По курсу медицинской биологии и генетике
План семинара-коллоквиума
" Уровни организации живого.
Биология клетки. Размножение".
1. Определение понятия жизни на современном этапе науки. Критика метафизических и идеалистических представлений о сущности жизни. Фундаментальные свойства живого.
2. Эволюционно-обусловленные уровни организации жизни.
3. Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная биологическая система.
4. Клеточная теория. История и современное состояние. Значение ее для биологии и медицины.
5. Клетка как открытая система. Организация потоков вещества, энергии и информации в клетке.
6. Типы клеточной организации. Прокариотическая и эукариотическая клетки
7. Особенности строения эукариотической клетки.
8. Строение и функции ядра.
9. Наследственный аппарат клеток. Химическая и структурная организация хромосом.
10.Классификация хромосом.
11.Характеристика ДНК. Молекулярное строение гена у прокариот и эукариот. Уникальные гены и повторяющиеся последовательности на нити ДНК, их функциональное значение.
12.Гетеро- и эухроматин.
13.Наследственный аппарат клеток человека. Характеристика кариотипа человека в норме.
14.Закономерность существования клетки во времени. Клеточный цикл, его периодизация.
15.Митотический цикл, фазы авторепродукции и распределение генетического материала. Механизм регуляции митотической активности. Проблемы клеточной пролиферации в медицине.
16.Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Формы размножения, их эволюционная характеристика.
17.Половое размножение. Морфофункциональная характеристика половых клеток. Процесс образования половых клеток (гаметогенез).
18.Мейоз: цитологическая и цитогенетическая характеристика.
19.Половой диморфизм: генетический, морфофизиологический, эндокринный и поведенческий аспекты.
20.Партеногенез.
21.Биологические аспекты репродукции человека.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Законы Г.Менделя о независимом наследовании. Закономерности наследования при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Менделирующие признаки человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Познакомиться с явлением наследственности, как процессом, обеспечивающим связь поколений. Изучить сущность гибридологического анализа основного метода классической генетики. Рассмотреть пра-
вила наследования признаков при моно-, ди- и полигибридном скрещивании. Познакомиться с менделирующими признаками человека.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение закономерностей наследственности и их материальной основы является базой для рассмотрения вопроса изменчивости живой материи и диалектической взаимосвязи этих двух явлений. Знание данных вопросов необходимо для молекулярно-генетического обоснования процессов индивидуального развития организмов, их генетического разнообразия, а также вопросов эволюции животных и человека. Поскольку многие признаки человека (в том числе и некоторые болезни) наследуются как менделирующие признаки, знание закономерностей их наследования необходимо врачу для усвоения вопросов генетики человека и положений медицинской генетики.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть:
а) Решение ситуационных задач на закономерности наследования при моногибридном скрещивании N 41 (1), 47, 50 (1,2), 52 (1,2) С.19-20, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении задач составить схему скрещивания, записать гаметы родителей, установить возможные генотипы потомков и вероятность проявления признака в фенотипе потомства.
б) Решение ситуационных задач на закономерности наследования при дигибридном скрещивании N 75(1,2,3), 76(1,2) С.29, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении задач использовать решетку Пеннета, записать все возможные генотипы родителей и потомков, и отметить соответствующие им фенотипы. Выявить соотношение генотипов и фенотипов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Наследственность и наследование, их сущность.
2. Ген как единица функционирования наследственного материала.
3. Свойства наследственных факторов (генов): дискретность, стабильность, специфичность, аллельное состояние.
4. Понятие о гомозиготности и гетерозиготности.
5. Гибридологический анализ - основной метод генетики.
6. Открытие Г.Менделем законов независимого наследования. Моногибридное скрещивание. Единообразие гибридов первого поколония.
7. Закон расщепления у гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании. Доминантность и рецессивность.
8. Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.
9. Ди- и полигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (закон независимого наследования пар аллелей)
10. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 111-115, 228-230.
