Человек как образ Божий
Никто из иных творений кроме человека не почтен честью иметь образ и подобие Божие. Не естественная причина – зачатие и рождение – а сверхъестественная, именуемая Предвечным Божиим советом, послужила появлению Адама: И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1, 26)... и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори Его (Быт. 1, 27).
Свидетельство о том, что Адам по природе своей не подобен всем прочим животным, содержится в Библии: Адаму же не обретеся помощник подобный ему (Быт. 2, 20). Никто из предшествовавших человеку творений не смог бы по справедливости сказать об Адаме, как тот сказал о Еве: Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23).
Святой евангелист Луказавершает родословие Спасителя характерными словами: Адамов, Божий (Лк. 3, 38), явно показывая, что никаких предков у Адама не было, но Бог Сам сотворил Адама.
Святые Отцы часто обращали внимание на беспричинность появления первого человека: Адам не был рожден, но именно сотворен Богом.
Священномученик Мефодий Патарский, как изложил Преподобный Анастасий Синаит,учил: «Беспричинный и не рожденный Адаместь образ беспричинного и не рожденного Отца... Рожденный сын Адама предначертывает рожденного Сына и Слово Божие, а исшедшая Ева обозначает исшедшую ипостась Святого Духа» [5, с.304].
Святитель Григорий Нисский:«Тот, кто разумеет, и кто смертен, и способен к думанью и знанию, назван “человеком” равно в случае Адама и Авеля, и это название их природы не изменяется ни тем, что Авель явился в бытие через порождение, ни тем, что Адам это сделал без порождения» [26, с. 299].
«Он творит человеческую жизнь не почему-нибудь другому, но только потому, что благ. А будучи таковым и из-за этого стремясь к созданию человеческой природы, Он показал силу своей Благости не наполовину – дав что-нибудь из присущего Ему, но завистливо отказав в причастности Себе. Напротив, совершенный вид благости состоит в том, чтобы привести человека из небытия в бытие и сделать его нескудным в благах» [25, с. 53].
Справедливо писал иеромонах Серафим (Роуз): «Само творение человека – и тела, и души его, вместе с благодатию, в которой человек был создан, – было мгновенным. Отцы считали необходимым изложить это учение вполне недвусмысленно, потому что об этом предмете в древности было два противоположных, но равно ложных учения: одно принадлежало оригенистам, утверждавшим, что души “предшествуют” телам и лишь входят в них, в чем состоит “падение” из высшего состояния; а другое говорило, что тело предсуществует душе и имеет, следовательно, более благородную природу» [119, с. 90–91]
Образ Божий имеет весь человек целокупно – с душой и телом. Святые Отцы указывали на одновременность создания души и тела Адама.
Святитель Григорий Нисскийразоблачает две еретические теории – предсуществования душ и предсуществования тел. Тем самым он, с одной стороны, не допускает возможности «эволюции» души Адама до его создания (равно как и души любого из нас до момента зачатия), а с другой стороны, святитель исключает возможность «эволюции» тела Адама (равно как и любого из нас) до обретения им души. «В обоих предположениях смысл предосудителен: у баснословящих, будто души преджительствуют в каком-то особом состоянии, и у полагающих, будто раньше были устроены тела... Мне не кажется, что выдвигающие первое предположение и учащие, что государство душ старше, чем жизнь в плоти, очистились от эллинских учений, наговоривших им басен о перевоплощении» [25, с. 90]. Относительно второго предположения св. Григорий Нисский указывает, что нелепо утверждать «будто человек был предварительно создан Словом, как будто статуя из брения, и для этого изваяния появилась душа (ведь тогда умная природа окажется менее ценной, чем статуя из брения)» [25, с. 92–93].
Преподобный Иоанн Дамаскин:«Тело и душа сотворены в одно время; а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» [50, с. 79].
Действительно, если душа и тело Адама сотворены, причем сотворены одновременно, то нечему было «эволюционировать» до сотворения человека. Эта мысль закреплена и в Деяниях Вселенских Соборов:«Церковь, наученная Божественными Писаниями, утверждает, что душа сотворена вместе с телом, а не так, что одно прежде а другое после» [35, Т. 3, с. 538].
«Бог одновременно создал и тело и душу, то есть полного человека» [там же, с. 516].
Образ Божий в человеке проявляется в особом избранничестве его при сотворении и в том царственном призвании, которого Адам был изначально удостоин.
Преподобный Симеон Новый Богословучил, что человека Бог «создал Собственными Своими невидимыми руками по образу и подобию Своему» [125, с. 73].
Святитель Григорий Богослов: «Если последним явился в мiр человек, почтенный Божиим рукотворением и образом, то сие нимало не удивительно: ибо для него, как для царя, надлежало приготовить царскую обитель, и потом уже ввести в нее царя в сопровождении всей твари» [24].
Святитель Иоанн Златоусттак отвечает на вопрос, почему человек создан последним, хотя превосходнее прочих тварей? – «Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их; так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку» [52, с. 60–61].
Преподобный Максим Грек:«Изначала Он создал нас по Своему образу и подобию; ранее же того нас не было, и мы не просили Его об этом, но Сам Он, по неизреченной Своей благости привел все вообще из небытия в бытие и после всего благоволил создать человека по образу Своему и по подобию, поставил его над всем созданным, как бы князем и властелином» [92, Ч.1, с. 118].
Святитель Феофан Затворник: «В происхождении человека надо объяснить не то одно, как происходит его животная жизнь, но то паче, как происходил он яко духовное лицо в животном теле с его животною жизнью и душою» [142, с. 261].
Святитель Игнатий (Брянчанинов), подытоживая святоотеческое учение, утверждал, что «по самому творению достоинство тела человеческого несравненно выше всех тел» [46, с. 294].
Так Священное Писание и Предание свидетельствуют против эволюции и опровергают доводы модернистского богословия, готового допустить, что Адам «прошел в своем развитии через ряд животных форм» [160, с. 86] от простейших до приматов.