Адам как прообраз христа
Для православных людей несомненность реального существования первого человека Адама вытекает из веры в историчность Иисуса Христа, именуемого Вторым Адамом. Церковное отношение к человеку основано на отношении ко Христу как единому совершенному Человеку, неложно называвшему Себя Сыном Человеческим -по-еврейски т«П"13 (бен га-адам). Первозданный Адам -не литературный образ, не мифологема, не аллегория, но реально существовавший человек. Если бы это было не так, то не имело бы смысла богословствовать о Втором Адаме – Христе.
Ветхий Адам есть прообраз Нового Адама, и поскольку историческим Лицом является Иисус из Назарета, то непременно историческим лицом должен быть и обитатель Эдема.
Священномученик Серафим (Чичагов)спрашивает: «Можно ли веровать во Христа и сомневаться в грехопадении первых людей?» – и сам поясняет: «Если история грехопадения не что иное, как легенда, как измышленное начало последующих известных мiровых событий, то тогда не требовалось бы никакого искупления рода человеческого Сыном Божиим, и союз людей с Богом никогда бы не был нарушен» [123, с. 229].
Речь идет не о тонкостях толкования Библии, а о принципиальной несовместимости православного богословия и эволюционизма – несовместимости веры в необходимость нашего искупления и веры в отсутствие причины, по которой необходимо было искупление.
Святой апостол Павелсоотносит привнесение в мiр смерти через грех первого человека Адама с попранием державы смерти и искуплением человеческого рода от греха последним Адамом (1 Кор. 15, 45) – Господом нашим Иисусом Христом:
Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых; якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1 Кор. 15, 21–22);
Якоже единаго погребением во вся человеки вниде осуждение, такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни (Рим. 5, 18);
Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится, правдою в жизнь вечную Иисус Христом Господем нашим (Рим. 5, 21).
Вслед за апостолом Павлом богословская святоотеческая мысль детально проработала и раскрыла тему предызобразительного значения событий, связанных с ветхим Адамом по отношению к крестному искуплению нас Иисусом Христом.
Приведем некоторые образцы пророческо-мессианских толкований Святых Отцов Моисеева жизнеописания Адама.
4.1. Создание человека из девственной земли (Быт. 2, 7) – прообраз
рождения Христа от Девы; получение жизни Адама от дуновения
Божия – прообраз воплощения Христа по наитию Святого Духа.
Священномученик Ириней Лионский: «Как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и еще девственной и был создан рукою Божею, т.е. Словом Божиим; так и Сам Он Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, которая была еще Девою» [цит. по 135, с. 1].
Святитель Амвросий Медиоланский: «Адам произошел из девственной земли, Христос – от Девы; оба произошли не от семени мужескаго. Тот произошел от девы (земли) неповрежденной, Сей – от неприкосновенной».
«Первый человек получает жизнь от вдуновения в него жизни Божественной: Иисус Христос воплощается по наитию Святого Духа и осенению силы Вышняго (Лк. 1, 35); тако писано есть, – говорит Апостол, – бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ (1Кор. 15, 45). Первый человек от земли и неба, Второй – от неба и земли. Сей от Бога и Марии земной; тот от земли и Духа небесного» [цит. по 135, с. 1].
Святитель Василий Великий:«Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли; и последний Адам, обновляющий поврежденное первым, приял тело, образовавшееся в девической утробе, чтобы чрез плоть быть в подобии плоти греха (Рим. 8, 3)» [цит. по 135, с. 2].
4.2. Наречение Адамом имен животным
(Быт. 2, 19) – прообраз господства
Христа над всем мiром.
Святитель Амвросий Медиоланский: «Владычество первого человека над животными, данное ему предварительным благословением Божиим (Быт.1, 28) и выразившееся в наречении имен животным, прообразовало духовное владычество Христа над всем мiром, власть над небом и землею» [цит. по 135, с. 2].
4.3. Сон Адама (Быт. 2, 21) – прообраз
крестной смерти Христа.
