Характеристики осевого скелета
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХМАО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО ОКРУГА»
«Утверждаю»_______________
Зав. кафедрой _______________
«____»________________ 200 г.
Методическая разработка
Практического (лабораторного) занятия № 14 для студентов I-курса.
Тема занятия: «Эволюция опорно-двигательной системы».
Методическую разработку подготовил
Методическая разработка обсуждена и утверждена
На кафедральном совещании №___
«_____»_____________________200 г.
Сургут, 200 г.
Продолжительность изучения темы: «Эволюция опорно-двигательной системы» составляет три часа; из них занятие три часа, самостоятельная работа 1 ч.20 минут.
Место проведения занятия 533 аудитория
Цель: Изучить основные этапы развития опорно-двигательного аппарата у беспозвоночных и позвоночных животных. Выделить основные эволюционные преобразования опорно-двигательного аппарата. Отметить отличия в строении скелета человека и скелета млекопитающих. Обосновать возможности формирования у человека онтофилогенетических пороков опорно-двигательной системы.
Содержание занятия:
Хронокарта занятия:
№ | Название этапа | Время (мин) |
1. | Проверка присутствующих | 1-2 |
2. | Вступительное слово | 10-11 |
3. | Контроль исходных знаний а) программ. контроль ( вводный ) б) фронтальный опрос | 3-5 10-15 |
4. | Самостоятельная работа студентов | 70-80 |
5. | Контроль конечных знаний а) программ. контроль ( итоговый ) | 5-7 |
6. | Подведение итогов, просмотр тетрадей | 10-12 |
Итого: 120 минут
( 3-х часовое занятие)
1.Проверка присутствующих.
2.Вступительное слово преподавателя.
Преподаватель называет тему занятия (можно спросить студента), его цели, значение и обоснование темы. Преподаватель знакомит студентов с организацией и правилами ведения учебных тетрадей.
3.Выявление исходного уровня знаний студентов.
3.1.Вводный программированный контроль (выполняется дома). На занятии проверяется правильность ответов.
3.2.Фронтальный опрос.
Вопросы для самоподготовки
1. Из каких зародышевых листков развиваются скелет беспозвоночных, хорда и скелет позвоночных животных?
2. У каких животных хорда функционирует в течение всей жизни, у каких - только в эмбриональном периоде?
3. Какова роль опорно-двигательного аппарата?
4. Каковы характерные особенности опорно-двигательного аппарата у беспозвоночных?
5. Каковы основные эволюционные преобразования опорно-двигательного аппарата у хордовых животных?
6. На какие отделы дифференцирован позвоночник рыб, амфибий, рептилий, млекопитающих, человека? Каково количество позвонков в каждом отделе?
7. Позвонки каких отделов несут ребра у различных классов позвоночных? У кого впервые появилась грудная клетка и какое значение это имело?
8. Каковы основные филогенетические стадии развития мозгового черепа у позвоночных?
9. Каковы принципы эволюционных преобразований мозгового черепа?
10. Каково происхождение плавников рыб, плечевого и тазового поясов наземных позвоночных?
11. Каковы особенности строения плавников кистеперых рыб? Каково происхождение конечностей наземного типа?
12. В чем заключаются прогрессивные преобразования конечностей и соматической мускулатуры у позвоночных животных?
13. В чем сходство строения скелета человека и позвоночных животных?
14. Каковы особенности опорно-двигательного аппарата человека?
15. Чем объясняется факт, что иннервация плечевого пояса у млекопитающих и человека осуществляется шейными, а не грудными сегментами спинного мозга?
16. Какие онтофилогенетические пороки опорно-двигательной системы встречаются у человека и чем они обусловлены?
Прогрессивная эволюция животных в значительной мере обусловлена особенностями строения опорно-двигательного аппарата и характером двигательной активности. У большинства беспозвоночных скелет наружный, в виде кутикулярных образований. Развитие опорно-двигательного аппарата у беспозвоночных происходило по пути появления твердого экзоскелета (хитинизированная кутикула), членистых суставных конечностей и поперечнополосатой мускулатуры. Это вывело членистоногих на путь широкой адаптации и позволило освоить все среды обитания. В настоящее время это самая многочисленная группа животного мира.
