Тема 15. Человек и ноосфера. Экология и здоровье человека
Понятие и структура биосферы. Давление жизни и эволюция живых организмов как условие существования биосферы. Биосфера как саморегулирующаяся кибернетическая система с положительными и отрицательными обратными связями. Биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени. Самоорганизация в живой и неживой природе. Живое вещество в биосфере. Макросистема живых организмов и их функции в биосфере.
Многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы.
Человек - новая геологическая сила. Понятие о ноосфере (Э. Леруа, Тейяр де Шарден). Основные положения учения В.И. Вернадского о ноосфере: роль научной мысли как планетарного (и космического) явления, сознательная деятельность человека, связанная с преобразованием биосферы, и др. Закономерности перехода биосферы в ноосферу.
Воздействие техносферы на биосферу. Разрушение экосистем и возникновение экологического кризиса. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизика-геохимическая. Экологические проблемы и их влияние на биологические основы развития человека. Здоровье человека как комплексная социальная и научная проблема. Соотношение биологических (наследственных, возрастных, иммунологических и др.) и социальных (экологических, демографических, социально-психологических и др.) факторов в сохранении и укреплении здоровья человека. Проблема нормы и патологии в современной медицине. Здоровье человека и здоровый образ жизни.
Биоэтика. Жизнь как биологическая и биоэтическая ценность. Экологическая этика и биоэтика. Место биоэтики в формировании мировоззрения специалиста гуманитарного профиля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2007. – 704 с.
Концепции современного естествознания: учебник для студентов вуза/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319 с.
Дополнительная:
Аксенов Г.П. Причина времени. - М., 2000.
Ацюковский В.А. Концепции современного естествознания. - М.: МСЭУ, 2003.
Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. - М., 1963.
Болл Ф. Введение в физику ядра, адронов и элементарных частиц. — М., 2001.
Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. — М., 1994.
Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - М., 1983.
Галимов Э.М. Феномен жизни. Происхождение и принципы эволюции. - М., 2001.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. - М., 1989.
Глобальный эволюционизм. - М., 2004.
Гончаров С.А. Термодинамика. - М., 2001.
Горелов А.А. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2005.
Дубинин Н.П. Вечное движение. - М., 1989.
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естество знания. - Новосибирск: КЖЕА, 2005. - 832 с.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М., 2001.
Карпенков С.Х. Концепции современного естество знания. - М.: Академический проект, 2005. - 639 с.
Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. — М., 2001.
Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. - М., 2004.
Основания современного естествознания. Модельный взгляд на физику, синергетику, химию. - М., 2001.
Попов В.П., Крайнюченко И.В. Глобальный эволюционизм и синергетика ноосферы. - Ростов н/Д, 2003.
Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити, 2007. - 287 с.
Савчук В.Д. От теории относительности до классической механики. - М., 2001.
Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. - М., 2002.
Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. - М.: Владос, 2005.
Степин В.С, Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 2001.
Тарасов В.Е. Квантовая механика. - М., 2002.
Фейнман Р., Вайнберг С. Элементарные частицы и законы физики. - М., 2001.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997.
Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. - М., 1995.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция в физике. - М., 1965.
Календарный план изучения учебной дисциплины
Календарный план рассчитан на семестр (18 недель). Изучение дисциплины заканчивается зачетом. График изучения дисциплины приведен в таблице.
Таблица
Нед. | |||||||||||||||||
Лек. | |||||||||||||||||
Сем. |
Фондовые лекции
По учебной дисциплине «Концепции современного естествознания» разработана фондовая лекция «Химические системы и химические процессы», находящаяся в фонде библиотеки Тверского филиала МГЭИ.
Тематические планы изучения учебной дисциплины
Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная сокращенная
№ темы | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | изних, час | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Наука и общество | |||||||
Научный метод и структура научного познания | |||||||
Закономерности развития науки | |||||||
Пространство и время. Физический вакуум. | |||||||
Структурные уровни и системная организация материи | |||||||
Современная физическая картина мира | |||||||
Химический уровень организации материи | |||||||
Биологический уровень организации материи | |||||||
Экология и проблемы здоровья человека | |||||||
Биосфера. Ноосфера. Человек | |||||||
Наука 21 века. Теория самоорганизации материи | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
Тематический план
Тематический план по дисциплине: «Концепции современного естествознания» специальность: «Юриспруденция»; форма обучения: очная
№ темы | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Изних, час | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Наука и общество | |||||||
Научный метод и структура научного познания | |||||||
Закономерности развития науки | |||||||
Пространство и время. Физический вакуум. | |||||||
Структурные уровни и системная организация материи | |||||||
Современная физическая картина мира | |||||||
6.1. | Законы классической механики. Теория электромагнитного поля | ||||||
6.2. | Мегамир. Законы Кеплера. Теория происхождения Вселенной | ||||||
6.3. | Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна | ||||||
6.4. | Микромир. Строение атома. Теория фундаментальных взаимодействий | ||||||
Химический уровень организации материи | |||||||
7.1. | Химические системы | ||||||
7.2. | Химические процессы. Катализ и автокатализ | ||||||
Биологический уровень организации материи | |||||||
8.1. | Пути развития и принципы биологии | ||||||
8.2. | Мир живого | ||||||
8.3. | Возникновение и становление человека. Сознательное и несознательное | ||||||
Экология и проблемы здоровья человека | |||||||
Биосфера. Ноосфера. Человек | |||||||
Наука 21 века. Теория самоорганизации материи | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
Тематический план
по дисциплине: «Концепции современного естествознания»
для слушателей переподготовки по 510 часовой программе
№ темы | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | изних, час | Самостоятельная работа | ||
лекции | семинары | практические занятия | |||||
Научный метод и структура научного познания | |||||||
Структурные уровни и системная организация материи | |||||||
Современная физическая картина мира | |||||||
Химический уровень организации материи | |||||||
Биологический уровень организации материи. Человек. Биосфера. Ноосфера | |||||||
ЗАЧЕТ | |||||||
ИТОГО |
Темы рефератов
1. Естественно-научная и гуманитарная культуры. Различия и единство культур.
