ЕН.Ф.О1 Концепции современного естествознания
Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега-миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.
Формы организации текущей и итоговой аттестации качества освоения учебного материала.Для текущей аттестации качества усвоения учебного материала на семинарских и практических занятиях используются устные и письменные опросы, выступления по самостоятельно подготовленным темам, компьютерное тестирование. Итоговая аттестации проводится в форме устного зачета (компьютерного тестирования).
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения КСЕ обучающиеся должны:
знать
современные обще- и частнонаучные картины мира;
историю эволюции научных знаний,
принципы универсального эволюционизма;
основные проблемы биоэтики;
типы научной рациональности;
уметь
критически анализировать и обобщать информацию, отличать научные знания от лженаучных и обыденных;
логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, используя основные общенаучные термины;
адаптировать научную картину мира в соответствии с современным уровнем знаний;
выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности,
использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
учитывать принципы биоэтики и экологической этики при решении профессиональных задач;
применять знания о физиологии человека как основу здорового образа жизни и сохранения работоспособности;
владеть
методологией научного познания и научной рефлексии;
навыками
§ применения основных научных концепций и статистических законов для описания объектов, процессов и явлений, относящихся к области профессиональной деятельности;
§ использования алгоритма научного познания для решения практических задач;
§ постановки целей и выбора адекватных путей их достижения;
§ употребления общенаучных терминов в дискуссии по профессиональным вопросам;
§ развития интеллектуального и общекультурного уровня.
Раздел II. Тематический план
2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Аудиторные занятия | Самостоя- тельные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары, практичес- кие занятия | ||||
I | Введение | - | ||||
Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки. | - | |||||
II | История естествознания | |||||
Тенденции развития естественных наук. История научных картин мира | ||||||
III | Наука и научный метод | |||||
Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний. | - | |||||
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества | - | |||||
IV | Физическая картина мира | |||||
Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий. | - | |||||
Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения. | ||||||
Основные начала термодинамики | - | |||||
V | Химическая картина мира | |||||
Основные понятия химии, химические процессы | ||||||
VI | Геологическая картина мира | |||||
Земля и её строение, геологическая история. | ||||||
Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы | - | |||||
VII | Биологическая картина мира | |||||
Особенности организации живой материи | ||||||
Биосфера, ноосфера и космические циклы | - | |||||
Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества. | ||||||
VIII | Человек | |||||
Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. | - | |||||
Биоэтика и экологическая этика | - | |||||
IХ | Эволюционная картина мира | |||||
Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма | - | |||||
Эволюция научных картин мира | ||||||
Всего часов |
2.2 Тематический план для студентов очно-заочной формы обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Аудиторные занятия | Самостоя- тельные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары, практичес- кие занятия | ||||
I | Введение | - | ||||
Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки. | - | |||||
II | История естествознания | - | - | - | ||
История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук. | - | - | - | |||
III | Наука и научный метод | - | ||||
Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний. | - | |||||
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества | - | |||||
IV | Физическая картина мира | |||||
Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий. | - | |||||
Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения. | - | |||||
Основные начала термодинамики | - | |||||
V | Химическая картина мира | - | ||||
Основные понятия химии, химические процессы | - | |||||
VI | Геологическая картина мира | - | ||||
Земля и её строение, геологическая история. | - | |||||
Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы | - | |||||
VII | Биологическая картина мира | |||||
Особенности организации живой материи | - | |||||
Биосфера, ноосфера и космические циклы | - | - | ||||
Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества. | - | - | ||||
VIII | Человек | - | ||||
Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. | - | |||||
Биоэтика и экологическая этика | - | |||||
IХ | Эволюционная картина мира | - | ||||
Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма | - | - | - | |||
Эволюция научных картин мира | - | |||||
Всего часов |
Форма итогового контроля – зачет в тестовой форме
2.3 Тематический план для студентов заочной формы обучения
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Аудиторные занятия | Самостоя- тельные занятия | ||
Всего | Лекции | Семинары, практичес- кие занятия | ||||
I | Введение | - | ||||
Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки. | - | |||||
II | История естествознания | - | - | - | ||
История научных картин мира. Тенденции развития естественных наук. | - | - | - | |||
III | Наука и научный метод | |||||
Алгоритм научного познания мира, особенности научных знаний. | - | |||||
Наиболее общие законы и особенности описания природы и общества | - | - | - | |||
IV | Физическая картина мира | - | ||||
Структурные уровни организации материи. Виды взаимодействий. | - | - | - | |||
Концепции пространства и времени.Принципы симметрии и законы сохранения. | - | |||||
Основные начала термодинамики | - | - | - | |||
V | Химическая картина мира | - | - | - | ||
Основные понятия химии, химические процессы | - | - | - | |||
VI | Геологическая картина мира | - | - | - | ||
Земля и её строение, геологическая история. | - | - | - | |||
Концепции развития геосферных оболочек, функции литосферы | - | - | - | |||
VII | Биологическая картина мира | - | ||||
Особенности организации живой материи | - | - | ||||
Биосфера, ноосфера и космические циклы | - | - | - | |||
Генетика и эволюция, особенности развития живого вещества | - | - | ||||
VIII | Человек | - | - | - | ||
Физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. | - | - | - | |||
Биоэтика и экологическая этика | - | - | - | |||
IХ | Эволюционная картина мира | |||||
Процессы самоорганизации, принципы универсального эволюционизма. | - | |||||
Эволюция научных картин мира. | ||||||
Обзорные лекции | ||||||
Всего часов |
Раздел III. Содержание дисциплины
Раздел 1. Введение.