У хордовых формируется внутренний скелет. Основой его служит мышечно-хордальный комплекс (миохорд). Хорда закладывается в эмбриогенезе всех хордовых и выполняет морфогенетическую роль - под влиянием миохорда развиваются нервная трубка, позвоночник, происходит дифференцировка склеротома в хрящ или кость. В течение всей жизни хорда является осевым скелетом у бесчерепных, круглоротых и ганоидных рыб. У большинства позвоночных она замешается хрящевым или костным позвоночником, состоящим из позвонков; это позволило увеличить прочность осевого скелета при сохранении его подвижности.
В процессе эволюции позвоночных произошли дифференцировка позвоночника на отделы, формирование мозгового черепа для защиты головного мозга и органов чувств. Лицевой череп является производным висцерального скелета и поддерживает у предков позвоночных переднюю часть кишечной трубки. У водных форм возникают парные конечности: грудные и брюшные плавники, на основе которых развились конечности наземного типа. Эволюция конечностей и их поясов сопровождалась уменьшением количества костных элементов, заменой неподвижных сочленений подвижными суставами, удлинением проксимальных и укорочением дистальных отделов. Строение конечностей адаптировано к условиям обитания и способу передвижения. Изменение строения позвонков от амфицелъных - двояковогнутых (рыбы) на ацельные - с плоскими торцевыми поверхностями (млекопитающие) увеличило прочность соединения позвонков при сохранении подвижности позвоночного столба. У высших позвоночных формируется грудная клетка.
Смена среды обитания (выход на сушу) обусловила изменение способа прикрепления конечностей к туловищу: в отличие от земноводных и рептилий у млекопитающих конечности от туловища направлены вниз, что значительно облегчило передвижение и увеличило его экономичность. У земноводных утрачивается связь между плечевым поясом и черепом, в силу чего голова и передние конечности получили возможность двигаться независимо друг от друга. У наземных форм происходит укорочение шейных ребер (земноводные) или исчезновение их (рептилии, млекопитающие) (приложение 1).
Развитие мышечной системы коррелировало с усилением опорной функции, что выразилось в замене метамерной мускулатуры на специализированные группы мышц, в возрастании относительной массы мышц конечностей и в уменьшении массы дорсальной и туловищной мускулатуры. У высших позвоночных метамерность сохраняется в расположении части мышц позвоночного столба, брюшного пресса и межреберных мышц.
Адаптации к разным условиям наземного существования способствовали формированию многообразных типов передвижения, что расширило возможности добывания пищи, спасения от врагов, поиска оптимальных зон обитания и заселения позвоночными почти всех биотопов суши, воды, нижних слоев атмосферы.
В эмбриогенезе человека происходит рекапитуляция основных филогенетических стадий становления опорно-двигательного аппарата. Нарушение механизма смены предкового состояния признака на видоспецифическое приводит к развитию онтофилогенетических пороков опорно-двигательного аппарата.
Задание для студентов
Работа 1. Функции опорно-двигательной системы.
Изучите функции и запишите их в рабочую тетрадь.
1. Сохранение определенной формы тела.
2. Удержание положения тела и его частей в пространстве.
3. Передвижение тела и его отдельных частей относительно друг друга.
4. Защита и поддержание внутренних органов.
5. Участие в глотании, дыхании, мочеиспускании, дефекации, родовой деятельности, артикуляции.
Работа 2. Сравнительная характеристика опорно-двигательного аппарата у беспозвоночных животных.
Изучите материалы табл. 1.