2. Наука в духовной культуре общества.
3. Этика науки.
4. Методы научного познания.
5. Структура научного познания.
6. Критерии и принципы научности.
7. Концепция развития науки Т. Куна.
8. Концепция развития науки И. Лакатоса.
9. Научные революции.
10. Дифференциация и интеграция научного знания.
11. Математизация естествознания.
12. Глобальный эволюционизм.
13. Синергетика как теория самоорганизации материи.
14. Математика как наука. Её становление и развитие. Роль математики в развитии естественных наук.
15. Концепции классической механики и макромир.
16. Квантово-механические концепции описания микромира.
17. Роль волновой генетики в развитии биологии.
18. Атомистическая концепция строения материи.
19. Элементарные частицы и квантовая модель строения атома.
20. Физический вакуум. Возникновение и развитие учений о «пустоте».
21. Современные космологические модели Вселенной.
22. Происхождение и эволюция Вселенной.
23. Учения о пространстве и времени в доэйнштейновские периоды.
24. Сущность специальной теории относительности.
25. Сущность общей теории относительности.
26.Свойства пространства и времени.
27. Виды пространства и времени: биологическое, психологическое и социальное.
28. Основные законы классической механики.
29. Броуновское движение.
30. Электромагнитная индукции.
31. А. Эйнштейн и сущность фотоэффекта.
32. Корпускулярно-волновая теория строения материи.
33. Идеальные и реальные газы.
34. Ядерные и термоядерные реакции. Применение в технике и вопросы этики.
35. Современное представление о строении атома и квантовые характеристики электрона.
36. Предмет химии и основные законы химии.
37. Периодический закон Д.И. Менделеева.
38. Равновесные и неравновесные химические процессы.
39. Законы термодинамики. Энтальпия, энтропия и энергия Гиббса.
40. Колебательные реакции.
41. Неорганические и органические вещества. Возникновение и крушение теории витализма.
42. Катализ и автокатализ.
43. Оптические изомеры как принцип обеспечения молекулярно-пространственной комплиментарности.
44. ДНК и наследственность.
45. Теория наследственности в трудах Г.И. Менделя.
46. Биология и этапы её развития.
47. Концепции происхождения жизни.
48. Клетка как «первокирпичик» живого. Её строение и функционирование.
49. Ген и его свойства.
50. Современная теория биологической эволюции.
51. Биоэтика.
52. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
53. Человек и биосфера.
54. Влияние природы на человека. Понятие географической среды.
55. Влияние человека на природу. Техносфера.
56. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
57. Биосфера и космос. Учения А.Л. Чижевского, Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.
58. Противоречия в системе «природа - биосфера - человек».
59. Проблема антропогенеза.
60. Биологическое и социальное в истории развития человечества.
61. Генная инженерия и её социально-этические проблемы.
62. Бессознательное и сознательное в человеке.
63. Экология и здоровье человека.
64. Проблемы охраны здоровья человека в России.
65. Луи де Бройль и волновое учение.
66. A.M. Бутлеров и теория строения органических веществ.
67. Вклад Г. Галилея в развитие естествознания.
68. В. Гейзенбегр и его вклад в теорию микромира.
69. Учение Дарвина и принцип самоорганизации материи.
70. Геометрия Декарта.
71. Дж. Максвелл и открытие электромагнитного поля.
72. Принцип Ле Шателье: воздействие на равновесные системы.
73. Э. Шрёдингер и его волновое уравнение.
74. Теория А.И. Опарина о возникновении жизни на Земле.
75. М. Фарадей и теория электролиза.
76. М. Планк и квантовая теория.
77. К. Линней и его учение о мире живого.
78. Я.Х. Вант-Гофф и его учение о скорости химических реакций.
79. Эволюция теории строения атома в работах Дж. Томсона, Э. Резерфорда и Н. Бора.
80. Демокрит и его учение о строении материи.