Генераторы электроэнергии
Генерация электроэнергии на борту корабля в настоящее время является актуальной проблемой.
В гражданском судостроении коэффициент электровооруженности судна, т. е. отношение установленной мощности электростанции к грузоподъемности судна, повысился с нескольких сотен Вт/т до 1 кВт/т. Стоимость электрооборудования современного судна составляет около 25 % стоимости всего судового оборудования, а для судов
с электродвижением этот коэффициент достигает 60 %. В среднем стоимость электрооборудования гражданского судна составляет 9–22 % общей стоимости судна.
Судовые электростанции, предназначенные для генерирования и распределения электроэнергии, могут быть классифицированы по следующим признакам:
1. По назначению электростанции подразделяются на основные, аварийные и специальные.
Основная электростанция предназначена для обеспечения электроэнергией всех судовых потребителей.
Аварийная электростанция, обычно в виде одного дизель-генератора, питает сети освещения, сигнализации, радиостанции и некоторые другие системы в случае выхода из строя основной электростанции. Аварийные электростанции устанавливаются в помещениях, расположенных выше палубы переборок с непосредственным выходом на открытую палубу. Генераторные агрегаты аварийных электростанций обычно запускаются автоматически. Пусковым импульсом является недопустимое понижение или исчезновение напряжения на шинах главного распределительного щита (ГРЩ). Время запуска и принятие нагрузки не должно превышать 10 с.
Для небольших судов в качестве аварийной электростанции может быть использована аккумуляторная батарея.
Специальные электростанции предназначаются для питания каких-либо специальных потребителей.
2. По роду тока судовые электростанции разделяются на электростанции постоянного и переменного тока. Преобладающее большинство судовых электростанций выполняется на переменном токе с использованием трехфазных синхронных генераторов. Это объясняется большей надежностью машин переменного тока, особенно электродвигателей, простотой схем управления и обслуживания.
3. По типу первичных двигателей генераторных агрегатов судовые электростанции в основном разделяются на электростанции с дизель-генераторами и турбогенераторами. В последнее время находят применение также газотурбогенераторы. Если отбор мощности осуществляется от главных двигателей, то говорят о валогенераторе.
4. По способу управления различают неавтоматизированные, полуавтоматизированные и автоматизированные электростанции.
Наиболее распространены дизель-генераторные (ДГ) судовые электростанции.
В качестве первичных двигателей используются средне- и высокооборотные дизели.
Паротурбогенераторы (ПТГ) как источники тока используются на судах с атомными энергетическими установками, паротурбинными, газотурбинными и дизельными пропульсивными комплексами. На судах с ЯЭУ и паровыми турбинами паровые турбогенераторы питаются паром от главных паровых магистралей на ходовых режимах, а от вспомогательных котлов на стояночных режимах. На судах с дизельным и газотурбинным пропульсивными комплексами паровые турбогенераторы используются в составе утилизационных установок и, как правило, питаются паром от утилизационных или комбинированных котлов.
Основные преимущества ПТГ перед ДГ заключаются в большем ресурсе работы (до 100 тыс. ч), меньших затратах на ремонт и меньших расходах масла. ПТГ обладают повышенной надежностью по сравнению с ДГ.
К их недостаткам следует отнести: значительное время, необходимое для подготовки и пуска ПТГ (25…50 мин); длительное время остановки (15…30 мин); повышенные требования к квалификации обслуживающего персонала и ремонтных бригад.
Газотурбогенераторы (ГТГ) имеют большую шумность и меньшую экономичность, чем ДГ и ПТГ, однако их отличаю лучшие весогабаритные показатели (рис.9.7).
Рис. 9.7 Газотурбогенератор ГТГ-100К
Газотурбогенератор ГТГ-100К специального назначения используется в энергетических установках десантных кораблей на воздушной подушке в качестве автономного источника энергии.
К недостаткам ГТГ следует отнести плохую работу на тяжелых сортах топлива и сильное влияние тяжелого топлива на ресурс газовой турбины.
Валогенераторы (ВГ). Использование на судах валогенераторов целесообразно по нескольким причинам: возможности стабилизации нагрузки двигателей при переменной нагрузке электрической сети, а также специфических режимов работы главных двигателей с недогрузкой для некоторых типов судов (рыболовные траулеры, буксиры, суда ледового плавания). Наиболее широко валогенераторы применяются в ДУ рыболовных траулеров.
Выбор типа ВГ зависит от конструкции движителя, передаваемой мощности, частоты вращения вала отбора мощности главного двигателя и др. На судах с ВФШ применяют преобразователи
частоты, вращающиеся (предельная мощность 400…500 кВт) или статические (начиная с мощности 500…600 кВт).
Традицион-но отбор мощности на ВГ производят от редуктора или непосредственно от гребного вала через повышающую передачу. Установка ВГ относительно главного двигателя зависит от наличия свободного места в машинном отделении. При размещении ВГ у носового торца главного двигателя применяют планетарный редуктор, что позволяет уменьшить влияние на ВГ крутильных колебаний валопровода. Передаточное отношение должно обеспечить для ВГ частоту вращения 1200…1800 об/мин, что позволяет использовать генератор меньшей массы и стоимости.
Варианты компоновки ВГ показаны на рис. 9.8.