3. Н.В.Хелевин , А.М.Лобанов, О.Ф. Колесова “ Задачник по общей медицинской генетике”, М., "Высшая школа", изд.2, 1984, 160 с.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Наследование признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить основные положения хромосомной теории наследственности. Рассмотреть механизм сцепленного наследования признаков. Выяснить условия и причины нарушения сцепления генов, биологическую роль кроссинговера. Разобрать механизм генетического определения пола и значение наследования признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение данной темы позволит более глубоко понять роль хромосом в наследовании признаков. Знакомство с механизмом кроссинговера дает возможность более полно представить роль комбинативной изменчивости в создании гено- и фенотипического разнообразия людей. Изучение механизма генетического определения пола и особенностей передачи признаков, контролируемых генами половых хромосом помогает установить причину некоторых наследственных заболеваний, особенностей их проявления у мужчин и женщин. Кроме того, это дает основание прогнозировать врачам возможность возникновения наследственных заболеваний у детей в зависимости от состояния генотипа их родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть:
Решение ситуационных задач N 157, С.51; N158, С.52; N106, 108(1,2); 109(1,2);110 С.39-40, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении задач на наследование признаков, сцепленных с полом составить схему скрещивания, записать генотипы родителей и их гаметы, а также все возможные генотипы потомков. Дать характеристику фенотипов потомков, указав вероятность проявления патологических признаков у мужчин и женщин.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Сцепленное наследование признаков. Хромосомы как группы сцепления генов.
2. Нарушение сцепления генов. Кроссинговер, его биологическая роль.
3. Линейное расположение генов в хромосомах. Генетические и цитологические карты хромосом.
4. Механизм генетического определения и дифференцировки пола в развитии. Переопределение пола.
5. Наследование признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом человека.
6. Хромосомная теория, основные положения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 115-117, 212-218, 226-227, 231-233.
3. Н.В.Хелевин , А.М.Лобанов, О.Ф. Колесова “ Задачник по общей медицинской генетике”, М., "Высшая школа", изд.2, 1984, 160 с.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Генотип и фенотип. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в детерминации признаков. Множественные аллели. Наследование групп крови по системе АВО.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать представление о генотипе и фенотипе. Рассмотреть фенотип как результат реализации генотипа в определенных условиях среды. Изучить механизм взаимодействия аллельных и неаллельных генов и его роль в определении конкретных фенотипических признаков. Познакомиться с явлением множественного аллелизма на примере наследования групп крови по системе АВО.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение данного материала необходимо для понимания причин генетического разнообразия людей и имеет непосредственное отношение к вопросам популяционной генетики человечества. Выяснение сложности взаимодействия генов в развитии признаков имеет большое значение для понимания механизма наследования важнейших функций и свойств организма (групп крови, Rh-фактора, предрасполдоженности к заболеваниям и т.д.). Знание механизма наследования групп крови по системе АВО необходимо врачу для правильного подбора донора и реципиента, что позволяет избежать осложнений при переливании крови.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть:
а) Решение ситуационных задач №128, 129, 134, С.45, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении данных задач записать генотипы родителей, их гаметы, возможные генотипы потомков. Подчеркнуть обусловленность групп крови соответствующими генотипами.
б) Решение ситуационных задач №179, 182(1,2,3), С.62-63; N192(1,2), С.65, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении задач использовать решетку Пеннета для выяснения количественного отклонения расщепления в потомстве дигетерозигот от менделевского соотношения 9:3:3:1.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Генотип и фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации (генотипа) в определенных условиях среды.
2. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное проявление, рецессивность, кодоминирование, межаллельная комплементация. Роль аллельных генов.
3. Множественные аллели. Наследование групп крови по системе АВО.
4. Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз (доминантный и рецессивный).
5. Комплементарность.
6. Полимерия. Полигенное наследование как механизм наследования количественных признаков.
7. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаках: пенетрантность, экспрессивность, поле действия гена, плейотропия, генокопии.
8. Общая характеристика генотипа человека.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 88-90, 137-138, 153-162, 209-212, 234-239.
