Тема 11. Особенности организации живой материи
(8 часов)
Взаимосвязь между физическими, химическими и биологическими процессами. Особое свойство живой материи – развитие во времени (эволюция). Обмен веществом, энергией и информацией между живой и неживой природой как необходимое условие существования жизни.
Особенности биологического уровня организации материи. Определение жизни как формы существования макроскопических гетерогенных открытых систем. Особенности диссипативных структур.
Иерархические уровни организации живой материи:
макромолекулярный, клеточный, органо-тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический, биосферный, их особенности.
Многообразие живых организмов (комплементарность) – основа организации и устойчивости экологических систем.
Источники: обязательные 1 - 6;
Дополнительные 14 – 16, 25, 27, 28, 33, 55 - 66
Тема 12. Биосфера, ноосфера и космические циклы
(4 часа)
Возникновение учения о биосфере. Биосфера как оболочка Земли, связанная с жизнью; границы биосферы. Биотоп биосферы – верхняя часть литосферы, гидросфера, тропосфера. Типы веществ биосферы по В.И.Вернадскому. Биогеохимические функции живого вещества - газовые, концентрационные, окислительно-восстановительные, биохимические и биогеохимические. Диссимметрия как признак живого вещества.
Многообразие живых организмов биогеоценозов, усложняющее и удлиняющее трофические цепи, - необходимое условие устойчивости и жизнеспособности сложных систем.
Причина эволюции биосферы - способность живого вещества к трансформированию солнечной энергии.
Антропогенное воздействие на биосферу, переход биосферы в ноосферу.
Ноосфера как новое состояние биосферы; связь ноосферы с Космосом. Влияние космических циклов (всплесков солнечной активности) на творческую активность людей, на циклическую повторяемость общественного развития. Влияние космических циклов (годичных, циркадианных) на жизнедеятельность человека.
Источники: обязательные 1 – 3, 6;
Дополнительные 8 - 12, 14 – 16, 43 – 48, 55, 57, 58 - 66
Тема 13. Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества.
(8 часов)
Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем.
Основные носители свойств, присущих жизни:
- белки, их строение свойства, функции, механизм синтеза белковых молекул;
- нуклеиновые кислоты, основные свойства и функции, принцип создания точной копии (репликация) ДНК.
Эволюционная теория Дарвина, ее основные положения:
§ неопределенная изменчивость как первое звено эволюции;
§ наследственность как фактор передачи признаков и свойств организмов последующим поколениям,
§ естественный отбор как направляющий фактор эволюции.
Типы изменчивости - наследственная или генетическая; ненаследственная или модификационная; онтогенетическая. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) как синтез дарвинизма, генетики и экологии.
Элементарные эволюционные факторы - мутации, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Вида отбора: стабилизирующий, движущий и дизруптивный.
Основное положение СТЭ: элементарной единицей эволюции является не вид (дарвиновская концепция), а популяция. Два типа эволюции: микроэволюция (изменение генофонда популяции) и макроэволюция (филогенез).
Источники: обязательные 1 – 3, 6;
Дополнительные 14 – 16, 25, 27, 28, 33, 34, 58 - 66
Раздел 8. Человек. (10 часов)
Тема 14. Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность человека.
(6 часов)
Нomo sapiens, класс, отряд, семейство, предки, генеалогическое древо. Современные концепции происхождения человека.
Физиология как наука о нормальном функционировании организмов, систем, клеток. Физиология человека и ее связь со здоровьем. Биологические ритмы как периодически повторяющиеся изменения интенсивности биологических явлений. Физиологические ритмы и их повторяемость (суточные, годичные, лунные, приливные), виды биологических ритмов (эндогенные – врожденные, экзогенные – социально обусловленные). Нарушение биологических ритмов как причина десинхронизации физиологических функций живых организмов.
Эмоции как реакция человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Виды эмоций, их влияние на физиологические функции человека, самосохранение, обучение, работоспособность. Взаимосвязь эмоций с деятельностью мозговых структур, эмоции и память.
Творчество как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей. Необходимые составляющие творчества - потребность в самоактуализации, воображение, интуиция, способности, знания и умение. Стадии творческого процесса - подготовка, созревание, озарение и проверка.