Тема 1. Предмет дисциплины КСЕ. Естественные и гуманитарные науки.
(6 часов)
Естествознание как совокупность наук о природе. Дихотомическая классификация наук. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) – частнонаучные и общенаучные картины мира. Научные картины мира (НКМ) как необходимый этап развития знаний о природе и обществе. Роль КСЕ в миропонимании и формировании мировоззрения.
Основные стороны естествознания: эмпирическая, теоретическая и прикладная.
Предмет естествознания - различные формы движения материи в природе структурные уровни организации материи, их строение и генезис; основные формы всякого бытия; связь явлений природы.
Природа и общество как объект естественных и гуманитарных наук, их взаимосвязь и отличие. Системная классификация наук по Б.М. Кедрову.
Отсутствие принципиальных отличий естественных наук от гуманитарных. Особенности законов, используемых для описания совокупности множества однородных объектов (элементов), их применимость к природным и общественным процессам и явлениям.
Источники: обязательные 1,2,6;
Дополнительные 7, 8, 11, 38, 39
Раздел 2. История естествознания.
Тема 2. История научных картин мира Тенденции развития естественных наук. (10 часов)
Основные этапы развития естествознания. Основа появления знаний о природе - практическая человеческая деятельность. Мифология как отдаленная предпосылка науки. Необходимое условие возникновения научных сообществ - высокий уровень развития производства и общественных отношений.
Стадии познания природы - синкретическая (натурфилософская), аналитическая (по отдельным областям знаний); синтетическая (воссоздание целостной картины природы). Периоды и этапы развития естествознания.
Натурфилософия как подготовительный этап естествознания. Натурфилософский период (VI в. до н.э. – нач. ХVII н.э.), его характерные черты: наблюдение как основной метод познания мира, недифференцированность на отдельные области знания, соединение собственно науки и философии – их синкретичность, отсутствие необходимости опытной проверки теоретических умозаключений, оторванность от жизни, абстрактность.
Возникновение первых теоретических систем (Фалес, Демокрит и др.). Первые описания закономерностей природы, общества и мышления (Платон, Аристотель и др.).
Создание первых естественнонаучных теорий в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей). Развитие естествознания в эпоху Средневековья на Востоке и в Средней Азии (Авиценна, Аль-Хорезми, Улугбек и др.).
Схоластика как специфическая средневековая форма науки в Европе; развитие мыслительной культуры, теоретических споров и дискуссий (В.Оккам, Р.Бэкон, Ф.Бэкон и др.). Алхимия и астрология как основа экспериментального изучения природных веществ и наблюдений за небесными телами.
Возникновение механистического и метафизического естествознания в эпоху Возрождения на основе систематических экспериментов; превращение науки в самостоятельный фактор духовной жизни общества (Леонардо да Винчи, Н. Коперник).
Первая научная революция XVI-XV1I вв., использование эксперимента как активного метода познания мира (Г. Галилей), создание механистической системы мира (Р. Декарт, И. Ньютон и др.)
Стихийно-диалектический период развития естествознания в XVII-XVIII вв. (Л. Эйлер, М. Ломоносов, К. Линней, П. Лаплас и др.).
Промышленный переворот конца XVIII - начала XIX вв. как основа интенсивного развития естествознания. Открытие закона сохранения энергии (Р. Майер, Д. Джоуль), периодического закона (Д. Менделеев), создание эволюционного учения (Ч. Дарвин). Развитие естествознания в конце ХIX-ХХ вв. (М. Фарадей, Дж. Максвелл, М. Планк, Э. Резерфорд, И.Павлов, Н. Бор, П. Капица, Л.Ландау, Н.Вавилов, Н.Семенов и др.)
Особенности развития естествознания в XXI в. Научная парадигма и ее влияние на развитие науки, структура научных революций.
Основные тенденции развития современного естествознания:
§ раскрытие всеобщей связи явлений природы, в т.ч. связи объектов микромира (самого малого) с объектами мегамира (самого большого и далекого);
§ изучение передачи наследственной информации, связи генетики и эволюции живого;
§ самого сложного (возникновения и развития жизни и мышления, законов функционирования сознания).
Необходимое условие развития естествознания на современном этапе - дифференциация и интеграция отдельных областей знания; целостный и многосторонний охват изучаемых объектов и явлений. Панорама современного естествознания. Гуманистические ценности как главные ориентиры развития науки на современном этапе.
Источники: обязательные 1- 6;
Дополнительные 7, 9, 10, 40, 41, 43, 44, 52, 58 - 66