Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
Описание проекта экзаменационной модели для проведения
Единого государственного экзамена по БИОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
ПРОЕКТ
I. Кодификатор для создания экзаменационной модели по биологии для государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования
Кодификатор подготовлен в соответствии с предметными требованиями по физике Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №413 от 17 мая 2012 г.) и с учетом содержания наиболее востребованных предметных программ для ступени среднего общего образования, которые рекомендованы к использованию в образовательных организациях в условиях введения ФГОС и содержания учебно-методических комплектов, рекомендованных к использованию в образовательных организациях в условиях введения ФГОС.
Раздел 1 кодификатора содержат планируемые результаты обучения (ПРО), которые детализируют предметные требования ФГОС СОО и операционализованные умения (ОУ), которые являются объектом контроля в рамках государственной итоговой аттестации за курс средней школы.
Раздел 2 кодификатора включает перечень элементов содержания (ЭС), на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.
Раздел 1. Планируемые результаты обучения и операционализированные умения
В первом столбце указан код планируемого результата обучения, во втором столбце – код операционализированного умения.
Код ПРО | Код ОУ | Планируемые результаты обучения (ПРО), операционализированные умения (ОУ) |
1. | Различать методы научного познания живой природы (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.) и формы научного знания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании | |
1.1 | различать на примерах - методы и формы научного познания живой природы | |
1.2 | приводить примеры, демонстрирующие роль и место отдельных методов и форм в научном познании | |
1.3. | владеть методами биологического исследования, - составлением графиков, схем цепей питания, скрещивания организмов, родословных при решении задач по генетике, круговорота веществ в биосфере. |
Выделять существенные признаки объектов живой природы, организмов разных царств и биологических систем различных уровней организации жизни и присущие им закономерности | ||
2.1. | выявлять существенные признаки биологических объектов и процессов (явлений): - клеток прокариот и эукариот, ее компонентов, - тканей, органов и систем органов растений, животных, человека; - одноклеточных и многоклеточных организмов, вирусов; - вида как систематической категории, популяции; - абиотическим и биотическим компонентам экосистем, - природных и искусственных экосистем; - обмена веществ, превращения энергии в клетке, организме; - деления клетки (митоза и мейоза); - жизнедеятельности организмов, человека (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция); - наследственности и изменчивости; - движущих сил эволюции, естественного и искусственного отбора; - макро- и микроэволюции; - приспособленности организмов к среде обитания; - влияния различных экологических факторов на организмы; - изменения в экосистемах, биосфере; - взаимосвязи организмов и среды обитания; - антропогенных изменений в экосистемах; - круговорота веществ в экосистеме и биосфере | |
2.2. | сравнивать и выявлять (выделять) отличительные признаки биологических объектов и процессов, делать выводы на основе сравнения: - биологических объектов (клеток, организмов разных царств, типов (отделов), классов, человека и млекопитающих животных, популяций, видов, экосистем); - процессов, протекающих на разных уровнях организации живой природы (клеточном, организменном, популяционно-видовом, экосистемном, биосферном); | |
2.3. | устанавливать взаимосвязи объектов и процессов разных уровней организации жизни на основе их сравнения: - строения и функций клетки, - организмов разных царств, типов (отделов), классов живой природы; - пластического и энергетического обмена; - способов деления клеток; - размножения и развития организмов разных царств; - строения и жизнедеятельности организма человека; - движущих сил эволюции; - путей и направлений эволюции; - организмов и окружающей среды, - различных компонентов в экосистемах и биосфере; | |
3. | Осуществлять классификацию биологических объектов. | |
3.1. | характеризовать, выявлять признаки, определяющие принадлежность организмов к определенной систематической группе: - царству, отделу, типу, классу, виду. |
Различать по изображениям, схемам и описаниям реальные биологические объекты и процессы | ||
4.1. | узнавать на изображениях биологические объекты и процессы, описывать и выявлять их отличительные признаки - клетку и ее органоиды; - фазы деления клеток (митоза и мейоза); - стадии эмбриогенеза; - органы растения, растения разных отделов, классов, видов; - органы и системы органов животных разных типов, классов, видов; - ткани, органы и системы органов человека; - процессы и явления живой природы; - приспособленность организмов к среде обитания; - изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека | |
4.2. | распознавать по описанию биологические объекты и процессы, выявлять их особенности - клетку и ее органоиды; - фазы деления клеток (митоза и мейоза); - стадии эмбриогенеза; - органы растения, растения разных отделов, классов, видов; - органы и системы органов животных разных типов, классов, видов; - ткани, органы и системы органов человека; - процессы и явления живой природы; - приспособленность организмов к среде обитания; - изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека | |
Ориентироваться в системе познавательных ценностей, составляющих основу биологической грамотности | ||
5.1. | пользоваться биологической терминологией и символикой: - различать словесную формулировку законов, теорий, закономерностей; - различать формулировку биологических понятий, процессов, явлений | |
5.2. | решать биологические задачи и составлять схемы - по генетике, цитологии, экологии; - составлять схемы скрещивания, пищевых цепей и сетей питания; | |
5.3. | применять законы и биологические теории, закономерности при анализе и объяснении биологических процессов и явлений | |
6. | Аргументировать и приводить доказательства, обосновывать | |
6.1. | Анализировать и обосновывать - процессы, происходящие в живых системах; - общность происхождения клеток, организмов разных царств; - эволюцию органического мира на основе сопоставления биологических объектов, особенностей их строения и функционирования; - родство человека с млекопитающими животными, - основные этапы эволюции органического мира и человека. - меры профилактики заболеваний, нарушений функционирования организма человека; - основные принципы и правила здорового образа жизни; - приемы оказания первой помощи пострадавшим при травмах; - необходимость сохранения биоразнообразия экосистем и биосферы; - последствия деятельности человека в природе. |
6.2. | аргументировать и приводить доказательства - родства и отличия организмов разных систематических групп, человека и млекопитающих животных, используя биологические теории, законы, закономерности;; - эволюции клеток, организмов разных систематических групп; - гипотезы, теории происхождения и эволюции жизни, человека; - единства живой и неживой природы, используя знания о круговороте веществ - взаимосвязи организмов и окружающей среды; - взаимосвязи человека и окружающей среды; - необходимости защиты окружающей среды |
Раздел 2. Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ
В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце жирным шрифтом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), во втором столбце – коды тем. В третьем столбце указывается код элемента содержания (ЭС), на базе которых разрабатываются задания для оценки достижения планируемых результатов обучения.