3. Н.В.Хелевин , А.М.Лобанов, О.Ф. Колесова “ Задачник по общей медицинской генетике”, М., "Высшая школа", изд.2, 1984, 160 с.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Молекулярные основы наследственности.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить сущность кодирования генетической информации в ДНК. Рассмотреть механизм реализации биологической информации в клетке (биосинтез белка). Выяснить принципы регуляции процесса биосинтеза белка в клетке.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение процессов даннойтемы необходимо для формирования представлений о молекулярных механизмах кодирования наследственной информации и реализации ее в соответствующие признаки организма. Эти знания нужны для восприятия вопросов таких разделов биологии как размножение, индивидуальное развитие, наследственность и изменчивость организмов. Данные вопросы тесно связаны с механизмом возникновения наследственных заболеваний, поэтому необходимо знать и учитывать их при диагностике, лечении и профилактике подобных болезней.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть:Решение ситуационных задач NN 2, 3, 6, 8, 10, 14, С.8-9, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
При решении задач использовать таблицу N1, С.156, Задачник по общей и медицинской генетеке под редакцией Н.В.Хелевина.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Кодирование биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК.
2. Реализация биологической информации в клетке. Транскрипция. Феномен сплайсинга.
3. Перенос биологической информации на белок (трансляция). Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка.
4. Гипотеза "один ген - один фермент", ее современная трактовка. Мультимерная организация белков как структурная основа межаллельных и межгенных взаимодействий (на примере гемоглобина человека).
5. Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот.
6. Классификация генов: структурные и регуляторные.
7. Цитоплазматическая наследственность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 68-72, 92-114, 163-172, 239-241, 252-253.
3. Н.В.Хелевин , А.М.Лобанов, О.Ф. Колесова “ Задачник по общей медицинской генетике”, М., "Высшая школа", изд.2, 1984, 160 с.
План семинара-коллоквиума
"Закономерности наследования и
молекулярные основы наследственности".
1. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство. Наследование, его сущность.
2. Ген как единица функционирования наследственного материала. Свойства наследственных факторов (генов): дискретность, стабильность, специфичность, аллельное состояние.
3. Гибридологический анализ - основной метод генетики.
4. Открытие Г.Менделем законов независимого наследования. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия гибридов первого поколения.
5. Правило расщепления гибридов второго поколения. Доминантность и рецессивность. Понятие о гомозиготности и гетерозиготности.
6. Ди- и полигибридное скрещивание. Независимое комбинирование неаллельных генов.
7. Условия менделирования признаков. Менделирующие признаки человека.
8. Создание хромосомной теории наследственности (Т.Морган). Сцепленное наследование признаков. Хромосомы как группы сцепления генов.
9. Нарушение сцепления генов. Кроссинговер, его биологическая роль.
10.Линейное расположение генов в хромосомах. Генетические и цитологические карты хромосом.
11.Механизм генетического определения и дифференцировки пола в развитии. Переопределение пола.
12.Наследование признаков, контролируемых генами Х- и У-хромосом человека.
13.Генотип и фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации (генотипа) в определенных условиях среды.
14.Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное проявление, рецессивность, кодоминирование (межаллельная комплементация). Роль аллельных генов.
15.Множественные аллели. Наследование групп крови по системе АВО.
16.Комплементарность. Полимерия. Полигенное наследование как механизм наследования количественных признаков.
17.Количественая и качественная специфика проявления генов в признаках: пенетрантность, экспрессивность, поле действия гена, плейотропия, генокопии.
18.Общая характеристика генотипа человека.
19.Кодирование биологической информации в клетке. Кодовая система ДНК и белка.
20.Реализация биологической информации в клетке. Траскрипция. Феномен сплайсинга.
21.Перенос биологической информации на белок (трансляция). Экспрессия генов в процессе биосинтеза белка.
22.Гипотеза "один ген - один фермент", ее современная трактовка. Мультимерная организация белков как структурная основа межаллельных и межгенных взаимодействий (гемоглобин человека).
23.Регуляция экспрессии генов у прокариот и эукариот.
24.Классификация генов: структурные и регуляторные.
25.Цитоплазматическая наследственность.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Фенотипическая и генотипическая изменчивость.
