Схема 5. Ключевые понятия научного метода
Общенаучные универсальные методы: v Анализ – рассмотрение элементов связи. v Синтез – рассмотрение элементов в их связи (единстве). Соединение ранее выделенных при анализе элементов объекта в единое целое. v Сравнение – выделение сходных элементов. v Обобщение – вывод на основании сходства элементов. v Аналогия – на основе сходства объектов в одних принаках заключают об их сходстве и в других признаках. v Моделирование – изучение каких-либо объектов с помощью моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. Модели – «суррогаты», образы, представления о них, заменяющие в конструктивно-теоретических и эмпирических исследованиях реальные объекты, явления и процессы. v Абстрагирование – выделение определенной связи элементов или определенных свойств. Близок к приёму идеализации. v Индукция – выведение связей из частных наблюдений (противоположна дедукции); относится чаще к сфере эмпирического знания. Умозаключение от частного к общему. v Дедукция – выведение связей из более общих связей. Вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Умозаключение от общего к частному; относится чаще к сфере теоретического знания. v Классификация -метод научного познания, который объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках. |
Особенные эмпирические методы: v Наблюдение (рассмотрение) – поиск связи элементов в объекте.Чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. v Описание – фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначения. v Измерение – определение основных характеристик связи элементов в объекте и самого объекта с помощью измерительных приборов. Продукт измерения – именованное число – есть результат сравнения двух вещей (изучаемой и меры), а не атрибут одной вещи. Измерения, в процессе которых непосредственно получают число, являющееся значением интересующей нас величины, называют прямыми. Косвенные измерения опираются на ряд величин, полученных в прямых измерениях и связанных с интересующей нас величиной какой-либо функциональной зависимостью. Ни одно измерение не может быть выполнено абсолютно точно. Неточность называют погрешностью результата измерения. Специальные средства измерения, обеспечивающие «перевод» невоспринимаемых свойств или отношений вещей на язык человеческих органов чувств, называют измерительными приборами. v Эксперимент – проверка наличия связи. Наблюдение, описание и измерение в специально создаваемых условиях, что позволяет установить наличие связи при повторении условий. Активное, целенаправленное, «строго контролируемое» воздействие исследователя на объект. |
Особенные теоретические методы: v Идеализация – сведение однородных непосредственных связей к опосредованной связи, понятию. Прием теоретического метода научного мышления, направленный на формирование из чувственно конкретного представления об объектк познания его предельно абстрактной мысленной модели, т.е. модели, включающей только те его свойства, которые необходимы и достаточны для решения определенной задачи или множества однотипных задач. v Формализация – сведение разнородных связей к знаковым отношениям (схемам, таблицам, формулам и т.д.). Построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых явлений, оперирующее знаками (формулами). v Теоретическое моделирование – замена непосредственных связей понятийными и знаковыми системами (абстрагирование, идеализация, формализация). v Систематизация – выявление полноты связей. Это решающий метод и конечная форма научного познания. Прием научного мышления, состоящий в приведении разрозненных элементов в систему на основании уяснения их свойств и отношений между ними. |
Установление ложности какого-либо положения называется фальсификацией. Концепция фальсификации была установлена К. Поппером в XX в., согласно которой считается, что утверждение является ненаучным, если не предложен метод его фальсификации. Именно этот критерий часто помогает осуществить демаркацию, т.е. провести границу, между научными и псевдонаучными высказываниями. Для демаркации науки и псевдонауки важным является и верификация теории, т.е. установление адекватности предлагаемой теоретической схемы тем реальным явлениям, которые эта схема должна отражать. В то же время не теряют своего значения и общенаучные принципы всех идеалов (моделей) рациональности естественнонаучного мышления.
В естествознании характерной чертой естественнонаучного познания является экспериментальная функция естественных наук. Экспериментальная функция задает единство (целостность) теории, эксперимента и практики и тесное пересечение естественнонаучной и технологической культур. Опора на материально-техническую базу эксперимента и непрерывный труд на основе пересечения эмпирических и теоретических методов научного познания – характерная черта выдающихся учёных – представителей естественных наук и только на этой основе возможно проявление озарения («инсайта») и интуиции. Именно для «естественников» характерно и определение интеллекта, как рационального (разумного) познания Мира (Универсума).
Модели развития науки
Важную роль в научном познании мира играли и продолжают играть модели развития науки. Наиболее распространенные в XX веке модели науки рассмотрены в приведённой ниже схеме.