Таблица 1
Подцарства и типы беспозвоночных животных | Морфофункциональная характеристика опорно-двигательного аппарата | |
опорная функция | двигательная функция | |
Подцарство Одноклеточные (Простейшие) Тип Простейшие Подцарство Многоклеточные Тип Кишечнополостные Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви Тип Членистоногие | Органеллы (волоконца, аксостиль). Внутренний минерализованный скелет (лучевики). Раковины (фараминиферы, раковинные амебы) Мезоглея Внутренний и наружный минерализованный скелет Кожно-мускульный мешок Кожно-мускульный мешок Гидроскелет (жидкость первичной полости тела) Сегментированный кожно-мускульный мешок Гидроскелет (жидкость вторичной полости тела) Наружный скелет - хитинизированная кутикула | Сократительные волоконца, псевдоподии, жгутики, ундулирующая мембрана, реснички. Эпителиально-мускульные клетки; обособленный слой мускульных клеток, мускульные мешки. Реснички. Кольцевые, продольные и диагональные мышцы Продольные мышцы Кольцевые и продольные мышцы Параподии Опорные щетинки Членистые конечности Поперечнополосатая мускулатура Крылья |
Работа 3. Основные эволюционные преобразования опорно-двигательного аппарата позвоночных животных.
Изучите основные направления эволюционных преобразований и запишите в рабочую тетрадь.
1. Субституция:
а) замещение хорды позвоночным столбом;
б) замена хрящевой ткани на костную;
в) смена метамерной двигательной мускулатуры на специализированные группы мышц;
г) смена неподвижного соединения частей скелета плавников между собой и с плечевым поясом на подвижное сочленение в виде суставов.
2. Преобразование дистальных отделов хрящевых лучей плавников рыб в скелет свободных конечностей позвоночных.
3. Усиление главной функции за счет:
а) дифференцировки позвоночника на отделы;
б) формирования сложносуставных конечностей наземного типа, увеличение подвижности их соединений;
в) утраты связи плечевого пояса с черепом;
г) увеличения массы мышц конечностей;
д) изменения способа прикрепления конечностей к туловищу;
е) формирования грудной клетки; сильного развития грудных мышц;
ж) формирования вертлужной впадины, голеностопного сустава;
з) формирования грудобрюшной диафрагмы и диафрагмы таза.
4. Олигомеризация:
а) уменьшение количества костей запястья и предпястья;
б) уменьшение количества фаланг пальцев;
в) формирование у рыб плечевого и тазового поясов путем слияния оснований хрящевых дуг;
г) слияние костей черепа;
д) слияние лобковой, седалищной и подвздошных костей в тазовую кость;
е) слияние крестцовых позвонков в крестец.
5.Полимеризация органов: возникновение многочисленных хвостовых позвонков у длиннохвостых млекопитающих.
6. Расширение количества выполняемых функций:
а) появление в парных плавниках рыб собственной мускулатуры обеспечило поступательное движение, погружение на глубину, передвижение по дну;
б) участие в артикуляции, мимике, глотании, дыхании, мочеиспускании, дефекации, родовой деятельности.
7. Уменьшение количества выполняемых функций: рудименты мышц ушных раковин; копчик у млекопитающих.
Работа 4. Сравнительная характеристика опорно-двигательной системы позвоночных животных.
Рассмотрите скелеты рыбы, лягушки, ящерицы, крысы. .В скелете позвоночных выделите следующие части:
- скелет туловища: осевой скелет (хорда или позвоночник, мозговой череп);
- скелет свободных конечностей и их поясов;
- висцеральный череп.
Отметьте:
- общий план строения осевого скелета позвоночных животных, а также гомологию скелета конечностей наземных животных и человека;
- изменение способа прикрепления конечностей к туловищу: у амфибий и рептилий конечности направлены от туловища вбок, у млекопитающих - вниз;
- формирование грудной клетки;
- уменьшение количества фаланг пальцев (I-V) от 3-5- 4-4-3 у амфибий до 2-3-4-5-3 у рептилий и до 2-3-3-3-3- у млекопитающих, что связано с изменением положения конечностей, когда все пальцы одинаково касаются поверхности и, следовательно, имеют тенденцию выравниваться по длине;
- редукцию шейных и поясничных ребер;
- укорочение и ослабление хвостового отдела, в связи с чем происходит утрата хвостовой мускулатуры.
Проведите сравнительный анализ опорно-двигательного аппарата у разных классов позвоночных животных.
Используя материал учебника и приведенные ниже характеристики осевого скелета, заполните табл. 2.