Генные мутации. Понятие о генных болезнях.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить явление изменчивости. Рассмотреть закономерности возникновения фенотипической, комбинативной, мутационной изменчивости и их фенотипические эффекты. Изучить сущность, механизмы возникновения и роль генных мутаций. Рассмотреть формы и механизмы репарации генетического материала. Познакомиться с механизмами развития, наследования и сущностью генных болезней.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение изменчивости организмов необходимо для усвоения положений теорий эволюции, для формирования представлений о механизмах генетических изменений при воздействии факторов среды на организм. Знание фенотипической изменчивости позволяет выявлять пределы функциональных изменений наследственного материала в ответ на воздействие среды и дает возможность врачам рассматривать многие ненаследственные болезни как результат нарушения адаптивных механизмов. Изучение комбинативной изменчивости позволяет объяснить генотипическое разнообразие людей, их генотипическую индивидуальность, что необходимо учитывать врачу в практической работе. Знание механизмов генных мутаций и их роли в возникновении болезней человека необходимо в клинике для изучения причин возникновения наследственных заболеваний, а также для обоснования их диагноза, принципов лечения и профилактики.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть.
Рассмотрение и анализ препаратов морфологических (видимых) генных мутаций у дрозофилы.
Препарат N 1. Дрозофила - нормальное строение.
Пользуясь лупой, рассмотреть препарат плодовой мушки дрозофилы с нормальными внешними признаками (серый цвет тела, нормальные крылья, правильная форма щетинок).
Препарат N 2. Мутация дрозофилы: бескрылая форма.
Рассмотреть зафиксированных на препарате бескрылых мух. Данная форма дрозофилы обусловлена рецессивным мутантным геном, находящимся во второй паре хромосом.
Препарат N 3. Мутация дрозофилы: желтое тело.
При рассмотрении препарата обратить внимание на желтую окраску тела у
дрозофилы. Данный признак связан с рецессивным мутантным геном, локализованном в Х-хромосоме.
Препарат N 4. Мутация дрозофилы: изогнутые щетинки.
На препарате рассмотреть щетинки, расположенные на теле дрозофилы. Обратить внимание на их изогнутую форму. Сравнить с формой щетинок нормальных мух. Данный признак обусловлен мутантным рецессивным геном, находящимся в Х-хромосоме.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ :
1. Определение изменчивости, Классификация ее форм.
2. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Адаптивный характер модификаций. Фенокопии.
3. Комбинативная изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического разнообразия людей.
4. Мутационная изменчивость. Основные положения теории мутаций.
5. Классификация мутаций: по происхождению, по месту возникновения, по характеру изменений фенотипа, в зависимости от влияния на жизнеспособность организма, по характеру изменений наследственного материала.
6. Генные мутации, определение. Механизмы возникновения спонтанных генных мутаций.
7. Частота генных мутаций. Мутации прямые и обратные, доминантные и рецессивные.
8. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.
9. Антимутационные барьеры организма.
10. Репарация генетического материала. Механизм репарации ДНК. Фотореактивация. Темновая репарация (дорепликативная и пострепликативная).
11. Мутации, связанные с нарушением репарации ДНК и их роль в патологии.
12. Генные болезни, механизмы их развития, наследования, частота возникновения. Примеры наиболее распространенных генных болезней.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 77-83, 84-91,142-145, 146-147, 178-181, 211-212, 245-248.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Структурные мутации хромосом. Индуцированный мутагенез.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть структурные мутации хромосом (хромосомные аберрации), причины и механизмы их возникновения, фенотипическое проявление. Изучить индуцированные мутации, вызываемые физическими, химическими и биологическими факторами.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение структурных мутаций хромосом, причин и механизмов их возникновения, фенотипического проявления у человека необходимо врачу для обоснования диагноза, разработки принципов лечения и профилактики хромосомных заболеваний, вызываемых данными мутациями. Рассмотрение индуцированных мутаций, факторов вызывающих их, механизмов их возникновения необходимо для анализа последствий влияния экологических факторов на наследственность человека и понимания генетической опасности загрязнения окружающей среды. Все это необходимо учитывать врачу в своей практической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть.