Человек как биологическое и социальное существо, зависимость между работоспособностью и физиологическими процессами в организме. Взаимосвязь между здоровьем, эмоциями и творческими способностями.
Источники: обязательные 1, 2, 6;
Дополнительные 7 - 15, 33, 55 - 66
Тема 15. Биоэтика и экологическая этика
(4 часа)
Биоэтика, возникновение и основные проблемы. Медицинская практика как специфический тип нравственных отношений врача и пациента. Морально-этические проблемы экспериментирования на человеке и животных, генной инженерии, трансплантации органов, новых технологий деторождения, эвтаназии и др.
Биоэтика и экологическая этика, основные принципы, необходимость их применения для сохранения устойчивости биосферы.
Охрана природы и рациональное природопользование как главный способ решения глобальных экологических проблем.
Путь к единой культуре: исключение войн из жизни общества, открытие новых источников энергии, охват надежными средствами связи и обмена всего земного шара, постепенное выравнивание уровня жизни во всех государствах; равноправие всех народов и наций.
Источники: обязательные 1, 2, 6;
Дополнительные 8 - 19, 25, 26, 29, 31, 43, 44, 48, 55, 58 - 66
Раздел 9. Эволюционная картина мира (10 часов)
Тема 16. Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма.
(4 часа)
Самоорганизация как процесс, присущий сложным системам, элементы которых связаны вероятностными отношениями. Условия протекания процессов самоорганизации. Типы процессов самоорганизации - самозарождение, гомеостаз, самосовершенствование и саморазвитие. Процессы самоорганизации в живой и неживой природе и в обществе.
Механизм процессов самоорганизации - чередование эволюционных и бифуркационных процессов.
Процессы самоорганизации во Вселенной как переход
Хаос Порядок. Самоорганизация в неживой природе (образование упорядоченных космических объектов из газопылевых облаков), живом веществе (биологическая эволюция) и в обществе (структурирование социума).
Универсальный эволюционизм как современная научная парадигма. Принципы универсального эволюционизма: изменчивость наследственность, отбор. Необратимость времени как результат действия термодинамических, космологических и психологических законов.
Источники: обязательные 1 - 6;
Дополнительные 7-11, 25, 30, 33, 45, 56 58 - 66
Тема 17. Эволюция научных картин мира
(6 часов)
Эволюция научных картин мира: от натурфилософской к эволюционной через механистическую и квантово-релятивистскую.
Особенности НКМ:
натурфилософской - непосредственное созерцание природы как единого целого, неразрывное единство богов, людей и Космоса; уверенность в том, что Вселенная развивается от беспорядка к порядку: Хаос Космос. Человек является неотъемлемой частью Вселенной и потому может влиять на её развитие;
механистической - Вселенная – это гигантский механизм, функционирующий по неизменным (детерминированным) законам, Вселенная не меняется, в ней нет места случайности. Человек – сторонний наблюдатель, он не может влиять на работу механизма, но может познать законы природы и использовать их себе во благо: «Знание - сила!»;
квантово-релятивистской - благодаря тому, что существует случайность, Вселенная развивается, а законы природы могут иметь статистический характер. Состояния покоя и движения относительны, так же как и понятие одновременности;
эволюционной – Вселенная развивается благодаря непрерывно протекающим процессам самоорганизации: Хаос Порядок, в результате происходит непрерывное усложнение форм организации материи и увеличивается их многообразие. Самоорганизация имеет место в неживой природе, живом веществе и в обществе.
Принципиальное отличие механистической и эволюционной парадигм.
Путь к единой культуре – ненасильственное сотрудничество, коэволюция человека и биосферы.
Источники: обязательные 1 - 6;
Дополнительные 9 -17, 25, 30, 33, 40, 41, 43, 44, 52 45, 56, 58 - 66
Раздел IV. Планы семинарских занятий
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения
Для студентов очной формы обучения учебным планом предусмотрено 16 часов семинарских занятий по дисциплине, то есть 8 аудиторных занятий. Время, необходимое для подготовки к каждому занятию, и виды самостоятельной работы приведены в разделе V. Организация самостоятельной работы студентов (табл.2).