Таблица 2 | |||||||
Подтипы, классы | Отделы позвоночного столба, количество позвонков в каждом отделе | Грудная клетка, грудобрюшная преграда-диафрагма | Мозговой череп и его соединение с позвоночником | ||||
шейный | грудной | поясничный | крестцовый | хвостовой | |||
Подтип Позвоночные Классы: Хрящевые рыбы Костные рыбы Земноводные Рептилии Млекопитающие Человек |
Характеристики осевого скелета
Осевой скелет (позвоночный столб):
а) хрящевой позвоночный столб;
б) костный позвоночный столб.
Отделы позвоночного столба:
а) туловищный, хвостовой;
б) шейный, туловищный, крестцовый, хвостовой;
в) шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой;
г) шейный, грудной, поясничный, крестец, копчик.
Количество позвонков в каждом отделе:
шейный:
а) 1, несет ребра,
б) 7-10, ребра отсутствуют,
в) 7, ребра отсутствуют;
туловищный:
а) количество позвонков варьирует, они несут хрящевые ребра; грудина отсутствует,
б) количество позвонков варьирует, они несут костные ребра; грудина отсутствует;
грудной (позвонки несут ребра, которые доходят до грудины, образуя грудную клетку):
а) количество позвонков варьирует,
б) 12-15,
в) 12;
поясничный (позвонки имеют хорошо развитые поперечные отростки за счет прирастания к ним рудиментарных ребер):
а) количество позвонков варьирует,
б) 2-9,
в) 5, поперечные отростки тонкие;
крестцовый:
а) 1, имеет мощные поперечные отростки,
б) 2, имеют мощные поперечные отростки,
в) 5-10, срослись, образовав крестец,
г) 5, срослись, образовав крестец;
хвостовой:
а) количество позвонков варьирует,
б) позвонки срослись в одну кость - уростиль,
в) позвонки срослись, образовав копчик.
Мозговой череп и его соединение с позвоночным столбом:
а) хрящевой;
б) хрящевой с элементами окостенения;
в) костный;
г) неподвижное соединение с позвоночным столбом;
д) при помощи одного затылочного мыщелка;
е) при помощи двух затылочных мыщелков.
Работа 5. Особенности опорно-двигательного аппарата человека.
Изучите материал и запишите в рабочую тетрадь.
1. Вертикальное расположение позвоночного столба; наличие в нем изгибов.
2. Увеличение размеров позвонков (сверху вниз).
3. Увеличение мозгового отдела черепа и уменьшение лицевого отдела.
4. Центральное положение большого затылочного отверстия в основании черепа; уменьшение остистых отростков шейных позвонков. Череп с короткой лицевой частью и большим мозговым отделом вертикально сбалансирован на позвоночнике.
5. Развитие сосцевидных отростков для прикрепления грудино-ключично-сосцевидных мышц, удерживающих голову в вертикальном положении. Отсутствуют сагиттальный и затылочный гребни, к которым у обезьян прикрепляются жевательные мышцы.
6. Уплощение грудной клетки; укрупнение ключицы.
7. Противопоставление большого пальца кисти остальным благодаря формированию седловидного запястно-пястного сустава большого пальца, что связано с трудовой деятельностью (у неандертальцев этот сустав уплощен).
8. Выпрямление фаланг II-V пальцев и развитие дифференцированной мускулатуры обеспечили возможность точно захватывать предметы, исследовать их на ощупь и сжимать с необходимой силой.
9. Широкий короткий таз, наклон таза под углом 60° в связи с перемещением центра тяжести тела.
10. Развитие ягодичных мышц, отсутствие седалищных мозолей.
11. Ноги длиннее рук, сильное развитие мышц ног.
12. Укорочение пальцев стопы, большой палец не противопоставлен остальным пальцам, расположен параллельно другим и имеет общую подошвенную поверхность. Это привело к утрате им хватательной функции.
13. Появление продольного свода стопы (роль амортизатора).
14. Развитие пяточного бугра.
Работа 6. Онтофилогенетические пороки развития скелета человека.
Изучите пороки и запишите их в рабочую тетрадь.
1. Увеличение количества позвонков (на один позвонок) в каждом отделе позвоночника.
2. Расщелина дуги позвонков и несрастание остистых отроков позвонков (спинномозговые грыжи).
3. Персистирование шейных и поясничных ребер.