Препарат N 1. Дрозофила - нормальное строение.
Пользуясь лупой рассмотреть препарат плодовой мушки дрозофилы с нормальными внешними признаками.
Препарат N 2. Мутация дрозофилы: вырезка на крыле.
На препарате представлена мутантная форма дрозофилы, которая фенотипически характеризуется вырезкой на крыльях. Сравнить с формой крыльев нормальных мух. Данная мутация связана с интерстициальной делецией Х-хромосомы. В гетерозиготном состоянии эта мутация обуславливает развитие вырезки на крыльях. В гомозиготном и гемизиготном состоянии она летальна.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Структурные мутации хромосом (хромосомные аберрации), их сущность, распространение в природе и классификация.
2. Механизмы возникновения структурных мутаций хромосом.
3. Делеции, их сущность, формы, фенотипический эффект. Явление псевдодоминирования. Медицинские аспекты данных мутаций.
4. Дупликации, инверсии, кольцевые хромосомы. Механизм возникновения. Фенотипическое проявление. Медицинские аспекты.
5. Транслокации, их сущность. Реципрокные транслокации, их характеристика и медицинское значение. Робертсоновские транслокации и их роль в наследственной патологии.
6. Траспозиции. Мобильные генетические элементы как форма транспозиций. Их характеристика, механизмы перемещения по геному и значение.
7. Индуцированный мутагенез. Физические, химические и биологические мутагенные факторы.
8. Радиационные мутации. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.
9. Мутагенез и канцерогенез.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 87-88, 128-136, 152, 178-181.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Мутации числа хромосом. Гаплоидия, полиплоидия и анеуплоидия. Понятие о хромосомных болезнях.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить мутации числа хромосом, причины и механизмы их возникновения. Рассмотреть распространенность данных мутаций в живой природе. Познакомиться с возникновением и фенотипическим проявлением мутаций числа хромосом у человека. Изучить механизмы развития и наследования хромосомных болезней.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение мутаций числа хромосом необходимо для усвоения соответствующих разделов наследственной патологии по курсу патологической физиологии и клинической генетики. Знание причин и механизмов возникновения хромосомных болезней у человека необходимо врачу для обоснования диагноза, разработки принципов лечения и профилактики данных заболеваний.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть.
Провести анализ возникновения возможных отклонений в мужском и женском кариотипе по половым хромосомам при всех вариантах нарушения расхождения данных хромосом во время мейоза I и II.
а) По предлагаемой схеме выписать возможные варианты женских и мужских гамет при нарушении расхождения хромосом в мейозе I и II.
|
/ \ / \
Мейоз I Х Х Х У
/ \ / \ / \ / \
Мейоз II Х Х Х Х Х Х У У
Норма Норма
б) Начертить решетку Пеннета, учитывая число образующихся гамет.
в) Записать полученные типы гамет в решетку Пеннета.
г) Составить и записать в решетке Пеннета возможные кариотипы зигот.
д) Отметить нормальные кариотипы мужских и женских организмов кружками.
е) Проанализировать хромосомный состав мутантных зигот и назвать соответствующие им хромосомные болезни.
ж) Отметить число глыбок полового хроматина в норме и при мутациях. Проанализировать набор идиограмм с наиболее частыми хромосомными болезнями (синдром Дауна, синдром Шерешевского-Тенера, синдром Клайнфельтера и др.)
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Сущность мутаций числа хромосом, возможные причины и механизмы их возникновения.
2. Гаплоидия, характер изменения кариотипа, распространенность, фенотипическое проявление.
3. Полиплоидия, характер изменения кариотипа. Митотическая, зиготическая и мейотическая полиплоидизация.
4. Распространенность полиплоидии в живой природе. Фенотипическое проявление. Полиплоидия у млекопитающих и человека.
5. Анеуплоидия, механизмы возникновения и возможные изменения кариотипа. Цитологические и генетические механизмы возникновения разных форм анеуплоидии у человека. Мозаичные формы анеуплоидий у человека.
6. Общая характеристика фенотипического проявления анеуплоидий у человека.