Код раздела | Код ЭС | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | |||
I. РАЗДЕЛ «Общие биологические закономерности» | |||||
1. | Тема «Биология как наука. Методы научного познания» | ||||
1.1 | Биология как наука. Достижения биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | ||||
1.2. | Уровневая организация живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, химический состав, обмен веществ и превращения энергии, наследственность и изменчивость, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция | ||||
Тема «Клетка» | |||||
2.1. | Современная клеточная теория. Основные положения клеточной теории, ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. | ||||
2.2 | Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. | ||||
2.3. | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Функции неорганических веществ. Органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды, АТФ), входящие в состав клетки. Их свойства и функции в клетке и организме. | ||||
2.4. | Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. | ||||
2.5 | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | ||||
2.6 | Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. | ||||
2.7 | Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза. | ||||
Тема «Организм» | |||||
3.1 | Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы — неклеточные формы жизни. | ||||
3.2 | Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. | ||||
3.3 | Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов. | ||||
3.4 | Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. | ||||
3.5 | Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем (моно- и дигибридное скрещивание), Т.Морганом (сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов). Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. | ||||
3.6 | Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. | ||||
3.7 | Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. | ||||
3.8 | Селекция, её задачи и практическое значение. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных. | ||||
3.9 | Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома). | |
Тема «Вид. Эволюция органического мира» | ||
4.1 | Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы (движущие силы) эволюции, их взаимосвязь. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | |
4.2 | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Результаты эволюции. Микроэволюция. Приспособленность организмов к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. | |
4.3 | Макроэволюция. Доказательства эволюции живой природы. Направления и пути эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | |
4.4 | Гипотезы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | |
4.5 | Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека. | |
Тема «Экосистема» | ||
5.1 | Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный, их значение. | |
5.2 | Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. | |
5.3 | Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем. | |
5.4 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы. | |
5.5 | Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Правила поведения в природной среде. |
II. Раздел «Живые организмы» | ||
Тема «Систематика организмов». | ||
6.1 | Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. | |
Тема «Царства Бактерии, Грибы, Лишайники». | ||
7.1 | Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Роль в природе и жизни человека. | |
7.2 | Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе и жизни человека грибов и лишайников. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. | |
Тема «Царство Растения». | ||
8.1 | Строение цветкового растения (клетки, ткани, органы). Жизнедеятельность и размножение растительного организма. | |
8.2 | Многообразие растений. Основные отделы растений: Одноклеточные зеленые водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли. Бурые водоросли. Красные водоросли. Моховидные. Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Голосеменные. Покрытосеменные, классы покрытосеменных. Роль растений в природе и жизни человека. | |
Тема «Царство Животные» | ||
9.1 | Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных. Классы плоских червей, моллюсков, членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. | |
9.2 | Хордовые животные. Характеристика основных классов. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека. | |
III. Раздел «Человек и его здоровье» | ||
Тема «Ткани. Органы. Системы органов» | ||
10.1 | Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, кровообращения, лимфообращения.. | |
10.2 | Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, выделительной. Размножение и развитие человека. | |
10.3 | Внутренняя среда организма человека. Состав крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии. Витамины, их роль в обмене веществ. | |
Тема «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма человека». | ||
11.1 | Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. | |
11.2 | Анализаторы. Органы чувств. Строение и функции, роль в организме. | |
11.3 | Условные и безусловные рефлексы. Высшая нервная деятельность. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Сон, его значение. Особенности психики человека. |
Тема «Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни человека» | ||
12.1 | Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма. Приемы оказания первой помощи при повреждении опорно-двигательной системы, кровеносной, дыхательной, покровной системы. | |
12.2 | Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на организм человека и развитие зародыша человека. |
ПРОЕКТ
Спецификация