4. Нарушение гетеротопии пояса верхних конечностей (врожденное высокое стояние лопаток).
5. Слияние шейных и верхнегрудных позвонков (укорочение шеи).
6. Сужение грудной клетки.
7. Сращение пальцев (синдактилия).
8. Увеличение количества фаланг пальцев (полифалангия).
9. Увеличение количества пальцев (полидактилия).
10. Узкий таз.
11. Персистирование хвоста (хвостовой придаток).
12. Врожденное плоскостопие.
13. Косолапость.
Тестовые задания
1. Выберите один правильный ответ.
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ СЛИЗИСТЫЕ ЖЕЛЕЗЫ В КОЖЕ ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ У:
1. Хрящевых рыб. 4. Рептилий.
2. Костных рыб. 5. Млекопитающих.
3. Амфибий.
2. Выберите один правильный ответ.
МЛЕЧНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРОИЗОШЛИ ИЗ:
1. Многоклеточных слизистых желез амфибий.
2. Потовых желез млекопитающих.
3. Сальных желез млекопитающих.
3. Выберите один правильный ответ.
КОНЕЧНОСТИ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ГОМОГОЛОГИЧНЫ:
1. Плавникам хрящевых рыб.
2. Плавникам костных рыб.
3. Плавникам кистеперых рыб.
4. Выберите один правильный ответ.
ВНУТРЕННИЙ ОСЕВОЙ СКЕЛЕТ ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У:
1. Круглых червей. 4. Бесчерепных.
2. Кольчатых червей. 5. Черепных.
3. Членистоногих.
5. Выберите один правильный ответ.
ШЕЙНЫЙ И КРЕСТЦОВЫЙ ОТДЕЛЫ ПОЗВОНОЧНИКА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ У:
1. Круглоротых. 4. Рептилий.
2. Рыб. 5. Млекопитающих.
3. Амфибий.
6. Выберите несколько правильных ответов.
К ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫМ ПОРОКАМ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСЯТСЯ:
1. Полителия. 3. Гипертрихоз.
2. Альбинизм. 4. Полимастия.
7. Выберите несколько правильных ответов.
ПРОГРЕССИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ КОНЕЧНОСТЕЙ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ:
1. Увеличением степени подвижности соединения костей.
2. Уменьшением количества костей в запястье.
3. Увеличением количества костей в запястье.
4. Удлинением проксимальных отделов конечностей.
5. Укорочением проксимальных отделов конечностей.
8. Установите соответствие.
ПОРОКИ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРОКА:
У ЧЕЛОВЕКА: а) увеличение количества фаланг
1. Полителия. пальцев;
2. Полимастия. б) увеличение количества сосков;
3. Полидактилия. в) увеличение количества млечных желез;
4. Полифалангия.
г) увеличение количества пальцев.
9. Установите соответствие.
ПРИЗНАК: ЯВЛЯЕТСЯ:
1. Шейные ребра. а) рудиментом;
2. Мышцы ушной раковины. б) атавизмом; вины.
3. Хвостовой придаток. в) субституцией.
4. Полимастия.
5. Копчик.
6. Замена хорды позвоночным столбом.
7. Полителия.
Основная литература
1. Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. - М.: Высшая школа, 2001. - Кн. 2. -С. 91-106.
2. Пехов А.П. Биология и общая генетика. - М: Изд-во РУДН, 1993. - С. 371-373.
3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии / Под ред. Ю.К. Богоявленского. - М.: Медицина, 1979. - С. 181-191.
Дополнительная литература
1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. - М.: Мир, 1990. -Т. 3.
2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М.: Высшая школа, 1981.
3. Карташев Н.Н., Соколов В.Е., Шилов И.А. Практикум по зоологии позвоночных. - М.: Высшая школа. 1981.
4. Наумов И.П., Карташев Н.Н. Зоология позвоночных. - М.: Высшая школа, 1979. - Т. 1 и 2.
5. Ромер А., Пирсоне Т. Анатомия позвоночных. - М.: Мир, 1992. - Т. 1.
6. Чебышев И.В., Козарь М.В., Беречикидзе И.А. Филогенез систем органов. - М.: Издательский дом «Русский врач», 2000.
Приложение 3