Святитель Иоанн Златоуст: «Сон первого Адама, наведенный на него Самим Богом, был прообразом происшедшей по воле Отца (Ин. 10, 18; 14, 31; 18, 11) смерти Иисуса Христа – последнего Адама (1Кор. 15, 45), источившего из ребра воду и кровь (Ин. 19, 34)» [там же]
«Бог взял у Адама ребро не прежде, чем навел на него сон. Почему? Потому, что от ребра имел произойти грех, который вошел через жену. Пришел Спаситель, источая из ребра воду и кровь, – воду, омывающую от грехов, кровь, дающую нам таинство. Смотри на образ. Когда Адам уснул, было взято ребро, когда наступил сон для тела Христова, отверзлось, чтобы новою историею разрешить древнее печальное событие, – говорю о сне на кресте» [55, с. 797].
4.4. Создание Евы из ребра (Быт. 2, 22) – прообраз
рождения от Девы.
Святитель Иоанн Златоуст: «Чудесное создание жены (Евы) из ребра (Адамова), как бы в образе предвозвещало имевшее быть рождение от Девы».
«Как Адам без жены произвел жену, так и Дева без мужа родила Мужа. Как от Адама Бог взял ребро и через это нисколько не уменьшил Адама, так и в Деве Он образовал одушевленный храм и не лишил Ее девства; целым остался Адам и по взятии от него ребра; неповрежденною осталась Дева и по исшествии из Нея Младенца» [56, с. 696].
Преподобный Исидор Пелусиот:«Так как жена одолжена мужу тем, что бессеменно произошла из ребра его, долг сей уплатила Матерь Господа, воздав Его нам воплотившегося без семени» [цит. по 135, с. 3].
Преподобный Симеон Новый Богослов:«Как из ребра Адамова Создал Он жену, так из дщери Адамовой, Приснодевы и Богородицы Марии заимствовал девственную плоть безсеменно в не облекшись, стал человеком, подобным первозданному Адаму, чтобы совершить такое дело, именно: как Адам чрез преступление заповеди Божией был причиною того, что все люди стали тленны и смертны, так чтоб и Христос, новый Адам, чрез исполнение всякой правды стал начатком возрождения нашего к нетлению и безсмертию» [125, с. 375].
Октоих 3 гл. Субб. Повеч. Кан. п. 1, троп. 2:«От ребр убо адамовых созидается Ева, древним богозданием; от утробы Богородицы явися Христос, сый Бог наш, вочеловечся непреложно» [109].
Святитель Кирилл Иерусалимский:«Кем рождена вначале Ева? Какая матерь зачала ее безматернюю? Писание говорит, что произошла она из ребра Адамова. Итак, Ева из мужеского ребра рождается без матери; а из девического чрева не может Младенца родиться без мужа? Женский род обязан был благодарностью мужем, потому что Ева получила бытие от Адама, не материю будучи зачата, но как бы родившись от одного мужа» [68, с. 138].
4.5. Нагота Адама в раю (Быт. 2, 25) –
прообраз наготы Христа при воскресении.
Святитель Амвросий Медиоланский:«Христос без одежды восходит на крест именно потому, что как первый человек наг обитал в раю, так и второй человек (1 Кор. 15, 47) вошел в рай» [цит. по 135, с. 3].
Святитель Иоанн Златоуст:«После воскресения Христа в Нем возстановляется древний образ Адама, “Он пребывает без одежд, но не нагим, а одетым”. Воскрес Христос, и слагает с Себя одежды, в которые облекся Адам, был наг и нагим не казался» [55, с. 797].
4.6. Глас Господа Бога в раю пополудни
(Быт. 3, 8) – прообраз последних времен.
Священномученик Ириней Лионский:«Писание, обозначая имевшее быть, говорит, что когда Адам скрылся вследствие непослушания, Бог пришел к нему вечером (слав. “пополудни”, рус. пер. “во время прохлады дня”), воззвал его и сказал ему: где еси? Это значит, что в последние времена тоже Слово Божие пришло воззвать человека, напоминая ему о деяниях, живя в которых, он скрылся от Господа, Ибо как тогда Бог говорил Адаму вечером, ища его, так и в последние времена тем же голосом взыскал и посетил род его» [цит. по 135, с. 4].