7. Хромосомные болезни, механизмы их развития, наследования, частота возникновения. Примеры наиболее распространенных хромосомных болезней, связанных с хромосомными абберациями и мутациями числа хромосом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 145-147, 181-190, 241-245.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Человек - специфический объект генетического анализа. Основные методы изучения наследственности человека.
Значение генетики для медицины.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Представить человека как специфический генетический объ-
ект. Рассмотреть основные методы генетики человека. Раскрыть значение
генетики для медицины.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Изучение темы необходимо для формирования представлений о человеке как особом генетическом объекте. Знание данных вопросов позволит на клинических кафедрах более глубоко подходить к изучению заболеваний с учетом их наследственной предрасположенности и обусловленности. Изучение генетических особенностей человека и методов исследования его наследственности и изменчивости дает врачам возможность обоснованно проводить профилактику, диагностику и лечение наследственных болезней человека.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть.
Провести анализ родословных для выявления характера наследования признаков. Предлагаемую родословную зарисовать в тетрадь протоколов и при ее анализе ответить на следующие вопросы (ответы записать в протокол):
а) установить характер признака (наследственный или ненаследственный);
б) одинакова ли встречаемость признака в родословной у женщин и мужчин;
в) сравнить встречаемость признака у женщин и мужчин в каждом поколении;
г) установить, есть ли прерывность наследования признака в ряду поколений;
д) на основании полученных данных определить тип наследования признака;
е) обозначить вероятную форму зиготности по данному признаку во всех поколениях.
3. Рассмотреть цитологический препарат хромосомного набора человека, используемый при цитогенетическом анализе. Обратить внимание на морфологию и число хромосом человека (демонстрация).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Генетика человека, определение.
2. Человек как специфический объект генетического анализа.
3. Основные методы изучения наследственности человека:
а) генеалогический
б) близнецовый
в) цитогенетический
г) популяционно-статистический
д) методы генетики соматических клеток
е) методы моделирования
ж) дерматоглифический
з) биохимический
и) иммунологический
к) ДНК-диагностика
4. Генетическая инженерия, ее задачи, методы, возможности, перспективы использования.
5. Медико-генетическое консультирование.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Лекции.
2. Учебник "Биология" под редакцией В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2003, том 1, С. 255-276, том 2, С.144-145.
План семинара-коллоквиума
"Изменчивость. Человек как специфический объект
генетических исследований. Значение генетики для медицины".
1. Определение изменчивости, классификация ее форм.
2. Фенотипическая изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Адаптивный характер модификаций. Фенокопии.
3. Комбинативная изменчивость. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генетического разнообразия людей.
4. Мутационная изменчивость. Основные положения теории мутаций.
5. Классификация мутаций: по происхождению, по месту возникновения, по характеру изменений фенотипа, в зависимости от влияния на жизнеспособность организма, по характеру изменения наследственного материала.
6. Генные мутации, определение. Механизм возникновения спонтанных генных мутаций.
7. Частота генных мутаций. Мутации прямые и обратные, доминантные и рецессивные.
8. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова.
9. Антимутационные барьеры организма.
10. Репарация генетического материала. Механизмы репарации ДНК. Фотореактивация. Темновая репарация (дорепликативная и пострепликативная).
11. Мутации, связанные с нарушением репарации ДНК и их роль в патологии.
12. Генные болезни, механизмы их развития, наследования, частота возникновения. Примеры наиболее распространенных генных болезней.
13. Структурные мутации хромосом (хромосомные абберации), их сущность, распространение в природе и классификация.
14. Механизмы возникновения структурных мутаций хромосом.
15. Делеции, их сущность, формы, фенотипический эффект. Явление псевдодоминирования. Медицинские аспекты данных мутаций.
16. Дупликации, инверсии, кольцевые хромосомы. Механизм возникновения. Фенотипическое проявление. Медицинские аспекты.
17. Транслокации, их сущность. Реципрокные транслокации, их характеристика и медицинское значение. Робертсоновские транслокации и их роль в наследственной патологии.
18. Транспозиции. Мобильные генетические элементы как форма транспозиций. Их характеристика, механизмы перемещения по геному и значение.
