 78, выделено епископом Василием].
Но что подтверждает эта цитата? И как понимать следующее «разъяснение» епископа Василия: «Философски: то, что у Хокинга – мнимое (воображаемое) перпендикулярное время, то у Василия Великого – ev xeq>atata>» [21, с. 78]? Мы при всем нашем старании не видим, каким же образом свт. Василий Великий здесь намекает на «перпендикулярное время». Если позволительно будет воспользоваться научным языком, навязываемым епископом Василием (Родзянко), то святитель Василий Великий говорит здесь не о «мнимом», «перпендикулярном» времени, а о «нулевой точке» творения, то есть о том, что не было времени, предшествующего началу, или иначе говоря – отсутствовало время в «отрицательном диапазоне действительной оси». Ничего другого о природе времени Святой Отец здесь не сказал.
Если бы владыка Василий просто ограничился сделанным сравнением, не стоило бы обращать на это большого внимания. Но он положил этот мнимый «факт» в основание своей богословской концепции, обосновывающей теорию эволюции нашего мiра от «Большого взрыва» до Царства Небесного. «Для нас, православных, эта математическая формула и научная модель имеют огромное значение. Они дают нам увидеть тайны реального начала вселенной в этом грешном мiре и в то же время понять духовную подлинность догреховного Раяи истинное творение Божие по существу в инобытии, таинственно охватывающее и “до” и “после” нашего здешнего существования на грешной планете» [21, с. 80].
Однако предлагаемую епископом Василием поверку божественной райской гармонии земной алгеброй следует признать несостоятельной. «Духовную подлинность догреховного Рая» наука нам не раскроет никогда.