Преподобный Ефрем Сирин: «Глас стоп, предшествовавший Богу и возвещавший осуждение Адамово, изображал тот глас Иоаннов, который должен предшествовать Сыну Божию, Ему же лопата в руце Его: и отребит гумно Свое, плевелы сожжет огнем, пшеницу же очистит, чтобы положить в житницу Свою (Мф. 3, 12)» [41, с. 243–244].
4.7. День и час грехопадения Адама – пятница;
6-й час соответствует дню и часу распятия Иисуса Христа.
Святитель Афанасий Великий: «В 6-й час распят Христос, ибо около вечера пал Адам» [цит. по 135, с. 4].
Святитель Иоанн Златоуст:«Спаситель потерпел страдания в те самые часы, которые провел Адам от вкушения до суда, – от шестого часа до девятого. В шестой час он вкусил, – потому что таково правило природы; после шестого – сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желания исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; Я хочу сделаться человеком и могу это сделать; Бог сделал дело прямо противоположное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; Я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, Я становлюсь равным человеку. Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным» [55, с. 807].
Великопостный тропарь 6-го часа:«Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».
4.8. Определение Господом Богом вражды между семенем жены и семенем змия(Быт. 3, 15) – прообраз появления Семени от Девы Марии.
Святитель Епифаний Кипрский:«Тогда Он впервые предвозвещен был, ибо семени жены нигде не оказывается, поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между раждаемым от нее и змием и бывшим в змие диаволом и завистию. Но все в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семене святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем. Ибо Сын Ея пришел сокрушить дракона и извивающегося змия, бегущаго и говорящаго, что он овладел всей вселенной» [цит. по 135, с. 4–5].
Священномученик Ириней Лионский: «Вражда между семенем жены и змия будет до тех пор, пока не придет Семя, предопределенное попрать главу его, Которое и родилось от Марии, ибо эту вражду Господь сосредоточил в Себе Самом, сделавшись человеком от жены и поправ его (змея)» [там же, с. 5].
«С этого времени (т. е. со времени “первоевангелия”) проповедовалось об имевшем родиться от жены Девы по подобию Адамову как о блюдущем главу змея, т. е. о Семени, о Котором говорит Апостол Гал. 3, 19, а еще яснее 4, 4» [там же, с. 5].
Святитель Иоанн Златоуст:«Почему же Он рождается от Девы и сохраняет девство неповрежденным? Так как в древности диавол обольстил Еву, бывшую девою, то поэтому Гавриил благовествовал Марии – деве. Но обольщенная Ева произнесла слово, послужившее причиною смерти, а получившая благовествование Мария родила Слово по плоти, приобретшее нам вечную жизнь» [56, с. 699].
Святитель Филарет Московский: «Благовестие спасительного для нас воплощения Сына Божия начато Самим Богом в раю, ибо там провозглашено Божие определение о победоносном Семени Жены, т.е. о рождении Спасителя от Девы, т.к. самим необычайным наименованием “Семенем Жены” указывается на чудесное рождение сына от жены без мужа, на рождение Христа-Богочеловека от Девы. Что Адам уразумел тайну изречения Господня о “Семени Жены”, сие можно примечать из того, что вслед за сим он дал жене своей новое имя, которое было совсем неблаговременно и неуместно, если бы не относилось к сей самой тайне: мати всех живущих (Быт. 3, 20) не сама по себе, но потому что некогда от Евы будет Дева и от Девы родится Тот, Который есть истина и живот (Ин. 14, 6; 11, 25) и Который имеет силу и всех умирающих перерождать в присноживущих» [цит. по 135, с. 5].
2 кан. Богоявл. песнь 3, тропарь 1:«Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображся в естество, омрачается плотским пришествием, утру явльшуюся приразився Владыце, сокрушити свою враждебную главу», то есть по-русски: «Тот, кто изначала насадил смертность в твари, облекшись в естество коварного змея, сам помрачается пришествием (Христа) во плоти, приразившись к явившемуся свету – Владыке, для сокрушения собственной враждебной головы» [101, Январь].