19. Индуцированный мутагенез. Физические, химические и биологические мутагенные факторы.
20. Радиационные мутации. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.
21. Мутагенез и канцерогенез.
22. Сущность мутаций числа хромосом, возможные причины и механизмы их возникновения.
23. Гаплоидия, характер изменения кариотипа, распространенность, фенотипическое проявление.
24. Полиплоидия, характер изменения кариотипа. Митотическая, зиготическая и мейотическая полиплоидизация.
25. Распространенность полиплоидии в живой природе. Фенотипическое проявление. Полиплоидия у млекопитающих и человека.
26. Анеуплоидия, механизмы возникновения и возможные изменения кариотипа. Цитологические и генетические механизмы возникновения разных форм анеуплоидий у человека. Мозаичные формы анеуплоидий у человека.
27. Общая характеристика фенотипического проявления анеуплоидий у человека.
28. Хромосомные болезни, механизмы их развития, наследования, частота возникновения. Примеры наиболее распространенных хромосомных болезней, связанных с хромосомными абберациями и мутациями числа хромосом.
29. Генетика человека, определение.
30. Человек как специфический объект генетического анализа.
31. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, методы генетики соматических клеток, биохимический, иммунологический, методы моделирования, дерматоглифический, ДНК-диагностика.
32. Генетическая инженерия, ее задачи, методы, возможности, перспективы использования.
33. Медико-генетическое консультирование.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Паразитические простейшие - возбудители болезней человека.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть характерные черты организации простейших (Protozoa). Изучить отличительные особенности строения и цикла развития дизентерийной амебы (Entamoeba histolytica), урогенитальной трихомонады (Trichomonas vaginalis), лямблии (Lamblia intestinalis), малярийных плазмодиев (Plasmodium vivax, Pl. malaria, Pl. falciparum, Pl. ovale) токсоплазмы (Toxoplama gondii), а также рассмотреть распространенность данных паразитов, пути заражения и особенности взаимодействия их с организмом человека. Познакомиться с обоснованием лабораторной диагностики и профилактики, вызываемых ими заболеваний.
МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА: Знание данного раздела необходимо для изучения экологии человека, общей и социальной гигиены, эпидемиологии, клинических дисциплин. Врач любой специальности в той или иной степени имеет дело с паразитарными заболеваниями. Поэтому знание биологии и экологии указанных паразитов, путей заражения ими необходимо врачу для правильной диагностики, лечения и профилактики амебиаза, трихомониаза, лямблиоза, малярии и токсоплазмоза.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Разбор теоретического материала и контроль уровня знаний.
2. Практическая часть.
Препарат N 1. Мазок крови больного малярией.
При малом увеличении микроскопа с окуляром х15 найти эритроциты, которые представлены на препарате круглыми оранжево-красными точками. Осторожно перевести объектив на большое увеличение (окуляр´15, объектив´40) и найти пораженные плазмодиями эритроциты. Это клетки оранжевого цвета, внутри которых находятся паразиты на разных стадиях развития, окрашенные в синий цвет. Зарисовать 2-3 пораженных эритроцита, указав на рисунке видимые под микроскопом структуры.
Препарат N 2. Токсоплазма.
На препарате при малом увеличении микроскопа с окуляром х15 найти мелкие тельца неправильной формы, окрашенные в синий цвет. Осторожно перевести объектив на большое увеличение (окуляр´15, объектив´40) и рассмотреть паразитов, которые выглядят в виде телец полулунной формы с темно-синим ядром в центре. Зарисовать 2-3 паразита, указав на рисунке видимые под микроскопом структуры.
Препарат N 3. Цисты токсоплазмы (демонстрация).
Под микроскопом среди мышечных волокон видны интенсивно окрашенные, четко ограниченные, округлой или овальной формы цисты токсоплазмы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
1. Характерные черты организации простейших.
2. Дизентирийная амеба. Систематическое положение, распространенность, морфологическая характеристика, жизненный цикл, патогенное действие, пути заражения, обоснование лабораторной диагностики и профилактики.